Америка? Нет больше вашей Америки..
Советское военное сотрудничество с Индией
Сегодня уже не для кого не является секретом кто и для какой цели направляет борьбу оппозиции в странах Среднего Востока, приводящую к дестабилизации геополитически значимых государств. Нетрудно заметить, что наибольшей «демократизации» подвергаются страны еще относительно недавно входящие в зону политических и экономических интересов Советского Союза / России. Не менее важным регионом соперничества СССР и США на протяжении нескольких десятков лет была Юго-Западная Азия. В связи с этим интересно рассмотреть многолетнее сотрудничество в военной сфере Советского Союза и Индии.
20 февраля 1946 года премьер-министр английского правительства Эттли выступил в палате общин с докладом о политике в Индии. Он заявил, что положение, сложившееся в стране после окончания Второй мировой войны, чревато большими опасностями и предложил правительству Великобритании передать власть или центральному правительству Индии, если таковое будет существовать, или областным правительствам. Вместе с этим он заявил, что английское правительство отзывает из Индии вице-короля Уэйвелла и на его место назначает лорда Маунбэттена. 4 августа его назначение было одобрено королем.
читать дальше3 июня 1947 года, прибывший в Индию Маунбэттен выступил от имени английского правительства с декларацией, которая сводилась в основном, к следующим пунктам: 1) Индия делится на два государства: индусское и мусульманское; 2) до окончания этого разделения проводится референдум в Северо-Западной пограничной провинции, в Сильхетском округе Ассама, а также голосование в законодательном собрании провинции Синд по вопросу о том, в какой доминион хотят войти эти провинции; 3) до расчленения Индии решается также вопрос о расчленении провинций Бенгалия и Пенджаб; 4) после осуществления всех этих мероприятий Учредительное собрание Индии делится на две части, т.е. Учредительное собрание Хиндустана и Учредительное собрание Пакистана. Оба государства получают статус доминиона; 5) княжествам (около 600) предоставляется право самим решить вопрос о том, в какой доминион они вступают.
Этот план, именуемый «планом Маунбэттена», был принят Национальным Конгрессом, и крупнейшей партией - Мусульманской лигой.
В территорию доминиона Индии вошли провинции Мадрас, Бомбей, Соединенные провинции, Центральные провинции, Бихар, Орисса. Западная Бенгалия, большая часть Ассама и Восточный Панджаб. Население доминиона (к 1948 г.) насчитывало примерно 317 млн. человек.
В Сильхетском округе большинство избирателей высказалось за присоединение к Пакистану. То же самое произошло и в Синде. В Пенджабе и Бенгалии депутаты индусских округов высказались за расчленение этих провинций. Эти мероприятия стали проводиться в августе и вызвали невиданные в Индии кровопролитные столкновения между мусульманами, сикхами и индусами. Особенно жестокие погромы произошли в Лахоре, Амритсаре, Равальпинди, Мултане, Дера-Исмаил-хане и Пенджабе.
Тем не менее, 15 августа 1947 года процедура раздела Индии была закончена. В Пакистане к власти пришло правительство, образованное членами партии Мусульманская лига, а в Индии - правительство Национального конгресса во главе с премьер-министром Джавахарлалом Неру. В те годы он расценивался советским руководством как реакционер и проводник политики англо-американского империализма. Показательна, в этой связи характеристика, данная ему в комментариях редакции к книге английского исследователя Пальма Датта «Индия сегодня» (1947 г.), переведенная на русский язык в 1948 году: «В настоящее время Джавахарлал Неру, ставший во главе правительства доминиона Индии, проводит реакционную политику ориентации на американскую кабальную «помощь» и зверских репрессий по отношению к коммунистам и другим прогрессивным деятелям, борющимся за подлинную свободу индийского народа». Правда, вскоре, как отмечал сам Д. Неру «изучение Маркса и Ленина оказало огромное влияние на его сознание». Тем не менее, по словам А.А. Громыко первый премьер-министр Индии так и не стал марксистом-ленинцем. В то же время провозглашение независимости Индии стало крупнейшей вехой в крушении колониализма и оказало заметное влияние на систему послевоенных межгосударственных отношений.
Расчленение Индии отнюдь не решило национального вопроса; более того, оно усложнило его. Однородная по своему национальному составу провинция Бенгалия была разделена между двумя доминионами, также прошла и линия границы в провинции Пенджаб, населенной исключительно пенджабцами. Вскоре эти районы стали постоянными очагами вооруженных восстаний и конфликтов.
В области экономики раздел Британской Индии поставил оба новых доминиона в чрезвычайно невыгодные, с точки зрения их самостоятельности, условия. К доминиону Индия отошли все наиболее развитые в промышленном отношении провинции, но без необходимого сырья и с минимальной продовольственной базой.
Армия была разделена по принципу гражданства, зависевшего от географического фактора, но при этом была сделана оговорка. Что с 15 августа армия Пакистана будет формироваться преимущественно из мусульман, а армия Индии – из немусульман. В результате, к Индии отошли 12 танковых и моторизованных полков (бывших кавалерийских), 11 пехотных, 10 артиллерийских полков, 61 инженерная часть (в размере рот и взводов), а также 8 эскадрилий ВВС. Пакистан получил 6 танковых и моторизованных полков, 8 пехотных, 5 артиллерийских полков, 34 инженерные части и всего 2 авиационные эскадрильи.
Что же касается офицерского состава, то еще 30 апреля Маунтбэттен призвал британских офицеров добровольно остаться на службе в армиях Индии и Пакистана. В коммюнике штаба британской армии говорилось, что добровольцы будут служить в Индийской и Пакистанской армиях в течение еще одного года, после 15 августа 1947 года.
1 августа 1947 года было объявлено что сухопутными силами будет командовать генерал Роберт Локкхарт, а Пакистана – генерал-лейтенант Фрэнк Мессерви. Других английских офицеров временные правительства доминионов назначили командующими ВМФ и ВВС.
После получения политической независимости (26 января 1950 года Индия была провозглашена Республикой), но потерей значительных районов, снабжавших Индию продовольствием, перед республикой остро стал экономический вопрос. Для его разрешения Национальной плановой комиссией Индии были разработаны пятилетние планы развития. Первый из них вступил в действие 1 апреля 1951 года и закончился 31 марта 1956 года. Составители пятилетних планов возлагали большие надежды на иностранные займы как источник финансирования. Так, по второму пятилетнему плану ожидалось получение займов, главным образом от США и Англии, на сумму 8 млрд. рупий, а по наметкам третьего пятилетнего плана – 10 млрд. рупий. Однако надежды индийских экономистов не оправдались – западные страны предпочли оказывать «экономическую помощь» в виде продовольствия и кредитов на развитие сельского хозяйства, железных дорог и т.п. и длительное время отказывались предоставлять Индии займы на развитие государственной промышленности. Западные державы и международные кредитно-финансовые организации не были заинтересованы в развитии тяжелой промышленности в афро-азиатском мире, и не желали преобразования аграрно-сырьевой периферии мировой экономики.
Сложившаяся ситуация потребовала переориентации помощи на Советский Союз и социалистические страны. Этому способствовала и поддержка США Пакистана, который рассматривался как противовес советскому влиянию в Азии. К этому времени отношение к Индии, со стороны советского руководства стало постепенно меняться. Н.С. Хрущев увидел в движении неприсоединения, которое начало формироваться в третьем мире на Бандунгской конференции в 1955 году, потенциального союзника (геополитического партнера) в борьбе с Западом. Одним из лидеров движения, вместе с Насером и Тито, был и Дж. Неро.
В феврале 1955 года было заключено советско-индийское соглашение о помощи СССР в строительстве в Индии металлургического завода производственной мощностью 1 млн. т. стали в год. Советская сторона взяла на себя проектирование, техническое руководство строительством, поставку и монтаж оборудования, подготовку кадров на месте и на предприятиях Советского Союза. На все это предоставлялись кредиты на льготных условиях. Отношения между странами расширились еще более после посещения Москвы в июне 1955 года премьер-министром Индии Дж. Неру и приезда в ноябре-декабре 1955 года в Индию советской правительственной делегацией во главе с Н.С. Хрущевым.
В ноябре 1957 года Индии был предоставлен заем в 500 млн. рублей для строительства с помощью СССР заводов тяжелого машиностроения, шахтного оборудования и других промышленных предприятий. Благодаря помощи СССР и Румынии на территории Индии были открыты месторождения нефти в районах Камбея, Анклешвара и Калола (штат Гуджарат), а также природного газа в районе Джаваламукхи (штат Пенджаб). После этого в сентябре 1959 года было подписано советско-индийское соглашение о строительстве в Республике с помощью СССР нефтеперерабатывающего завода производственной мощностью 2 млн. т. нефти в год. Для этих целей Индии был предоставлен долгосрочный кредит на сумму 100 млн. рублей. В сентябре 1959 года Советское правительство предоставило Индии очередной заем в сумме 1,5 млрд. рублей - для завершения второго и начала третьего пятилетних планов. За вторую половину 1950-х годов СССР оказал Индии экономическую помощь в размере 681 млн. долларов, что составило 27% от всей помощи, предоставленной СССР азиатским странам. В феврале 1960 года, во время пребывания Председателя Совета министров СССР Н.С. Хрущева между правительствами СССР и Индии было подписано соглашение, установившее перечень предприятий, которые будут расширяться или строиться при взаимном сотрудничестве в течение третьего пятилетия. В этот же визит, 12 февраля, в Дели были подписаны советско-индийские соглашения по экономическим и культурным вопросам.
Для Индии выгода экономического сотрудничества с СССР заключалась еще и в том, что западные страны были вынуждены постепенно отказываться от своей прежней политики. После заключения соглашения о строительстве Бхилайского металлургического завода Великобритания и ФРГ объявили о согласии предоставить Индии кредиты на строительство металлургического завода на льготных условиях. Правительство и конгресс США, отрицательно относившиеся к развитию советско-индийского экономического сотрудничества, чтобы не потерять своего влияния в Азии, были вынуждены резко увеличить свою помощь.
Начало 1960-х годов стали для советско-индийских отношений своего рода испытанием на прочность. Это было связано, прежде всего, с изменением внешнеполитического курса Китая и последовавшие за этим в 1959 и 1962 годах китайско-индийские вооруженные столкновения.
20 октября 1962 года китайские войска, нарушив индийскую границу, развернули наступление и захватили значительную территорию Ассама. Поводом для войны стали претензии Китая на регион, присоединенный к Индии британцами в 1914 году решением Мак-Магона. Однако, ужу к 21 ноября они объявили о прекращении огня и отвели войска на тибетскую сторону линии Мак-Магона, удержав за собой часть хребта Ладакх в Кашмире. Когда Индия подверглась нападению Китая, США и Великобритания сразу и безоговорочно оказали ей существенную военную помощь. А Советский Союз, попытался занять нейтральную позицию. В то же время, не желая ухудшать отношения с Пекином, он задержал выполнение индийского заказа на 12 боевых самолетов. Такое двусмысленное поведение обернулось для Москвы напряжением отношений с обеими странами.
С другой стороны вооруженный конфликт 1962 года окончательно расставил все точки над «i». Для СССР, на фоне ухудшающихся отношений с Китаем, возросла роль стран, имевших серьезные противоречия с Китаем. В связи с этим особую значимость во взаимоотношениях стало приобретать сотрудничество в военной области. В 1962-1964 годах СССР поставил Индии вооружения на сумму 130 млн. долл.
После смерти Неру и отстранения Н.С. Хрущева от власти в 1964 году Советский Союз вновь попытался проводить в регионе сбалансированную политику. Тем самым советское руководство надеялось ослабить связи Пакистана с Вашингтоном и Пекином. Однако, новая угроза со стороны Китая, начавшая набирать обороты с середины 1960-х годов вынудили советское руководство положить «дружеские» отношения с Индией в основу политики в Южной Азии.
В ноябре 1963 года между странами было подписано первое соглашение о поставках Индии вооружений. Оно предусматривало покупку партии самолетов МиГ-21. СССР обязался также поставить партию легких танков на сумму около 110 млн. долларов. Был заключен и контракт на поставку 20 вертолетов.
Приобретение Индией истребителей МиГ-21 открыло новую эпоху для индийских ВВС. Это был первый боевой самолет незападного происхождения. Его выбор означал открытие нового источника приобретения авиационной техники. Вскоре в Индию были отправлены первые шесть фронтовых истребителей МиГ-21Ф-13, составившие костяк 28-й эскадрильи индийских ВВС. Восемь пилотов с октября 1962 года в течение трех месяцев обучались в Киргизии.
В середине 1964 года в Индию прибыла вторая партия из шести машин. Среди них два перехватчика МиГ-21ПФ. Индийские пилоты по достоинству оценили новую модель, так как МиГ-21Ф-13 их не удовлетворял дальностью полета и упрощенным прицелом. В 1965 году планировалось приобретение еще 18 таких самолетов.
Тем не менее, индийские пилоты (впрочем, также как и советские летчики) отметили один существенный недостаток перехватчика МиГ-21 ПФ, а именно, отсутствие на нем пушечного вооружения. Из-за этого, в случае отказа или неудачного пуска ракет самолет становился безоружным. Учтя этот недостаток, советские конструкторы разработали подвесной контейнер с новой спаренной пушкой ГШ-23 калибра 23 мм и скорострельностью, превышавшей 3 тыс. выстрелов в минуту. Причем вес залпа спаренной ГШ-23 был равен весу залпа трех известных на Западе 30-мм пушек «Аден». При этом собственный вес ГШ-23 не превышал вес одной пушки «Аден». Сам подвесной контейнер ГП-9 был настолько компактен и «чист» с аэродинамической точки зрения, что практически лишь незначительно оказывал влияние на летные характеристики самолета. Пушки вместе с ракетами и РЛС превратили МиГ-21 в грозный истребитель для завоевания превосходства в воздухе. Это с успехом доказали пилоты индийских ВВС в военных конфликтах с Пакистаном.
В период с 1966 по 1968 год Индия получила дополнительное количество советских истребителей. В основном это были МиГ-21ФЛ (изделие «77»), поступавшие как в собранном, так и разобранном виде. В шести истребительных эскадрильях они вытеснили такие типы, как «Мистер IVA» и «Вампир FB 52». Оценив возможности новой модели, Индия решила приобрести лицензию на производство данной модели на авиазаводе фирмы ХАЛ в г. Насике, где изготавливался сам планер. Двигатели собирали на заводе в г. Орисса. На вспомогательном предприятии в г. Хайдарабаде производились ракеты и авиационные приборы. Сборка первого индийского МиГ-21ФЛ началась в конце 1966 года. В начале следующего лицензионные «МиГи» передали в ВВС. Первоначально на машины ставили двигатели, импортируемые из Советского Союза, а с января 1969 года был налажен их собственный выпуск. 19 октября 1970 года первый МиГ-21ФЛ, на 60% собранный из индийских компонентов, был передан ВВС.
Однако в середине 1960-х годов отношения между СССР и Индией чуть было не были омрачены. Причиной тому послужил вооруженный конфликт 1965 года с Пакистаном. Он возник из-за спорной территории – северной части пустыни Качский ранн, где граница между Индией и Пакистаном не была демаркирована. Боевые действия между пакистанскими и индийскими войсками начались в апреле 1965 года и продолжались более двух месяцев. Некоторую помощь Пакистану в этом конфликте оказал Китай. В страну было поставлено небольшое количество оружия, боеприпасов, а также две эскадрильи истребителей МиГ-17 китайского производства.
Советский Союз, традиционно поддерживавший Индию, был недоволен этой военной авантюрой. По просьбе Алексея Косыгина президент Насер лично прилетел в Дели и критиковал индийское правительство за нарушение соглашения о прекращении огня. Начальник индийского Генерального штаба генерал Чаудхури попытался объяснить, будто рейд на территорию Пакистана был проведен для того, чтобы перерезать пути, по которым в Азад Кашмир поступает оружие. Но его доводы никого, не убедили. Степень раздражения Москвы была столь велика, что еще 20 августа СССР предоставил Пакистану целевой кредит на закупку оборудования для аэродромов в размере 15 миллионов рупий.
Советское правительство было заинтересовано в скорейшем окончании этой войны. В Москве опасались, что Китай, который в 1962 году сам воевал с Индией из-за Кашмира, может вступить в войну на стороне Пакистана. Случись подобное, США немедленно бы выступили на стороне Индии. Тогда СССР остался как бы в стороне, и его влияние в регионе было бы серьезно подорвано.
30 июня было подписано соглашение о прекращении огня. Однако 5 августа в Кашмирскую долину из пакистанской части Кашмира проникла группа пакистанского спецназа и спровоцировала новый виток вооруженного конфликта. К середине августа боевые действия между индийскими и пакистанскими войсками развернулись фактически вдоль всей линии прекращения огня. 23 сентября, при содействии Совета Безопасности ООН боевые действия были прекращены. По инициативе Советского правительства, 4-10 января 1966 года в Ташкенте состоялась встреча президента Пакистана и премьер-министра Индии. На этом совещании было достигнуто соглашение об отводе вооруженных сторон на позиции, занимаемые ими до 5 августа 1965 года. 19 февраля 1969 года решением международного трибунала под эгидой ООН спорная территория была разделена между Индией и Пакистаном. 4 июля 1969 года оба государства согласились с этим решением.
В конце 1965 года было подписано новое соглашение - о поставке Индии Советским Союзом подводных лодок (класса «F»). Следует заметить, что этому предшествовало обращение индийского правительства о поставках подводных лодок к Великобритании. Переговоры о возможности покупки трех-четырех современных лодок типа «Porpoise» из состава британских ВМС индийцы начали вести еще с 1962 года. Однако англичане отказались продавать новые корабли Королевского флота, и предложили сначала старую субмарину времен Второй мировой войны, в значительной степени утратившую боевую ценность, а затем взамен построить специально для Индии ПЛ типа «Oberon». Индия от этих предложений отказалась.
Тем временем в августе 1964 года СССР предложил индийцам приобрести большие ПЛ советского проекта 641. Хотя традиционно пробритански настроенные индийские моряки отдавали предпочтение лодкам типа Oberon, но в марте 1965 года пришедшее в Великобритании к власти лейбористское правительство Вильсона, вставшее на путь политики «экономии», отказало Индии в предоставлении кредита на сумму в 5 млн. фунтов стерлингов для заказа на британских верфях четырех ПЛ типа Oberon. После этого индийцам не оставалось ничего другого, как обратиться к советской стороне, предлагавшей к тому же весьма выгодные коммерческие условия поставок. 1 сентября 1965 года индийская делегация в СССР заключила соглашение о строительстве для Индии четырех подводных лодок проекта И641 (Foxtrot), плавучей базы проекта 1886Э для них, пяти сторожевых кораблей проекта 159Э, пяти сторожевых катеров проекта 368П, продаже двух средних десантных кораблей проекта 770МД польской постройки и о сооружении с советской технической помощью базы подводных лодок в Вишакхапатнаме.
Все четыре ПЛ проекта И641 строились на Ново-Адмиралтейском заводе в Ленинграде. Головная лодка S23 Kalvari (в постройке имела советский номер Б-51) была передана индийскому флоту в Балтийске в декабре 1967 года и прибыла в Вишакхапатнам 16 июля 1968 года. В декабре 1968 года прибыли ПЛ S22 Khanderi (Б-402) и плавучая база А14 Amba проекта1886Э, а в октябре и декабре 1970 года, соответственно, в Индию пришли S21 Karanj (Б-405) и S20 Kursura (эта лодка в СССР также обозначалась как Б-402). Летом 1971 года индийцы заключили с СССР соглашение на поставку еще четырех ПЛ усовершенствованного проекта И641К, но эти лодки были получены Индией только в 1973 - 1974 годах.
7 марта 1966 года между Советским Союзом и Индией было заключено соглашение, о поставке в страну 40 вертолетов Ми-4. В том же году в Калькутту прибыли 5 советских судов с военными грузами (тяжелые танки, истребители МиГ-21, военные автомашины, управляемые снаряды и боеприпасы). В 1968 году в страну были поставлены 90 самолетов СУ-7БМ и СУ-7у, а в 1969 году индусы приобрели у Советского Союза 40 самолетов СУ-30 МК. До этого Индия не располагала самолетом с радиусом действия, позволяющего достигнуть даже половины пути внутрь Тибета, не говоря уже о территории материкового Китая. И, наконец, 8 ноября 1970 года было подписано очередное соглашение о выпуске по лицензии усовершенствованного варианта истребителя МиГ-21.
9 августа 1971 году правительство Индиры Ганди – дочери Дж. Неру (премьер-министр с 1967 по 1977-й и с 1980 по 1984-й) подписало Договор о мире, дружбе и сотрудничеству с Советским Союзом, который ознаменовал начало нового этапа в двусторонних отношениях и заложил твердые политические и правовые отношения для их дальнейшего развития. По свидетельству постоянного секретаря Министерства иностранных дел Индии Т.Н. Кауля, «это были одни из немногих абсолютно секретных переговоров, которые когда-либо вела Индия. С каждой из сторон о них знало не более шести человек, в том числе премьер-министр и министр иностранных дел. Средства массовой информации о них и не подозревали». В Договоре было зафиксировано, что партнеры не будут участвовать в каких-либо военных союзах, направленных против другой стороны. В случае если одна из стран станет объектом нападения или угрозы, СССР и Индия должны приступить к взаимным консультациям для устранения таковой. Таким образом, этот документ стал прообразом Договора о стратегическом партнерстве. Для СССР это был первый подобный договор, заключенный с несоциалистической страной и с государством, не отнесенным к категории так называемых стран социалистической ориентации. Это подчеркивало приоритетную роль, которую получила Индия в советской внешней политике. Этому в значительной степени способствовала внешнеполитическая ситуация в мире, а именно осложнения отношений между СССР и Китаем.
Таким образом, Советскому Союзу была гарантирована поддержка ведущего государства в движении неприсоединения, а Индии – советская дипломатическая поддержка и расширение сотрудничества в военной области.
На основе этого договора в страну начинают поступать крупные партии советской военной техники: формируются две отдельные бронетанковые бригады в составе 450 танков «Т-54/55» и 300 вновь введенных танков «Виджаянта». К числу имевшихся в ВМС различных видом кораблей береговой охраны (в том числе эсминцев) присоединился фрегат общего назначения (бывший советский класс «Петя») для несения службы в открытом море. Поступает артиллерийское вооружение, которое еще в 1967-1968 годах насчитывало 2500 единиц (100 мм, 130 мм и 230 мм пушки и 120 мм и 160 мм минометы).
Именно эта помощь, по мнению многих западных исследователей, предопределила победу Индии в конфликте с Пакистаном. Во время четырнадцатидневной войны в декабре 1971 года, несмотря на дипломатическую поддержку США и Китая, Пакистан потерпел сокрушительное поражение. Восточный Пакистан, получил независимость и стал государством Бангладеш. А Пакистан, превратившись в страну с населением всего в 55 млн. человек, более был не в состоянии представлять сколько-нибудь серьезную угрозу Индии.
По официальным данным Советские Вооруженные Силы в этом конфликте участия не принимали. Тем не менее, многими пакистанскими военными, в качестве главной причины поражения их вооруженных сил была названа военная помощь со стороны Советского Союза, поставившего в частности в Индию новейшие самолеты. В этом была доля правды - вооруженные силы Индии использовали главным образом советскую технику и вооружение (для ее освоения и обслуживания в период с 1961 по 1991 гг. в стране был командирован 3 561 советский военный специалист).
Следует отметить определенный вклад в исход войны и группировки кораблей ВМФ СССР (8-я Индийская оперативная эскадра) под командованием контр-адмирала В.С. Круглякова, находившейся в то время в Индийском океане. По сути она стала сдерживающим фактором, помешавшим США активно включиться в индо-пакистанский конфликт. В состав группировки входили два ракетных крейсера, три больших противолодочных корабля, три дизельные и две атомные подводные лодки.
Постоянным местом базирования эскадры стал остров Сокотра. По договоренности с правительством Южного Йемена с аэродрома Аден противолодочное обеспечение кораблей эскадры стали осуществлять отдельные авиаотряды самолетов Ил-38 из состава ВВС Балтийского, Северного и Тихоокеанского флотов. В задачу советской группировки входила нейтрализация авианосной ударной группы (АУГ) 7-го оперативного флота ВМС США, прибывшей на помощь Пакистану. Вот как рассказывает об этих событиях адмирал В.С. Кругляков: «Был ноябрь 1971 года. Примерно за полмесяца до выхода отряда кораблей во главе с эсминцем «Возбужденный» к нам прибыл первый заместитель главнокомандующего Военно-Морским Флотом адмирал флота В.А. Касатонов. Нас это очень удивило: система выхода кораблей на боевую службу в Индийский океан была к тому времени уже отработана. Задачи для идущих трех кораблей ставились типовые, рядовые: сменить часть кораблей, организовать боевую подготовку, провести стрельбы в океане, провести визиты. Как это первый зам. Главкома прибыл проверить три корабля? Но В.А. Касатонов детально ознакомился с готовностью этих кораблей, а затем проверил и всю эскадру. Мы обратили внимание на то, что он делал упор на фактическую готовность к боевым действиям в отдельных районах… Однако нам он ни слова не говорил о тогдашних напряженных отношениях между Индией и Пакистаном. Индусам мы в то время очень помогали и в экономическом, и в дипломатическом, и в политическом, и в военном отношениях. Они купили у нас корабли проекта 159, подводные лодки проекта 641, самолеты, проходили обучение. Перед отбытием в Москву В.А. Касатонов мне сказал: «Ты идешь на эсминце, а придется, видимо, принять управление всеми кораблями в Индийском океане…» /…/После извещения о начале боевых действий между Индией и Пакистаном мы тут же получили сообщение, что те корабли, которые тщательно проверял В.А. Касатонов – ракетные крейсера «Варяг», «Владивосток», эсминец «Строгий», - направлены в Индийский океан. Вышли также шесть подводных лодок. Ставится задача начать слежение за оперативным соединением Англии в Персидском заливе во главе с авианосцем «Игл»…
Английское оперативное соединение, впрочем, скоро ушло к Мадагаскару, а затем и еще дальше. Слежение за ним мы прекратили, а в то время поступило сообщение о том, что в Малакском проливе появилось оперативное соединение США во главе с авианосцем «Энтерпрайз». Тут же поставили мне задачу слежения за этим соединением…».
В это время в Малакском проливе уже находился советский тральщик. По ориентировки с тральщика наши корабли в кратчайшее время смогли выйти на контакт с оперативным соединением США и своим слежением полностью связали его действия. В составе советского отряда ВМФ находилось два ракетных крейсера, три больших противолодочных корабля, три дизельные и три атомные подводные лодки. Это была внушительная сила - удар включал 32 ракеты в первом пуске и 16 ракет во втором.
Насколько успешно была выполнена поставленная советским командованием задача, свидетельствует текст перехваченной радиограммы командира АУГ, направленной командующему Тихоокеанским флотом США. В ней отмечалось: «За нами ведется постоянное слежение, мы опоздали с развертыванием, советских кораблей много. Их командир ведет себя нагло».
Война 1971 года окончательно закрепила партнерские отношения СССР и Индии. С этого периода Советский Союз начал рассматривать события в Южной Азии в первую очередь сквозь призму индийских интересов. Постепенно свертывались советские контакты с малыми странами Южной Азии. Быстрыми темпами начали развиваться военно-политическое сотрудничество СССР и Индии. К 1980 годам СССР удовлетворял уже 75% потребностей Индии в закупках вооружения. При этом поставки осуществлялись на индийских условиях. СССР предоставлял весьма льготные долгосрочные кредиты и соглашался на предоставление технологий, а не только вооружений (это обычное требование индийской стороны при импорте военных материалов). Советские поставки включали самолеты МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, транспортные самолеты Ан-12, АН-32, Ил-76, вертолеты МИ-8, МИ-17, МИ-24, МИ-26, танки Т-54, Т-55, Т-22, танки-амфибии ПТ-22 и ПТ-76, разнообразное оружие для пехоты – от 130 мм пушек до многоствольных ракетных систем, бронетранспортеры, противовоздушные системы, подводные лодки, корветы типа «Нянюшка», эсминцы типа «Кашин» и т.д. В 1984 году, по сообщению Агентства печати «Новости Индии» (ЮНИ), Индия планировала закупить у СССР боевые самолеты типа МиГ-29. Тем самым она становилась первой страной, которая должна была получить эти истребители еще до конца того же года.
5 января 1988 года Советский Союз передал Индии в аренду атомную подводную лодку (К-43, УТС-550). Это был беспрецедентный случай передачи боевого корабля такого типа иностранному партнеру. В связи с этим, важно на наш взгляд, хотя бы кратко, осветить ее историю.
Прежде всего, следует сказать, что еще в 1971 году индусские ученые начали работы по созданию корабельного ядерного реактора, которые шли параллельно с разработкой ядерного оружия. Но в то время научный, технический и технологический уровень Индии не позволял развернуть эти работы в полном объеме. Необходимо было увидеть, что собой на практике представляет атомная подводная лодка. Индия обратилась за помощью к Советскому Союзу, который пошел навстречу и, согласился отдать под лизинг АПЛ. Переговоры по передаче лодки и подготовке индийских экипажей начались в 1984 году. В начале января 1988 года Радио Индии торжественно объявило о том, что советская атомная лодка прибыла в индийский порт из Владивостока. Чтобы не «пугать» США индийцы официально объявили, что получили старую лодку проекта 671 (по классификации НАТО Victor-1 Class SSN). Однако американской военно-морской разведке все же удалось определить, что это была АПЛ проекта 670 (по классификации НАТО - Charlie-I Class SSGN), способная нести 8 крылатых ракет.
Переданная в аренду подводная лодка (проект 670 «Скат», 06709, заводской номер 701) была спущена на воду 2 августа 1966 года и 6 ноября 1967 года вошла в состав 11 дивизии 1 флотилии Краснознаменного Северного флота. В 1982-1984 годах в связи с планируемой передачей иностранному заказчику прошла ремонт и модернизацию в ходе которых, на подводной лодке было демонтировано секретное оборудование. С марта 1984 года по 1987 года лодка использовалась для подготовки индийских экипажей. В 1987 году, после подписания 24 августа контракта № 80/712508415 лодка была передана в аренду индийским ВМС сроком на 3 года и получила название S-71 «Chakra» («Чакра»).
Формально советский экипаж лодки был расформирован, но часть советского экипажа вошла в состав группы инструкторов в количестве 30 специалистов и 2 переводчиков (командир-инструктор капитан 1 ранга А.И. Теренов, командир 3-го дивизиона капитан 3 ранга В.И. Лихачев). Кроме того, в состав группы были включены специалисты ракетно-технической позиции – 5 офицеров и 1 переводчик с задачей обеспечения хранения ракет, и специалисты промышленности – 3 человека с переводчиком. Позже в период ремонтов, группа промышленности достигала 40 человек. По условиям контракта на борту ПЛ в море и в базе круглосуточно неслась вахта в центральном посту, на КП ракетной боевой части и на ПУ ГЭУ советскими инструкторами. В это время старшим группы военных советников в Индии был генерал-лейтенант авиации Ю.Д. Михайлин. После истечения срока аренды, в январе 1991 года «Чакра» вернулась обратно во Владивосток.
В конце 1980-х - начале 1990-х годов в военно-техническом сотрудничестве Советского Союза (России) и Индии наступило некоторое охлаждение.
Причиной тому послужил ряд факторов, в том числе неурегули¬рованность финансово-экономических отношений и отказ российской стороны от бартера во взаимных расчетах. В результате индийские военные, ранее весьма прохладно относившиеся к США, обра¬тились к новейшим американским технологиям. Однако не надолго.
6 сентября 1992 года в Москву прибыл министр обороны Индии Шарад Павар. Целью его визита стали переговоры с российским руководством о продаже оружия. На следующий день, после встречи с министром обороны России П. Грачевым Павар заявил, что его страна намерена крепить и развивать военное сотрудничество с Россией «на том же уровне, что и последние 40 лет».
Александр ОКОРОКОВ, доктор исторических наук, действительный член Академии военных наук
Сегодня уже не для кого не является секретом кто и для какой цели направляет борьбу оппозиции в странах Среднего Востока, приводящую к дестабилизации геополитически значимых государств. Нетрудно заметить, что наибольшей «демократизации» подвергаются страны еще относительно недавно входящие в зону политических и экономических интересов Советского Союза / России. Не менее важным регионом соперничества СССР и США на протяжении нескольких десятков лет была Юго-Западная Азия. В связи с этим интересно рассмотреть многолетнее сотрудничество в военной сфере Советского Союза и Индии.
20 февраля 1946 года премьер-министр английского правительства Эттли выступил в палате общин с докладом о политике в Индии. Он заявил, что положение, сложившееся в стране после окончания Второй мировой войны, чревато большими опасностями и предложил правительству Великобритании передать власть или центральному правительству Индии, если таковое будет существовать, или областным правительствам. Вместе с этим он заявил, что английское правительство отзывает из Индии вице-короля Уэйвелла и на его место назначает лорда Маунбэттена. 4 августа его назначение было одобрено королем.
читать дальше3 июня 1947 года, прибывший в Индию Маунбэттен выступил от имени английского правительства с декларацией, которая сводилась в основном, к следующим пунктам: 1) Индия делится на два государства: индусское и мусульманское; 2) до окончания этого разделения проводится референдум в Северо-Западной пограничной провинции, в Сильхетском округе Ассама, а также голосование в законодательном собрании провинции Синд по вопросу о том, в какой доминион хотят войти эти провинции; 3) до расчленения Индии решается также вопрос о расчленении провинций Бенгалия и Пенджаб; 4) после осуществления всех этих мероприятий Учредительное собрание Индии делится на две части, т.е. Учредительное собрание Хиндустана и Учредительное собрание Пакистана. Оба государства получают статус доминиона; 5) княжествам (около 600) предоставляется право самим решить вопрос о том, в какой доминион они вступают.
Этот план, именуемый «планом Маунбэттена», был принят Национальным Конгрессом, и крупнейшей партией - Мусульманской лигой.
В территорию доминиона Индии вошли провинции Мадрас, Бомбей, Соединенные провинции, Центральные провинции, Бихар, Орисса. Западная Бенгалия, большая часть Ассама и Восточный Панджаб. Население доминиона (к 1948 г.) насчитывало примерно 317 млн. человек.
В Сильхетском округе большинство избирателей высказалось за присоединение к Пакистану. То же самое произошло и в Синде. В Пенджабе и Бенгалии депутаты индусских округов высказались за расчленение этих провинций. Эти мероприятия стали проводиться в августе и вызвали невиданные в Индии кровопролитные столкновения между мусульманами, сикхами и индусами. Особенно жестокие погромы произошли в Лахоре, Амритсаре, Равальпинди, Мултане, Дера-Исмаил-хане и Пенджабе.
Тем не менее, 15 августа 1947 года процедура раздела Индии была закончена. В Пакистане к власти пришло правительство, образованное членами партии Мусульманская лига, а в Индии - правительство Национального конгресса во главе с премьер-министром Джавахарлалом Неру. В те годы он расценивался советским руководством как реакционер и проводник политики англо-американского империализма. Показательна, в этой связи характеристика, данная ему в комментариях редакции к книге английского исследователя Пальма Датта «Индия сегодня» (1947 г.), переведенная на русский язык в 1948 году: «В настоящее время Джавахарлал Неру, ставший во главе правительства доминиона Индии, проводит реакционную политику ориентации на американскую кабальную «помощь» и зверских репрессий по отношению к коммунистам и другим прогрессивным деятелям, борющимся за подлинную свободу индийского народа». Правда, вскоре, как отмечал сам Д. Неру «изучение Маркса и Ленина оказало огромное влияние на его сознание». Тем не менее, по словам А.А. Громыко первый премьер-министр Индии так и не стал марксистом-ленинцем. В то же время провозглашение независимости Индии стало крупнейшей вехой в крушении колониализма и оказало заметное влияние на систему послевоенных межгосударственных отношений.
Расчленение Индии отнюдь не решило национального вопроса; более того, оно усложнило его. Однородная по своему национальному составу провинция Бенгалия была разделена между двумя доминионами, также прошла и линия границы в провинции Пенджаб, населенной исключительно пенджабцами. Вскоре эти районы стали постоянными очагами вооруженных восстаний и конфликтов.
В области экономики раздел Британской Индии поставил оба новых доминиона в чрезвычайно невыгодные, с точки зрения их самостоятельности, условия. К доминиону Индия отошли все наиболее развитые в промышленном отношении провинции, но без необходимого сырья и с минимальной продовольственной базой.
Армия была разделена по принципу гражданства, зависевшего от географического фактора, но при этом была сделана оговорка. Что с 15 августа армия Пакистана будет формироваться преимущественно из мусульман, а армия Индии – из немусульман. В результате, к Индии отошли 12 танковых и моторизованных полков (бывших кавалерийских), 11 пехотных, 10 артиллерийских полков, 61 инженерная часть (в размере рот и взводов), а также 8 эскадрилий ВВС. Пакистан получил 6 танковых и моторизованных полков, 8 пехотных, 5 артиллерийских полков, 34 инженерные части и всего 2 авиационные эскадрильи.
Что же касается офицерского состава, то еще 30 апреля Маунтбэттен призвал британских офицеров добровольно остаться на службе в армиях Индии и Пакистана. В коммюнике штаба британской армии говорилось, что добровольцы будут служить в Индийской и Пакистанской армиях в течение еще одного года, после 15 августа 1947 года.
1 августа 1947 года было объявлено что сухопутными силами будет командовать генерал Роберт Локкхарт, а Пакистана – генерал-лейтенант Фрэнк Мессерви. Других английских офицеров временные правительства доминионов назначили командующими ВМФ и ВВС.
После получения политической независимости (26 января 1950 года Индия была провозглашена Республикой), но потерей значительных районов, снабжавших Индию продовольствием, перед республикой остро стал экономический вопрос. Для его разрешения Национальной плановой комиссией Индии были разработаны пятилетние планы развития. Первый из них вступил в действие 1 апреля 1951 года и закончился 31 марта 1956 года. Составители пятилетних планов возлагали большие надежды на иностранные займы как источник финансирования. Так, по второму пятилетнему плану ожидалось получение займов, главным образом от США и Англии, на сумму 8 млрд. рупий, а по наметкам третьего пятилетнего плана – 10 млрд. рупий. Однако надежды индийских экономистов не оправдались – западные страны предпочли оказывать «экономическую помощь» в виде продовольствия и кредитов на развитие сельского хозяйства, железных дорог и т.п. и длительное время отказывались предоставлять Индии займы на развитие государственной промышленности. Западные державы и международные кредитно-финансовые организации не были заинтересованы в развитии тяжелой промышленности в афро-азиатском мире, и не желали преобразования аграрно-сырьевой периферии мировой экономики.
Сложившаяся ситуация потребовала переориентации помощи на Советский Союз и социалистические страны. Этому способствовала и поддержка США Пакистана, который рассматривался как противовес советскому влиянию в Азии. К этому времени отношение к Индии, со стороны советского руководства стало постепенно меняться. Н.С. Хрущев увидел в движении неприсоединения, которое начало формироваться в третьем мире на Бандунгской конференции в 1955 году, потенциального союзника (геополитического партнера) в борьбе с Западом. Одним из лидеров движения, вместе с Насером и Тито, был и Дж. Неро.
В феврале 1955 года было заключено советско-индийское соглашение о помощи СССР в строительстве в Индии металлургического завода производственной мощностью 1 млн. т. стали в год. Советская сторона взяла на себя проектирование, техническое руководство строительством, поставку и монтаж оборудования, подготовку кадров на месте и на предприятиях Советского Союза. На все это предоставлялись кредиты на льготных условиях. Отношения между странами расширились еще более после посещения Москвы в июне 1955 года премьер-министром Индии Дж. Неру и приезда в ноябре-декабре 1955 года в Индию советской правительственной делегацией во главе с Н.С. Хрущевым.
В ноябре 1957 года Индии был предоставлен заем в 500 млн. рублей для строительства с помощью СССР заводов тяжелого машиностроения, шахтного оборудования и других промышленных предприятий. Благодаря помощи СССР и Румынии на территории Индии были открыты месторождения нефти в районах Камбея, Анклешвара и Калола (штат Гуджарат), а также природного газа в районе Джаваламукхи (штат Пенджаб). После этого в сентябре 1959 года было подписано советско-индийское соглашение о строительстве в Республике с помощью СССР нефтеперерабатывающего завода производственной мощностью 2 млн. т. нефти в год. Для этих целей Индии был предоставлен долгосрочный кредит на сумму 100 млн. рублей. В сентябре 1959 года Советское правительство предоставило Индии очередной заем в сумме 1,5 млрд. рублей - для завершения второго и начала третьего пятилетних планов. За вторую половину 1950-х годов СССР оказал Индии экономическую помощь в размере 681 млн. долларов, что составило 27% от всей помощи, предоставленной СССР азиатским странам. В феврале 1960 года, во время пребывания Председателя Совета министров СССР Н.С. Хрущева между правительствами СССР и Индии было подписано соглашение, установившее перечень предприятий, которые будут расширяться или строиться при взаимном сотрудничестве в течение третьего пятилетия. В этот же визит, 12 февраля, в Дели были подписаны советско-индийские соглашения по экономическим и культурным вопросам.
Для Индии выгода экономического сотрудничества с СССР заключалась еще и в том, что западные страны были вынуждены постепенно отказываться от своей прежней политики. После заключения соглашения о строительстве Бхилайского металлургического завода Великобритания и ФРГ объявили о согласии предоставить Индии кредиты на строительство металлургического завода на льготных условиях. Правительство и конгресс США, отрицательно относившиеся к развитию советско-индийского экономического сотрудничества, чтобы не потерять своего влияния в Азии, были вынуждены резко увеличить свою помощь.
Начало 1960-х годов стали для советско-индийских отношений своего рода испытанием на прочность. Это было связано, прежде всего, с изменением внешнеполитического курса Китая и последовавшие за этим в 1959 и 1962 годах китайско-индийские вооруженные столкновения.
20 октября 1962 года китайские войска, нарушив индийскую границу, развернули наступление и захватили значительную территорию Ассама. Поводом для войны стали претензии Китая на регион, присоединенный к Индии британцами в 1914 году решением Мак-Магона. Однако, ужу к 21 ноября они объявили о прекращении огня и отвели войска на тибетскую сторону линии Мак-Магона, удержав за собой часть хребта Ладакх в Кашмире. Когда Индия подверглась нападению Китая, США и Великобритания сразу и безоговорочно оказали ей существенную военную помощь. А Советский Союз, попытался занять нейтральную позицию. В то же время, не желая ухудшать отношения с Пекином, он задержал выполнение индийского заказа на 12 боевых самолетов. Такое двусмысленное поведение обернулось для Москвы напряжением отношений с обеими странами.
С другой стороны вооруженный конфликт 1962 года окончательно расставил все точки над «i». Для СССР, на фоне ухудшающихся отношений с Китаем, возросла роль стран, имевших серьезные противоречия с Китаем. В связи с этим особую значимость во взаимоотношениях стало приобретать сотрудничество в военной области. В 1962-1964 годах СССР поставил Индии вооружения на сумму 130 млн. долл.
После смерти Неру и отстранения Н.С. Хрущева от власти в 1964 году Советский Союз вновь попытался проводить в регионе сбалансированную политику. Тем самым советское руководство надеялось ослабить связи Пакистана с Вашингтоном и Пекином. Однако, новая угроза со стороны Китая, начавшая набирать обороты с середины 1960-х годов вынудили советское руководство положить «дружеские» отношения с Индией в основу политики в Южной Азии.
В ноябре 1963 года между странами было подписано первое соглашение о поставках Индии вооружений. Оно предусматривало покупку партии самолетов МиГ-21. СССР обязался также поставить партию легких танков на сумму около 110 млн. долларов. Был заключен и контракт на поставку 20 вертолетов.
Приобретение Индией истребителей МиГ-21 открыло новую эпоху для индийских ВВС. Это был первый боевой самолет незападного происхождения. Его выбор означал открытие нового источника приобретения авиационной техники. Вскоре в Индию были отправлены первые шесть фронтовых истребителей МиГ-21Ф-13, составившие костяк 28-й эскадрильи индийских ВВС. Восемь пилотов с октября 1962 года в течение трех месяцев обучались в Киргизии.
В середине 1964 года в Индию прибыла вторая партия из шести машин. Среди них два перехватчика МиГ-21ПФ. Индийские пилоты по достоинству оценили новую модель, так как МиГ-21Ф-13 их не удовлетворял дальностью полета и упрощенным прицелом. В 1965 году планировалось приобретение еще 18 таких самолетов.
Тем не менее, индийские пилоты (впрочем, также как и советские летчики) отметили один существенный недостаток перехватчика МиГ-21 ПФ, а именно, отсутствие на нем пушечного вооружения. Из-за этого, в случае отказа или неудачного пуска ракет самолет становился безоружным. Учтя этот недостаток, советские конструкторы разработали подвесной контейнер с новой спаренной пушкой ГШ-23 калибра 23 мм и скорострельностью, превышавшей 3 тыс. выстрелов в минуту. Причем вес залпа спаренной ГШ-23 был равен весу залпа трех известных на Западе 30-мм пушек «Аден». При этом собственный вес ГШ-23 не превышал вес одной пушки «Аден». Сам подвесной контейнер ГП-9 был настолько компактен и «чист» с аэродинамической точки зрения, что практически лишь незначительно оказывал влияние на летные характеристики самолета. Пушки вместе с ракетами и РЛС превратили МиГ-21 в грозный истребитель для завоевания превосходства в воздухе. Это с успехом доказали пилоты индийских ВВС в военных конфликтах с Пакистаном.
В период с 1966 по 1968 год Индия получила дополнительное количество советских истребителей. В основном это были МиГ-21ФЛ (изделие «77»), поступавшие как в собранном, так и разобранном виде. В шести истребительных эскадрильях они вытеснили такие типы, как «Мистер IVA» и «Вампир FB 52». Оценив возможности новой модели, Индия решила приобрести лицензию на производство данной модели на авиазаводе фирмы ХАЛ в г. Насике, где изготавливался сам планер. Двигатели собирали на заводе в г. Орисса. На вспомогательном предприятии в г. Хайдарабаде производились ракеты и авиационные приборы. Сборка первого индийского МиГ-21ФЛ началась в конце 1966 года. В начале следующего лицензионные «МиГи» передали в ВВС. Первоначально на машины ставили двигатели, импортируемые из Советского Союза, а с января 1969 года был налажен их собственный выпуск. 19 октября 1970 года первый МиГ-21ФЛ, на 60% собранный из индийских компонентов, был передан ВВС.
Однако в середине 1960-х годов отношения между СССР и Индией чуть было не были омрачены. Причиной тому послужил вооруженный конфликт 1965 года с Пакистаном. Он возник из-за спорной территории – северной части пустыни Качский ранн, где граница между Индией и Пакистаном не была демаркирована. Боевые действия между пакистанскими и индийскими войсками начались в апреле 1965 года и продолжались более двух месяцев. Некоторую помощь Пакистану в этом конфликте оказал Китай. В страну было поставлено небольшое количество оружия, боеприпасов, а также две эскадрильи истребителей МиГ-17 китайского производства.
Советский Союз, традиционно поддерживавший Индию, был недоволен этой военной авантюрой. По просьбе Алексея Косыгина президент Насер лично прилетел в Дели и критиковал индийское правительство за нарушение соглашения о прекращении огня. Начальник индийского Генерального штаба генерал Чаудхури попытался объяснить, будто рейд на территорию Пакистана был проведен для того, чтобы перерезать пути, по которым в Азад Кашмир поступает оружие. Но его доводы никого, не убедили. Степень раздражения Москвы была столь велика, что еще 20 августа СССР предоставил Пакистану целевой кредит на закупку оборудования для аэродромов в размере 15 миллионов рупий.
Советское правительство было заинтересовано в скорейшем окончании этой войны. В Москве опасались, что Китай, который в 1962 году сам воевал с Индией из-за Кашмира, может вступить в войну на стороне Пакистана. Случись подобное, США немедленно бы выступили на стороне Индии. Тогда СССР остался как бы в стороне, и его влияние в регионе было бы серьезно подорвано.
30 июня было подписано соглашение о прекращении огня. Однако 5 августа в Кашмирскую долину из пакистанской части Кашмира проникла группа пакистанского спецназа и спровоцировала новый виток вооруженного конфликта. К середине августа боевые действия между индийскими и пакистанскими войсками развернулись фактически вдоль всей линии прекращения огня. 23 сентября, при содействии Совета Безопасности ООН боевые действия были прекращены. По инициативе Советского правительства, 4-10 января 1966 года в Ташкенте состоялась встреча президента Пакистана и премьер-министра Индии. На этом совещании было достигнуто соглашение об отводе вооруженных сторон на позиции, занимаемые ими до 5 августа 1965 года. 19 февраля 1969 года решением международного трибунала под эгидой ООН спорная территория была разделена между Индией и Пакистаном. 4 июля 1969 года оба государства согласились с этим решением.
В конце 1965 года было подписано новое соглашение - о поставке Индии Советским Союзом подводных лодок (класса «F»). Следует заметить, что этому предшествовало обращение индийского правительства о поставках подводных лодок к Великобритании. Переговоры о возможности покупки трех-четырех современных лодок типа «Porpoise» из состава британских ВМС индийцы начали вести еще с 1962 года. Однако англичане отказались продавать новые корабли Королевского флота, и предложили сначала старую субмарину времен Второй мировой войны, в значительной степени утратившую боевую ценность, а затем взамен построить специально для Индии ПЛ типа «Oberon». Индия от этих предложений отказалась.
Тем временем в августе 1964 года СССР предложил индийцам приобрести большие ПЛ советского проекта 641. Хотя традиционно пробритански настроенные индийские моряки отдавали предпочтение лодкам типа Oberon, но в марте 1965 года пришедшее в Великобритании к власти лейбористское правительство Вильсона, вставшее на путь политики «экономии», отказало Индии в предоставлении кредита на сумму в 5 млн. фунтов стерлингов для заказа на британских верфях четырех ПЛ типа Oberon. После этого индийцам не оставалось ничего другого, как обратиться к советской стороне, предлагавшей к тому же весьма выгодные коммерческие условия поставок. 1 сентября 1965 года индийская делегация в СССР заключила соглашение о строительстве для Индии четырех подводных лодок проекта И641 (Foxtrot), плавучей базы проекта 1886Э для них, пяти сторожевых кораблей проекта 159Э, пяти сторожевых катеров проекта 368П, продаже двух средних десантных кораблей проекта 770МД польской постройки и о сооружении с советской технической помощью базы подводных лодок в Вишакхапатнаме.
Все четыре ПЛ проекта И641 строились на Ново-Адмиралтейском заводе в Ленинграде. Головная лодка S23 Kalvari (в постройке имела советский номер Б-51) была передана индийскому флоту в Балтийске в декабре 1967 года и прибыла в Вишакхапатнам 16 июля 1968 года. В декабре 1968 года прибыли ПЛ S22 Khanderi (Б-402) и плавучая база А14 Amba проекта1886Э, а в октябре и декабре 1970 года, соответственно, в Индию пришли S21 Karanj (Б-405) и S20 Kursura (эта лодка в СССР также обозначалась как Б-402). Летом 1971 года индийцы заключили с СССР соглашение на поставку еще четырех ПЛ усовершенствованного проекта И641К, но эти лодки были получены Индией только в 1973 - 1974 годах.
7 марта 1966 года между Советским Союзом и Индией было заключено соглашение, о поставке в страну 40 вертолетов Ми-4. В том же году в Калькутту прибыли 5 советских судов с военными грузами (тяжелые танки, истребители МиГ-21, военные автомашины, управляемые снаряды и боеприпасы). В 1968 году в страну были поставлены 90 самолетов СУ-7БМ и СУ-7у, а в 1969 году индусы приобрели у Советского Союза 40 самолетов СУ-30 МК. До этого Индия не располагала самолетом с радиусом действия, позволяющего достигнуть даже половины пути внутрь Тибета, не говоря уже о территории материкового Китая. И, наконец, 8 ноября 1970 года было подписано очередное соглашение о выпуске по лицензии усовершенствованного варианта истребителя МиГ-21.
9 августа 1971 году правительство Индиры Ганди – дочери Дж. Неру (премьер-министр с 1967 по 1977-й и с 1980 по 1984-й) подписало Договор о мире, дружбе и сотрудничеству с Советским Союзом, который ознаменовал начало нового этапа в двусторонних отношениях и заложил твердые политические и правовые отношения для их дальнейшего развития. По свидетельству постоянного секретаря Министерства иностранных дел Индии Т.Н. Кауля, «это были одни из немногих абсолютно секретных переговоров, которые когда-либо вела Индия. С каждой из сторон о них знало не более шести человек, в том числе премьер-министр и министр иностранных дел. Средства массовой информации о них и не подозревали». В Договоре было зафиксировано, что партнеры не будут участвовать в каких-либо военных союзах, направленных против другой стороны. В случае если одна из стран станет объектом нападения или угрозы, СССР и Индия должны приступить к взаимным консультациям для устранения таковой. Таким образом, этот документ стал прообразом Договора о стратегическом партнерстве. Для СССР это был первый подобный договор, заключенный с несоциалистической страной и с государством, не отнесенным к категории так называемых стран социалистической ориентации. Это подчеркивало приоритетную роль, которую получила Индия в советской внешней политике. Этому в значительной степени способствовала внешнеполитическая ситуация в мире, а именно осложнения отношений между СССР и Китаем.
Таким образом, Советскому Союзу была гарантирована поддержка ведущего государства в движении неприсоединения, а Индии – советская дипломатическая поддержка и расширение сотрудничества в военной области.
На основе этого договора в страну начинают поступать крупные партии советской военной техники: формируются две отдельные бронетанковые бригады в составе 450 танков «Т-54/55» и 300 вновь введенных танков «Виджаянта». К числу имевшихся в ВМС различных видом кораблей береговой охраны (в том числе эсминцев) присоединился фрегат общего назначения (бывший советский класс «Петя») для несения службы в открытом море. Поступает артиллерийское вооружение, которое еще в 1967-1968 годах насчитывало 2500 единиц (100 мм, 130 мм и 230 мм пушки и 120 мм и 160 мм минометы).
Именно эта помощь, по мнению многих западных исследователей, предопределила победу Индии в конфликте с Пакистаном. Во время четырнадцатидневной войны в декабре 1971 года, несмотря на дипломатическую поддержку США и Китая, Пакистан потерпел сокрушительное поражение. Восточный Пакистан, получил независимость и стал государством Бангладеш. А Пакистан, превратившись в страну с населением всего в 55 млн. человек, более был не в состоянии представлять сколько-нибудь серьезную угрозу Индии.
По официальным данным Советские Вооруженные Силы в этом конфликте участия не принимали. Тем не менее, многими пакистанскими военными, в качестве главной причины поражения их вооруженных сил была названа военная помощь со стороны Советского Союза, поставившего в частности в Индию новейшие самолеты. В этом была доля правды - вооруженные силы Индии использовали главным образом советскую технику и вооружение (для ее освоения и обслуживания в период с 1961 по 1991 гг. в стране был командирован 3 561 советский военный специалист).
Следует отметить определенный вклад в исход войны и группировки кораблей ВМФ СССР (8-я Индийская оперативная эскадра) под командованием контр-адмирала В.С. Круглякова, находившейся в то время в Индийском океане. По сути она стала сдерживающим фактором, помешавшим США активно включиться в индо-пакистанский конфликт. В состав группировки входили два ракетных крейсера, три больших противолодочных корабля, три дизельные и две атомные подводные лодки.
Постоянным местом базирования эскадры стал остров Сокотра. По договоренности с правительством Южного Йемена с аэродрома Аден противолодочное обеспечение кораблей эскадры стали осуществлять отдельные авиаотряды самолетов Ил-38 из состава ВВС Балтийского, Северного и Тихоокеанского флотов. В задачу советской группировки входила нейтрализация авианосной ударной группы (АУГ) 7-го оперативного флота ВМС США, прибывшей на помощь Пакистану. Вот как рассказывает об этих событиях адмирал В.С. Кругляков: «Был ноябрь 1971 года. Примерно за полмесяца до выхода отряда кораблей во главе с эсминцем «Возбужденный» к нам прибыл первый заместитель главнокомандующего Военно-Морским Флотом адмирал флота В.А. Касатонов. Нас это очень удивило: система выхода кораблей на боевую службу в Индийский океан была к тому времени уже отработана. Задачи для идущих трех кораблей ставились типовые, рядовые: сменить часть кораблей, организовать боевую подготовку, провести стрельбы в океане, провести визиты. Как это первый зам. Главкома прибыл проверить три корабля? Но В.А. Касатонов детально ознакомился с готовностью этих кораблей, а затем проверил и всю эскадру. Мы обратили внимание на то, что он делал упор на фактическую готовность к боевым действиям в отдельных районах… Однако нам он ни слова не говорил о тогдашних напряженных отношениях между Индией и Пакистаном. Индусам мы в то время очень помогали и в экономическом, и в дипломатическом, и в политическом, и в военном отношениях. Они купили у нас корабли проекта 159, подводные лодки проекта 641, самолеты, проходили обучение. Перед отбытием в Москву В.А. Касатонов мне сказал: «Ты идешь на эсминце, а придется, видимо, принять управление всеми кораблями в Индийском океане…» /…/После извещения о начале боевых действий между Индией и Пакистаном мы тут же получили сообщение, что те корабли, которые тщательно проверял В.А. Касатонов – ракетные крейсера «Варяг», «Владивосток», эсминец «Строгий», - направлены в Индийский океан. Вышли также шесть подводных лодок. Ставится задача начать слежение за оперативным соединением Англии в Персидском заливе во главе с авианосцем «Игл»…
Английское оперативное соединение, впрочем, скоро ушло к Мадагаскару, а затем и еще дальше. Слежение за ним мы прекратили, а в то время поступило сообщение о том, что в Малакском проливе появилось оперативное соединение США во главе с авианосцем «Энтерпрайз». Тут же поставили мне задачу слежения за этим соединением…».
В это время в Малакском проливе уже находился советский тральщик. По ориентировки с тральщика наши корабли в кратчайшее время смогли выйти на контакт с оперативным соединением США и своим слежением полностью связали его действия. В составе советского отряда ВМФ находилось два ракетных крейсера, три больших противолодочных корабля, три дизельные и три атомные подводные лодки. Это была внушительная сила - удар включал 32 ракеты в первом пуске и 16 ракет во втором.
Насколько успешно была выполнена поставленная советским командованием задача, свидетельствует текст перехваченной радиограммы командира АУГ, направленной командующему Тихоокеанским флотом США. В ней отмечалось: «За нами ведется постоянное слежение, мы опоздали с развертыванием, советских кораблей много. Их командир ведет себя нагло».
Война 1971 года окончательно закрепила партнерские отношения СССР и Индии. С этого периода Советский Союз начал рассматривать события в Южной Азии в первую очередь сквозь призму индийских интересов. Постепенно свертывались советские контакты с малыми странами Южной Азии. Быстрыми темпами начали развиваться военно-политическое сотрудничество СССР и Индии. К 1980 годам СССР удовлетворял уже 75% потребностей Индии в закупках вооружения. При этом поставки осуществлялись на индийских условиях. СССР предоставлял весьма льготные долгосрочные кредиты и соглашался на предоставление технологий, а не только вооружений (это обычное требование индийской стороны при импорте военных материалов). Советские поставки включали самолеты МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, транспортные самолеты Ан-12, АН-32, Ил-76, вертолеты МИ-8, МИ-17, МИ-24, МИ-26, танки Т-54, Т-55, Т-22, танки-амфибии ПТ-22 и ПТ-76, разнообразное оружие для пехоты – от 130 мм пушек до многоствольных ракетных систем, бронетранспортеры, противовоздушные системы, подводные лодки, корветы типа «Нянюшка», эсминцы типа «Кашин» и т.д. В 1984 году, по сообщению Агентства печати «Новости Индии» (ЮНИ), Индия планировала закупить у СССР боевые самолеты типа МиГ-29. Тем самым она становилась первой страной, которая должна была получить эти истребители еще до конца того же года.
5 января 1988 года Советский Союз передал Индии в аренду атомную подводную лодку (К-43, УТС-550). Это был беспрецедентный случай передачи боевого корабля такого типа иностранному партнеру. В связи с этим, важно на наш взгляд, хотя бы кратко, осветить ее историю.
Прежде всего, следует сказать, что еще в 1971 году индусские ученые начали работы по созданию корабельного ядерного реактора, которые шли параллельно с разработкой ядерного оружия. Но в то время научный, технический и технологический уровень Индии не позволял развернуть эти работы в полном объеме. Необходимо было увидеть, что собой на практике представляет атомная подводная лодка. Индия обратилась за помощью к Советскому Союзу, который пошел навстречу и, согласился отдать под лизинг АПЛ. Переговоры по передаче лодки и подготовке индийских экипажей начались в 1984 году. В начале января 1988 года Радио Индии торжественно объявило о том, что советская атомная лодка прибыла в индийский порт из Владивостока. Чтобы не «пугать» США индийцы официально объявили, что получили старую лодку проекта 671 (по классификации НАТО Victor-1 Class SSN). Однако американской военно-морской разведке все же удалось определить, что это была АПЛ проекта 670 (по классификации НАТО - Charlie-I Class SSGN), способная нести 8 крылатых ракет.
Переданная в аренду подводная лодка (проект 670 «Скат», 06709, заводской номер 701) была спущена на воду 2 августа 1966 года и 6 ноября 1967 года вошла в состав 11 дивизии 1 флотилии Краснознаменного Северного флота. В 1982-1984 годах в связи с планируемой передачей иностранному заказчику прошла ремонт и модернизацию в ходе которых, на подводной лодке было демонтировано секретное оборудование. С марта 1984 года по 1987 года лодка использовалась для подготовки индийских экипажей. В 1987 году, после подписания 24 августа контракта № 80/712508415 лодка была передана в аренду индийским ВМС сроком на 3 года и получила название S-71 «Chakra» («Чакра»).
Формально советский экипаж лодки был расформирован, но часть советского экипажа вошла в состав группы инструкторов в количестве 30 специалистов и 2 переводчиков (командир-инструктор капитан 1 ранга А.И. Теренов, командир 3-го дивизиона капитан 3 ранга В.И. Лихачев). Кроме того, в состав группы были включены специалисты ракетно-технической позиции – 5 офицеров и 1 переводчик с задачей обеспечения хранения ракет, и специалисты промышленности – 3 человека с переводчиком. Позже в период ремонтов, группа промышленности достигала 40 человек. По условиям контракта на борту ПЛ в море и в базе круглосуточно неслась вахта в центральном посту, на КП ракетной боевой части и на ПУ ГЭУ советскими инструкторами. В это время старшим группы военных советников в Индии был генерал-лейтенант авиации Ю.Д. Михайлин. После истечения срока аренды, в январе 1991 года «Чакра» вернулась обратно во Владивосток.
В конце 1980-х - начале 1990-х годов в военно-техническом сотрудничестве Советского Союза (России) и Индии наступило некоторое охлаждение.
Причиной тому послужил ряд факторов, в том числе неурегули¬рованность финансово-экономических отношений и отказ российской стороны от бартера во взаимных расчетах. В результате индийские военные, ранее весьма прохладно относившиеся к США, обра¬тились к новейшим американским технологиям. Однако не надолго.
6 сентября 1992 года в Москву прибыл министр обороны Индии Шарад Павар. Целью его визита стали переговоры с российским руководством о продаже оружия. На следующий день, после встречи с министром обороны России П. Грачевым Павар заявил, что его страна намерена крепить и развивать военное сотрудничество с Россией «на том же уровне, что и последние 40 лет».
Александр ОКОРОКОВ, доктор исторических наук, действительный член Академии военных наук