Америка? Нет больше вашей Америки..
Декрет о любви
Геннадий Федотов
Хочу свободы
...В первых числах марта 1918 года в Саратов у здания биржи, где помещался клуб анархистов, собралась разъяренная толпа женщин. Они неистово колотили в закрытую дверь, требуя пустить их в помещение. Со всех сторон неслись негодующие крики: «Ироды! Хулиганы! Креста на вас нет!» Наконец, толпа взломала дверь и, сокрушая все на своем пути, устремилась в клуб. Находившиеся там анархисты еле успели убежать через черный ход.читать дальше Чем же оказались недовольны саратовские женщины? Оказывается, ущемлением собственных прав! Дело в том, что Саратовский клуб анархистов издал декрет об «отмене частной собственности на женщин», и «объявлении последних общественным достоянием». «Декрет» определял правила регистрации женщин и порядок пользования «экземплярами народного достояния». Распределение «экземпляров», уточнялось в документе, будет осуществляться единолично Саратовским клубом анархистов. Мужчины имели право пользоваться «выданной на руки» женщиной «не чаще трех раз в неделю в течение трех часов». Для этого они должны были представить свидетельство от фабрично-заводского комитета, профсоюза или местного Совета о принадлежности к «трудовой семье». При этом за мужем (если женщина был замужней) сохранялся внеочередной доступ к своей супруге. Каждый «трудовой член», желающий пользоваться «экземпляром народного достояния», обязан был отчислять в фабрично-заводской комитет из своей зарплаты определенную денежную сумму.
Женщины - народное достояние
«Декрет» был поистине новаторским и потому с необычайной быстротой стал распространяться по стране. В течение всего лишь одного месяца он был перепечатан почти всеми российскими газетами. В результате, у саратовских «законодателей» не замедлили появиться последователи во многих городах. Так, во Владимире они потребовали ввести национализацию женщин с 18-летнего возраста. Владимирский «декрет» провозглашал: «После 18-летнего возраста всякая девица объявляется государственной собственностью», документ обязывал всех незамужних девушек указанного возраста под страхом строгого наказания зарегистрироваться в бюро «свободной любви» при Комиссариате призрения. После чего любому мужчине в возрасте от 19 до 50 лет предоставлялось право выбора женщин, записавшихся в бюро, даже без согласия на то последних, в интересах государства. Дети, произошедшие от такого рода сожительства, поступали в собственность республики.
Лицензия на любовь
В Екатеринодаре летом 1918 года создатели новой социалистической морали пошли еще дальше. Руководствуясь местным «декретом о свободной любви», они стали выдавать на руки особо отличившимся красноармейцам мандат следующего образца: «Предъявителю сего предоставляется право социализировать в городе Екатеринодаре 10 душ девиц в возрасте от 16 до 20 лет, на кого укажет товарищ». От всего вышесказанного глаза лезут на лоб, но так было! И, кстати, не закончилось с закатом эпохи «военного коммунизма». В начале 20-х годов в обществе продолжались бурные дискуссии по половым вопросам, активнейшее участие в которых приняли многие большевистские теоретики. Проповедь свободной любви исходила даже от таких деятельниц коммунистического движения, как И. Арманд и А. Коллонтай. Ну а молодежь объявила любовь буржуазным предрассудком и пустилась во все тяжкие. Исследование И. Гельмана, проведенное в 1922 году среди студентов Московского Коммунистического университета им. Свердлова, показало, что 62% студентов параллельно живут брачной и внебрачной жизнью. В ходе другого исследования выяснилось, что в городе Шуя Ивановской области 60% комсомольцев имели параллельно 2-3 интимных партнеров. В результате - рост числа внебрачных детей и, поистине, вал венерических заболеваний. В 1922 году в том же Московском Коммунистическом университете 40% студентов болели триппером, а 21%-одновременно и триппером, и сифилисом.
Свободная комсомольская любовь
Начало 20-х годов было отмечено и небывалым ростом количества изнасилований и убийств женщин, отказывавшихся удовлетворить потребности мужчин в «свободной комсомольской любви». Известен случаи, когда ученик одной московской Профшколы комсомолец Петров ранил финским ножом ученицу той же школы за отказ жить с ним «свободной комсомольской любовью». Такие случаи попадали на страницы уголовной хроники, однако многие журналисты и литераторы с явной симпатией относились к идее свободной любви и пропагандировали превосходство физического влечения полов над духовным, а иногда и вовсе отрицали духовную близость, считая ее пережитком буржуазной морали.
В коммуне остановка
Сильный удар по семье нанесла и пропаганда жизни в бытовых коммунах. После введения в 1927 году в Советском Союзе непрерывной рабочей недели со скользящими выходными (как правило, не совпадавшими у разных членов семьи) известный теоретик Ю. Ларин заявил о 100-процентном обобществлении быта. Под его непосредственным контролем был разработан и начал реализовываться на строительстве Сталинградского тракторного завода проект семейной коммуны. Коммунары должны были спать по шесть человек в комнате, мужчины и женщины отдельно. На две шестиместные комнаты полагался один двуспальный номер, куда пара могла удалиться в согласованное с коллективом время. Однако, если один из супругов (например, муж) получал на работе взыскание либо плохо относился к своим комсомольским обязанностям, трудовой коллектив имел полное право лишить его близости с женой на сутки, трое, или даже на месяц.
Понятно, что долго такой разврат в стране, которая «семимильными» шагами двигалась к построению коммунизма, продолжаться не мог. В конце 20-х, начале 30-х годов в средствах массовой информации началась кампания по деэротизации советского общества. На щит теперь поднимались сентенции заведующей женотделом ЦК ВКП(б) П. Виноградской, утверждавшей, что «излишнее внимание к вопросам пола может ослабить боеспособность пролетарских масс». «Нормой жизни» стали истории, подобные той, что произошла в марте 1935 года на фабрике «Красный треугольник»: бюро ВЛКСМ исключило из комсомола молодого слесаря за то, что он... «гулял одновременно с двумя девушками». Добрачные половые контакты окончательно перешли в разряд проявлений «нездорового капиталистического образа жизни». Из одной крайности мы ударились в другую, запретив на долгие 60 лет даже шепотом произносить противное коммунистической морали слово «секс»…
Геннадий Федотов
Хочу свободы
...В первых числах марта 1918 года в Саратов у здания биржи, где помещался клуб анархистов, собралась разъяренная толпа женщин. Они неистово колотили в закрытую дверь, требуя пустить их в помещение. Со всех сторон неслись негодующие крики: «Ироды! Хулиганы! Креста на вас нет!» Наконец, толпа взломала дверь и, сокрушая все на своем пути, устремилась в клуб. Находившиеся там анархисты еле успели убежать через черный ход.читать дальше Чем же оказались недовольны саратовские женщины? Оказывается, ущемлением собственных прав! Дело в том, что Саратовский клуб анархистов издал декрет об «отмене частной собственности на женщин», и «объявлении последних общественным достоянием». «Декрет» определял правила регистрации женщин и порядок пользования «экземплярами народного достояния». Распределение «экземпляров», уточнялось в документе, будет осуществляться единолично Саратовским клубом анархистов. Мужчины имели право пользоваться «выданной на руки» женщиной «не чаще трех раз в неделю в течение трех часов». Для этого они должны были представить свидетельство от фабрично-заводского комитета, профсоюза или местного Совета о принадлежности к «трудовой семье». При этом за мужем (если женщина был замужней) сохранялся внеочередной доступ к своей супруге. Каждый «трудовой член», желающий пользоваться «экземпляром народного достояния», обязан был отчислять в фабрично-заводской комитет из своей зарплаты определенную денежную сумму.
Женщины - народное достояние
«Декрет» был поистине новаторским и потому с необычайной быстротой стал распространяться по стране. В течение всего лишь одного месяца он был перепечатан почти всеми российскими газетами. В результате, у саратовских «законодателей» не замедлили появиться последователи во многих городах. Так, во Владимире они потребовали ввести национализацию женщин с 18-летнего возраста. Владимирский «декрет» провозглашал: «После 18-летнего возраста всякая девица объявляется государственной собственностью», документ обязывал всех незамужних девушек указанного возраста под страхом строгого наказания зарегистрироваться в бюро «свободной любви» при Комиссариате призрения. После чего любому мужчине в возрасте от 19 до 50 лет предоставлялось право выбора женщин, записавшихся в бюро, даже без согласия на то последних, в интересах государства. Дети, произошедшие от такого рода сожительства, поступали в собственность республики.
Лицензия на любовь
В Екатеринодаре летом 1918 года создатели новой социалистической морали пошли еще дальше. Руководствуясь местным «декретом о свободной любви», они стали выдавать на руки особо отличившимся красноармейцам мандат следующего образца: «Предъявителю сего предоставляется право социализировать в городе Екатеринодаре 10 душ девиц в возрасте от 16 до 20 лет, на кого укажет товарищ». От всего вышесказанного глаза лезут на лоб, но так было! И, кстати, не закончилось с закатом эпохи «военного коммунизма». В начале 20-х годов в обществе продолжались бурные дискуссии по половым вопросам, активнейшее участие в которых приняли многие большевистские теоретики. Проповедь свободной любви исходила даже от таких деятельниц коммунистического движения, как И. Арманд и А. Коллонтай. Ну а молодежь объявила любовь буржуазным предрассудком и пустилась во все тяжкие. Исследование И. Гельмана, проведенное в 1922 году среди студентов Московского Коммунистического университета им. Свердлова, показало, что 62% студентов параллельно живут брачной и внебрачной жизнью. В ходе другого исследования выяснилось, что в городе Шуя Ивановской области 60% комсомольцев имели параллельно 2-3 интимных партнеров. В результате - рост числа внебрачных детей и, поистине, вал венерических заболеваний. В 1922 году в том же Московском Коммунистическом университете 40% студентов болели триппером, а 21%-одновременно и триппером, и сифилисом.
Свободная комсомольская любовь
Начало 20-х годов было отмечено и небывалым ростом количества изнасилований и убийств женщин, отказывавшихся удовлетворить потребности мужчин в «свободной комсомольской любви». Известен случаи, когда ученик одной московской Профшколы комсомолец Петров ранил финским ножом ученицу той же школы за отказ жить с ним «свободной комсомольской любовью». Такие случаи попадали на страницы уголовной хроники, однако многие журналисты и литераторы с явной симпатией относились к идее свободной любви и пропагандировали превосходство физического влечения полов над духовным, а иногда и вовсе отрицали духовную близость, считая ее пережитком буржуазной морали.
В коммуне остановка
Сильный удар по семье нанесла и пропаганда жизни в бытовых коммунах. После введения в 1927 году в Советском Союзе непрерывной рабочей недели со скользящими выходными (как правило, не совпадавшими у разных членов семьи) известный теоретик Ю. Ларин заявил о 100-процентном обобществлении быта. Под его непосредственным контролем был разработан и начал реализовываться на строительстве Сталинградского тракторного завода проект семейной коммуны. Коммунары должны были спать по шесть человек в комнате, мужчины и женщины отдельно. На две шестиместные комнаты полагался один двуспальный номер, куда пара могла удалиться в согласованное с коллективом время. Однако, если один из супругов (например, муж) получал на работе взыскание либо плохо относился к своим комсомольским обязанностям, трудовой коллектив имел полное право лишить его близости с женой на сутки, трое, или даже на месяц.
Понятно, что долго такой разврат в стране, которая «семимильными» шагами двигалась к построению коммунизма, продолжаться не мог. В конце 20-х, начале 30-х годов в средствах массовой информации началась кампания по деэротизации советского общества. На щит теперь поднимались сентенции заведующей женотделом ЦК ВКП(б) П. Виноградской, утверждавшей, что «излишнее внимание к вопросам пола может ослабить боеспособность пролетарских масс». «Нормой жизни» стали истории, подобные той, что произошла в марте 1935 года на фабрике «Красный треугольник»: бюро ВЛКСМ исключило из комсомола молодого слесаря за то, что он... «гулял одновременно с двумя девушками». Добрачные половые контакты окончательно перешли в разряд проявлений «нездорового капиталистического образа жизни». Из одной крайности мы ударились в другую, запретив на долгие 60 лет даже шепотом произносить противное коммунистической морали слово «секс»…
Проповедь свободной любви исходила даже от таких деятельниц коммунистического движения, как И. Арманд и А. Коллонтай.
...как будто это были такие столпы морали, чего-то внезапно поменявшие во вглядах. А вообще если рассматривать голые факты то достаточно очевидно что декрет был достаточно маргинален, обществом не принят, и большая часть большевиков его не разделяла.
Не помню дискутировали ли у тебя в дняве, или только у Вука, но я высказал подозрение что авторами декрета в Саратовском Совете были анархисты. Получилось что они подтвердились. Уволоку для аргументации.
"Декрет об отмене частного владения женщинами" был фальшивкой, сфабрикованной владельцем саратовской чайной Михаилом Уваровым. Какую цель преследовал Уваров, сочиняя свой "декрет"? Хотел ли он высмеять нигилизм анархистов в вопросах семьи и брака или же сознательно пытался восстановить против них широкие слои населения? К сожалению, это выяснить уже невозможно.
Убийством Уварова, однако, история с "декретом" не закончилась. Напротив, oна только начиналась. С необычайной быстротой пасквиль стал распространяться по стране. Весной 1918 года он был перепечатан многими буржуазными и мелкобуржуазными газетами. Одни редакторы публиковали его как курьезный документ с целью повеселить читателей; другие - с целью дискредитировать анархистов, а через них - Советскую власть (анархисты участвовали тогда вместе с большевиками в работе Советов).
А "свободная любовь" - она как раз была за равенство полов в этом вопросе, и ни о какой "национализации" женщины как бессловесного объекта не говорила...
… В конце июня 1918 года в Москве, в здании биржи на Мясницкой улице, проходил заключительный этап судебного процесса над автором декрета неким Хватовым, владельцем мануфактурной лавки.
Советская судебная система, начиная с середины 1920-х и вплоть до 1990-х годов, являла собой уникальное зрелище – подобного правосудия человечество еще не знало. Это было правосудие без оправдания, оно представляло из себя «службу быта» партийных и государственных инстанций. Однако с того момента, как большевики пришли к власти, минуло совсем немного времени. И это не могло не сказаться на отношении к подсудимому судьи, его помощников – народных заседателей, а также защитников – наркома госпризрения Александры Коллонтай и члена президиума ВСНХ, члена ВЦИКа Юрия Ларина.
Хватову инкриминировалось изготовление и расклеивание на заборах и домах Москвы «Декрета об обобществлении российских девиц и женщин», изданного якобы Московской свободной ассоциацией анархистов. Трудящимся массам предлагалась реализация всех 19 параграфов «документа», согласно которым, в частности, утверждалось, что «все лучшие экземпляры прекрасного пола находятся в собственности буржуазии, чем нарушается правильное продолжение человеческого рода на Земле». Поэтому с 1 мая 1918 года все женщины в возрасте от 17 до 32 лет изымаются из частного владения и объявляются достоянием (собственностью) народа. Декрет определял правила регистрации женщин и порядок пользования «экземплярами народного достояния». Распределение «заведомо отчужденных женщин», говорилось в документе, будет осуществляться московским Комитетом анархистов, членом которого якобы и являлся Хватов.
То есть тут уже Хватов, а не Уваров, уже в Москве, и уже его судят, а уж потом, когда Колонтай его оправдывает, его убивают...