Америка? Нет больше вашей Америки..
ПРИМОРЬЕ В ИСТОРИИ ВОСТОЧНОЙ АЗИИ И РОССИИ
В мировой истории территория Приморья занимает достаточно скромное место. География и климат, а в значительной степени также соседство с древней китайской цивилизацией не способствовали превращению северо-западного побережья Японского моря в очаг формирования и развития единой непрервыной культурной традиции, определив его судьбой быть периферией изначально восточно-азиатских, а затем и европейской (славянской) цивилизацийчитать дальше, зоной межкультурных контактов, миграций, время от времени то административной окраиной средневековых и современных государств, то номинально чьей-то вассальной территорией. Однако человек поселился на территории Приморья, как это доказывают известные ныне ученым памятники археологии, по меньшей мере 30 тыс. лет назад, и уже тогда продемонстрировал характерную черту "приморца" - обширные контакты и, весьма может быть, даже устойчивые связи с сопредельными культурами Северо-Восточной Азии.
Близость к морю играла важную роль в жизни жителя Приморья, ориентируя его на интенсивное использование водных ресурсов. Резкие климатические изменения, происходившие в период палеолита, неолита, бронзового и железного веков, сопровождавшиеся значительными колебаниями уровня моря, серьезно влияли на эволюцию местных культур, стимулировали изменения форм их хозяйствования и массовые миграции в пределах всей Северо-Восточной Азии.
Экономическая экспансия вывела к берегам Японского моря тунгусо-манчжурские племена мохэ, общественная эволюция которых привела к возникновению на обширном пространстве Северо-Восточного Китая и Корейского полуострова государства Бохай, ставшего первым государственным образованием и на территории Приморья. Область Шуайбинь была периферией Бохая, но именно через входивший в ее состав округ Янь и его центр, именуемый ныне археологами "Краскинским городищем", осуществлялись связи Бохая с Японией.
Еще больше следов своей хозяйственной деятельности оставила на территории края чжурчженьская империя Цзинь, в течение столетия контролировавшая весь Северный Китай, и возникшее в результате ее распада государство Восточное Ся. Целый ряд крупных и средних городов - административных и ремесленных центров этих государств - обнаружены и исследуются учеными, каждый год принося поразительные свидетельства высокого уровня экономики и культуры чжурчженей.
Монгольское нашествие опустошило и разорило Приморье, надолго прервав полувековой период его становления как важного элемента общественно-экономического и культурного развития тунгусо-маньчжуров. Уцелевшеее население ушло в тайгу, отгородилось от внешнего мира перевалами Сихотэ-Алиня и законсервировалось в своем развитии на столетия.Вплоть до появления здесь русских в середине XIX в. край оставался диким, забытым, словно нетронутым цивилизацией. Ни земледельцы-ханьцы, ни скотоводы-маньчжуры, овладевшие Китаем в середине XVII в., в его таежных богатствах не нуждались. Нетронутости края способствовали и политика самоизоляции, проводившаяся правительствами Китая и Кореии в XVII - XIX вв.
Многие звенья в длинной и запутанной цепи существования человека в Приморье в доисторический период и эпоху средневековья еще предстоит восстановить. Не счесть памятников, ученым еще неизвестных, загадок, на которые никогда не будет найден ответ. Упоминания китайских летописей - единственно доступного ныне письменного источника о Приморье, даже периода средневековья, скудны и нередко фантастичны. Поэтому главный источник получения сведений о далеком прошлом края - археологические раскопки, а гарантия достоверности - правильная их интерпретация.
В середине XIX в. стремившаяся укрепиться на Тихоокеанском побережье Россия обратила пристальное внимание на Приморье. Айгуньский договор 1858 г. между Россией и Китаем, объявивший территории к югу от Амура и востоку от р.Уссури в "совместном хозяйственном ведении двух государств", дал России юридические основания для экономического освоения края и создания первых русских поселений. Пекинский договор 1860 г., передавший край под ее полную юрисдикцию, стал поворотным пунктом в его развитии. Из периферии Восточной Азии он стал превращаться в окраину Европы.
Вторая половина XIX в. стала для края временем его активного промышленного и сельскохозяйственного освоения, в котором принимали участие не только славяне (русские, украинцы, белорусы), переселившиеся из европейской части России, но и китайские и корейские рабочие, крестьяне, торговцы. Развиваясь как военный форпост России на Дальнем Востоке, край в тоже время экономически был тесно связан не только со странами-соседями (Китаем, Японией, Кореей), но и с США и Европой. "Азиатский элемент" - китайское и корейское население края - играл существенную роль в экономической и политической жизни Приморья и вплоть до конца 30-х годов XX в., когда около 200 тыс. корейцев и 10 тыс. китайцев были насильственно депортированы в Среднюю Азию, Китай и отдаленные от границ районы СССР.
Характерное для края сосуществование рас и народов, носителей культур Запада и Востока, обычаев и традиций выходцев из различных районов европейской части России (а потом и СССР) длительный период времени придавали ему неповторимый культурный колорит. Отражением этого явления было многообразие религиозных воззрений населения Приморья, типичное для него в конце XIX -начале XX в. и быстро реанимируемое сегодня. Вместе с тем, из этого цивилизационного массива постепенно вымывается уникальный культурный пласт коренных народов Приморья, с трудом адаптировавшихся к захватившим места их расселения модернизационным процессам.
К 20-м годам XX столетия Приморье уже было одной из самых промышленно-развитых территорий в Северо-Восточной Азии. Предпринятая в советский период форсированная индустриализация края, подкрепленная организованным государством переселением сюда (как добровольным, так и принудительным) жителей других районов СССР, способствовала дальнейшему развитию края и превращению его в наиболее населенную, экономически развитую территорию страны на ее тихоокеанском побережье. Не только главной военно-морской базой страны на Тихом океане, но и центром науки, культуры, образования всего дальневосточного региона стал г. Владивосток, в крупнейший торговый порт России вырос г. Находка. Однако потенциал развития края был искусственно ограничен директивно утвержденной ему центром производственной специализацией - развитием исключительно сырьевых и добывающих отраслей и морского транспорта. Вместе с тем гражданская война и интервенция иностранных держав на Дальнем Востоке России (1918-1922 гг.), а затем "советизация" края и возведение "железного занавеса" приввели к постепенному отрыву Приморья от азиатских экономик и превращению его в ярко выраженную экономическую, политическую и культурную периферию СССР.
Важную роль в жизни Приморья всегда играл международный фактор - политическая обстановка в регионе в целом и отношения России и СССР с Китаем, Кореей, и Японией в особенности. Дважды - во время русско-японской войны 1904 - 1905 гг. и второй мировой войны - край становился по существу прифронтовой зоной. Длительные периоды напряженности на советско-китайской границе (особенно острые в 30-40-е и 60-70-е годы), дважды выливавшиеся в вооруженные конфликты с Японией в районе оз.Хасан в 1938 г. и с Китаем на о-ве Даманский в 1969 г., способствовали его активной милитаризации и акцентированию его роли как военного форпоста СССР на Тихом океане.
Свидетельством богатой и еще слабо известной не только за пределами страны, но и в самой России истории Приморья является большое количество исторических памятников, несущих на себе редкий отпечаток близкого сосуществования где-то непримиримых, а на территории края мирно уживавшихся культур и традиций.
Немногим более ста лет назад сошлись в борьбе за владение плодородным и стратегически важным краем представители славянской и дальневосточной цивилизаций. Итогом еще не завершенного спора стало превращение Приморья в крайний юго-восточный форпост европейской культуры а Азии. Процессы, происходящие в России в настоящее время, способствуют не только возрождению тесных экономических связей края с его азиатскими соседями, но и издревне присущей ему роли контактной зоны между народами и культурами.
ЛАРИН Виктор Лаврентьевич, доктор исторических наук, профессор, директор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока
ДОИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
ПАЛЕОЛИТ
читать дальшеБолее 30000 лет назад человек впервые появился на территории Приморья из континентальных районов Азии. Это были охотники на мамонтов, в совершенстве владевшие технологией изготовления орудий на крупных пластинах. С изменением климата и ландшафта в конце плейстоцена - начале голоцена (13000-8000 лет назад) древнее население вынуждено было адаптировать свою технику и экономику к новым условиям обитания, либо мигрировать в экологически сходные регионы Северной Азии.
Сохраняя свои традиции, охотники и собиратели, стремились воспринять и развить все новое, что помогало им выжить в критических ситуациях. Памятники каменного века Приморья демонстрируют процессы адаптации, взаимных контактов и связей с древними культурами бассейна реки Амур, Сахалина, Японского Архипелага, Корейского Полуострова, Северо-Восточного Китая, отражая общую культурную подоснову формирования и локальное своеобразие.
В эпоху позднего палеолита в Приморье четко выделяется два района развития взаимосвязанных культур. На Восточном Побережье, в долине реки Зеркальной известно около 30 стоянок, сконцентрированных в районах выхода окремненных вулканических туфов, служивших основным сырьем для изготовления каменных орудий. В этой долине хорошо проявляется эволюция культуры охотников и их переход к рыболовству и полуоседлому образу жизни.
На стоянках Устиновка 7, 6 и 3 серийно представлены изделия, отражающие переход древней технологии от пластинчатой к микропластинчатой и бифасиальной технике. В начале голоцена (около 10-8 тыс. лет назад) здесь впервые появляется древнейшая глиняная посуда, свидетельствующая о существенных изменениях в сфере экономики и быта.
В Центральном и Юго-Западном Приморье основным сырьем для каменных орудий служили небольшие гальки обсидиана, обусловившие некоторые оригинальные элементы технологии изготовления орудий труда. В основе жизни носителей памятников этого региона лежали охота и собирательство.
С потеплением климата в конце плейстоцена население постепенно осваивает ресурсы рек и озер, формируя новый уклад экономики и переходя к оседлому образу жизни. Известно большое количество памятников, среди которых наиболее интересными являются стоянки Молодежная 1, Горбатка 3, Илистая 1, локализованные в бассейне реки Илистая.
НЕОЛИТ
читать дальшеВместе с изменением климата на рубеже плейстоцена и голоцена происходили изменения в системах жизнеобеспечения древнего человека. В континентальной части и на побережье эти процессы протекали неравномерно, с разной скоростью и в разных направлениях. На побережье социальные изменения происходили быстрее, что было обусловлено необходимостью постоянно приспосабливаться к природным изменениям в прибрежной зоне, что связано с подъемом уровня моря. Именно в этот период раннего голоцена появляются ранние неолитические археологические культуры, основанные на эксплуатации водных, в особенности морских ресурсов.
8 - 6 тысяч лет назад наступило сильное потепление климата и подъем уровня моря, который к концу этого периода стабилизировался на отметке, превышавшей на три метра современный уровень. Прибрежные памятники раннего неолита оказались под водой, и в настоящее время мы о них пока ничего не знаем. На побережье Приморья образовалось много удобных и продуктивных бухт и лагун. В этих условиях развивались яркие средненеолитические культуры: бойсманская и руднинская (см. карту). Население памятников этих археологических культур отличают от предшественников значительный опыт эксплуатации морских ресурсов. Мы мало знаем о культурной адаптации населения руднинской культуры, основными памятниками которой являются в прибрежной зоне Рудная пристань (нижний слой), а в континентальной части – Чертовы ворота, представители которых обитали в круглогодичных жилищах каркасного типа и эксплуатировали большинство доступных ресурсов окружающей среды. Гораздо больше наши знания о жизни населения бойсманской культуры, которое обитало на побережье в маленьких поселках (1 - 3 жилища), занимались летом рыболовством в лагунах и море и вылавливали до 18 видов рыб, включая и таких крупных, как белая акула и скат. В тот же период практиковали и собирательство моллюсков (90% составляла устрица). Осенью занимались собирательством растений, зимой и весной охотой на оленей, косуль, кабанов, сивучей, тюленей, дельфинов, а иногда и серых китов.
На суше преобладала, вероятно, индивидуальная охота, а на море – коллективная. Рыболовством занимались мужчины и женщины, однако женщины и дети ловили рыбу на крючок, а мужчины острогой и гарпуном. Охотники-воины имели высокий социальный статус и захоранивались с особыми почестями. Наблюдается удивительное сходство между бойсманскими охотниками, действовавшими 6000 лет назад, и удэгейскими охотниками XIX века в основных объектах добычи, таких как косуля, олень, кабан, и в снаряжении – лук, два копья, два ножа, острога, гарпун. Это свидетельствует о хорошей адаптированности бойсманцев.;
Памятник Бойсмана I находится в 10 км к югу от поселка Славянка в устье реки Рязановки. Ранний слой относится к бойсманской средненеолитической культуре. Люди обитали на холме на берегу древней лагуны и оставили после себя два жилища для малой семьи и три раковинных кучи
На другом поселении Бойсмана II, располагавшимся поблизости, известно коллективное захоронение. Носители бойсманской культурной традиции создали развитую систему жизнеобеспечения (рис. “Годичный цикл жизнеобеспечения бойсманской культуры”). В результате раскопок памятника получены яркие свидетельства высокого уровня их материальной культуры. Позднее на этом месте поселились люди зайсановской поздненеолитической археологической культуры. Они жили в более крупном поселке с большими жилищами и занимались эксплуатацией различных морских и наземных ресурсов. Позже, в раннем железном веке, люди янковской культуры использовали это место для постройки временного, сезонного лагеря.
В результате резкого похолодания климата 5 – 4.5 тыс. лет назад и резкого падения уровня моря, средненеолитические культурные традиции исчезают и трансформируются в зайсановскую культурную традицию (5 - 3 тыс. лет назад), население которой имело широко специализированную систему жизнеобеспечения, которая на континентальных памятниках уже включала и земледелие. Это позволяло зайсановцам обитать как на побережье, так и в глубине континента.
Распространение зайсановской культурной традиции связано с расселением земледельческих групп населения из районов Северо-Западной части Корейского полуострова и, в том числе прибрежные районы, где произошла депопуляция, в результате исчезновения лагун и деградации морских экономик. Примером тому могут служить изменения ландшафтной ситуации в бухте Бойсмана.;
Люди, несущие зайсановскую культурную традицию заселили более широкий ареал, чем их предшественники (карта). В континентальной части они селились по благоприятным для земледелия средним течениям рек, впадающих в море, а на побережье – во всех потенциально продуктивных и удобных местах, используя все доступные экологические ниши. Представители зайсановской культурной традиции безусловно достигли большего адаптивного успеха, чем их предшественники. Число их поселений значительно возрастает, они имеют гораздо большую площадь и количество жилищ, размеры которых также стали крупнее.
БРОНЗОВЫЙ ВЕК
читать дальшеБронзовый век в Приморье начался во второй половине 2 тысячелетия до н.э. Это наименее изученный период на территории Приморья. Пока мы можем только говорить о существовании таких археологических культур, как синегайская, лидовская и маргаритовская. Население синегайской культуры селилось в континентальном районе вокруг озера Ханка (поселение Синий Гай, Падь Харинская, Кировское) и занималось земледелием, животноводством, охотой и собирательством растений.
Ареал лидовской археологической культуры охватывал восточное побережье Приморья (поселения Лидовка, Благодатное-3, Каменка). Население этой культуры кроме земледелия занималось эксплуатацией прибрежных и морских ресурсов.
Третья группа памятников бронзового века, объединяемая в маргаритовскую культуру, локализовалась в прибрежных районах юго-восточного Приморья. Это поселения: Синие Скалы, Моряк-Рыболов, Пермское-2. Обитатели грота у подножья поселения Синие Скалы занимались охотой на оленей, косуль, кабана и медведя; в море они добывали лосося, треску, минтая, камбалу, а также собирали моллюсков в прибрежных водах (гребешок). Жители прибрежных районов в этот период начинают практиковать возделывание проса.
ВОСТРЕЦОВ Юрий Евгеньевич, кандидат исторических наук, заведующий лабораторией палеоэкологии человека Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН.
ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК
читать дальше Начало железного века в Приморье совпало с потеплением климата около 3.000 лет назад и подъемом уровня моря на 1.5 метра выше соременного. В это время прибрежную зону Южного Приморья занимает население янковской археологической культуры, создавшее развитую систему жизнеобеспечения, основанную на эксплуатации морских ресурсов. Сейчас известно около 120 поселений этой культуры. Большинство их имеет раковинные кучи, состоящие на 80 – 95% из устриц. Люди жили в крупных круглогодичных поселках, окруженных более мелкими сезонными. Они были хорошими мореходами и совершали дальние плавания; занимались ловлей тунца и других рыб (всего 45 видов), собирали моллюсков и растения, охотились на оленей и кабанов, разводили свиней и собак. На побережье они выращивали просо, а в континентальной зоне - ячмень.
Классическим памятником этой археологической культуры является поселение, расположенное на полуострове Песчаный. На территории этого поселения, получившего название Песчаный-I, в разное время существовало более 30 полуподземных жилищ площадью от 40 до 200 кв.м, со следами многочисленных перестроек. Сохранились и остатки общественных построек. Удалось проследить три основных этапа заселения поселка представителями янковской археологической культуры.
Первый этап относится ко времени до V – IV вв. до н.э., когда население не эксплуатировало лежбища моллюсков.
Второй этап начался с похолоданием климата в IV - III вв. до н.э., падением уровня моря и связан с активным собирательством моллюсков.
Третий этап начался после III – II вв. до н.э., когда произошли изменения в системе жизнеобеспечения в сторону эксплуатации континентальных ресурсов. Падение уровня моря на один метр ниже современного уровня и похолодание привели к деградации морской экономики и депопуляции населения янковской археологической культуры.
В результате, начиная со II – I вв. до н.э. из континентальных западных районов Приморья происходило расселение носителей кроуновской археологической культуры, которые оккупировали большую часть арела янковской археологической культуры на побережье. Археологические данные позволяют предполагать, что миграция носила волнообразный, пульсирующий характер. Кроуновцы упоминаются в китайских летописях как племена воцзи.
В континентальных районах кроуновские поселения располагались в долинах рек гнездами, близко друг от друга и были довольно крупными. Численность поселков могла составлять от 120 до 500 человек. Их основным занятием было земледелие, вспомогательными - скотоводство и охота.
Расселение из нуклеарных районов проходило двумя ветвями. Первая простиралась на юг в устьевую зону реки Туманган. О ней мы знаем очень мало. Вторая связана с миграцией на восток и юго-восток вплоть до р. Черной. Таким образом, представители кроуновской археологической культуры заняли почти весь ареал янковской археологической культуры за исключением территории хасанского района от устья р. Туманган до устья р. Раздольной, где морские ресурсы были продуктивнее, а морская экономика устойчивей. Но наибольшего адаптивного успеха кроуновское население достигает только в континентальных районах, где продолжает обитать, вероятно, вплоть до образования государства Бохай.
В начале 1 тысячелетия н.э., согласно археологическим данным, начинается экспансия населения польцевской и как ее варианта ольгинской культур из Северного Приморья на юг. Она осуществлялась двумя путями. Первый проходил вдоль рр. Уссури и Арсеньевки с их притоками. Второй – вдоль морского побережья вплоть до залива Петра Великого. В результате, ольгинские группы населения заполнили большую часть ареала расселения поздних кроуновских групп населения (поселения Булочка и Рудановское).
Памятник Зайсановка II
читать дальше Это огромное поселение янковской культуры железного века расположено на холме в устье реки Гладкой на берегу древней лагуны. На этом поселении обнаружена раковинная куча толщиной 2.7 метра. Это самая мощная раковинная куча в западной части бассейна Японского моря. Около поселения обнаружены огромные скопления раковинных куч - следы хозяйственной деятельности живших здесь людей. На этом месте люди жили очень долго, занимаясь рыболовством, земледелием, охотой и собирательством растений и моллюсков.
ЭПОХА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
читать дальше На юге Дальнего Востока России средневековье (хронологический этап между IV-V и XV-XVI вв.) совпало с периодами возникновения, расцвета и гибели государств Бохай (698-926 гг.), Цзинь (115-1234 гг.), Восточное Ся (1215-1233 гг.). Это важный этап в истории Дальнего Востока России. Он ознаменовался принципиальными изменениями во всех сферах человеческой деятельности. В экономике это качественное преобразование производящих форм хозяйства (в первую очередь земледелия), ремесла, торговли, происхождение городов. В системе социальных отношений - появление неравенства и сословий, становление неподконтрольных народу органов власти, которые основаны на узаконенном насилии. В области культуры - поляризация идеологии на элитарную и массовую, генезис общегосударственных культов, обрядов и церемоний, распространение мировых религий.
В истории средневековых цивилизаций Дальнего Востока выделяются два больших периода. Эти периоды обусловлены балансом политических сил в региональной истории, противостоянием Китайской цивилизации и кочевников Великой Степи. Первыми биполярными элементами этой системы были еще китайская династия Хань и степная держава хунну (гуннов), которые появились еще до нашей эры. Прослеживается определенная синхронность между процессами их расцвета и упадка. Когда в Китае начинались смуты и экономический кризис, система “высасывания” кочевниками из богатого соседа шелка, хлеба, вина, изделий ремесла переставала работать и имперская конфидерация разваливалась на отдельные племена до тех пор, пока не восстанавливались мир и порядок на юге. Империя Хань ненадолго пережила гибель Хуннской державы.
В период раннего средневековья Тюркский, а затем и Уйгурский каганаты возникли как раз в то время, когда Китай был объединен под властью династий Суй, а затем Тан. Кочевники зорко контролировали ближайших соседей и взимали с них дань. Особенно сильно доставалось скотоводам Маньчжурии – монголоязычным киданям. Только в отдалении от степных территорий складывались предпосылки для формирования самостоятельной государственности. Взаимодействие с развитыми центрами региона ускоряло процессы политической интеграции народов и культур Дальнего Востока России, Маньчжурии, Японии, Корейского полуострова. Именно там в этот период возникли или развились уже существовавшие очаги самобытной ранней государственности.
Второй большой период в истории цивилизаций Дальнего Востока характеризуется гибелью империи Тан и образованием на территории Китая нескольких конкурирующих династий. В отсутствие образа “внешнего врага” кочевникам не удавалось объединить все степные племена в единую империю. Биполярная структура во Внутренней Азии оказалась разрушенной. Это освободило народы Маньчжурии как от прессинга кочевников, так и от постоянного давления китайцев. Окрыленные независимостью народы Маньчжурии создавали свои собственные объединения, захватывали земледельческие области на юге. Особенно преуспели в завоеваниях кидани и чжурчжэни, которым удалось подчинить практически весь Северный Китай, и маньчжуры, покорившие всю "Поднебесную".
Создаваемые ими империи возникали в процессе завоевания номадами (кидани) или охотничье-земледельческими народами (чжурчжэни, маньчжуры) более высокоразвитых соседей земледельцев. Так происходило наложение “варварских” институтов воинственных северян на сложившиеся цивилизованные порядки завоеванных оседлых жителей.
"Варварские" институты власти в своей основе были протогосударственными (что-то вроде сложного многосоставного вождества). Они не были приспособлены для управления сложной экономикой земледельческого общества с многочисленными городами. Но органы управления империи должны соответствовать внутренней экономической и социальной инфраструктуре. Иначе неизбежен кризис системы управления, а затем и всей империи в целом. Данную проблему завоеватели могли решить двумя способами:
"Упрощением" завоеванного общества, чтобы оно соответствовало менее развитыми экономическим и политическим институтам победителей. Иными словами, это уничтожение городов, земледельческого населения, превращение полей в пастбища для скота;
Усложнением собственных органов управления - оседание императорского двора в городах или создание комплекса столичных городов (система "пяти столиц"), между которыми можно было бы циркулировать с контрольно-ревизорскими целями, создание бюрократического аппарата, введение письменности и делопроизводства по китайскому образцу.
C этой проблемой столкнулись правители всех дальневосточных завоевательных империй. Не случайно, например, при чжурчжэньском дворе неоднократно происходили столкновения между сторонниками интеграции дуальной империи в единое государство и их противниками. Кстати, похожим образом развивалась внутриполитическая борьба и у монголов между различными партиями аристократии при Чингис-хане, когда они обсуждали вопрос: "Следует ли уничтожить завоеванные народы и на из землях пасти скот или же обложить их данью и повинностями". Пришлось решать этот вопрос и киданям, и маньчжурам.
Так или иначе победители поняли, что завоеванными оседлыми территориями нельзя было управлять, "сидя на лошадях". Для управления земледельческими территориями необходима была особая административная система. Поэтому кидани в 947 г. были вынуждены издать декрет о формировании двух самостоятельных аппаратов управления. Северная администрация воспроизводила традиционные "варварские" институты кочевников. Южная администрация состояла из китайских чиновников и управляла завоеванными оседло-земледельческими территориями. Для дополнительного контроля над покоренными китайцами была создана система военных лагерей ордо.
Государство Цзинь также как и империя Ляо состояло из двух основных культурных пластов: завоевателей чжурчжэней и эксплуатируемых крестьян и горожан китайцев. Но в отличие от киданей первоначально двойная система управления чжурчжэней и китайцев порознь уже в 1133 - 1134 гг. была преобразована в единый общегосударственный бюрократический аппарат. В новой системе много было заимствовано от китайской традиционной бюрократической системы, но в нее вошло и немало элементов управления чжурчжэньским обществом. Для дополнительного поддержания порядка на завоеванных землях аналогично киданьским ордо была создана система военных поселений - мэнъань и моукэ.
"Варварство" постепенно трансформировалось в "цивилизацию". Завоеватели одевались в одежды побежденных, перенимали их этикет и письменность, либо создавали свое письмо (кидани, чжурчжэни). Они строили крупные города, в которых воздвигали пышные дворцы и храмы, селился императорский двор и чиновники. Города становились центрами ремесленного производства, торговли, идеологии, своеобразной полиэтничной культуры. Некоторые правители стремились перенести центры империй в Китай (чжурчжэни, маньчжуры), но другие оставляли столицы в пределах Северной Азии (кидани). В результате сложных процессов происходило смешение скотоводческо-земледельческих культур Дальнего Востока с развитыми земледельческо-городскими отношениями китайцев.
КРАДИН Николай Николаевич , кандидат исторических наук, старший научный сотрудник сектора средневековой археологии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН.
В мировой истории территория Приморья занимает достаточно скромное место. География и климат, а в значительной степени также соседство с древней китайской цивилизацией не способствовали превращению северо-западного побережья Японского моря в очаг формирования и развития единой непрервыной культурной традиции, определив его судьбой быть периферией изначально восточно-азиатских, а затем и европейской (славянской) цивилизацийчитать дальше, зоной межкультурных контактов, миграций, время от времени то административной окраиной средневековых и современных государств, то номинально чьей-то вассальной территорией. Однако человек поселился на территории Приморья, как это доказывают известные ныне ученым памятники археологии, по меньшей мере 30 тыс. лет назад, и уже тогда продемонстрировал характерную черту "приморца" - обширные контакты и, весьма может быть, даже устойчивые связи с сопредельными культурами Северо-Восточной Азии.
Близость к морю играла важную роль в жизни жителя Приморья, ориентируя его на интенсивное использование водных ресурсов. Резкие климатические изменения, происходившие в период палеолита, неолита, бронзового и железного веков, сопровождавшиеся значительными колебаниями уровня моря, серьезно влияли на эволюцию местных культур, стимулировали изменения форм их хозяйствования и массовые миграции в пределах всей Северо-Восточной Азии.
Экономическая экспансия вывела к берегам Японского моря тунгусо-манчжурские племена мохэ, общественная эволюция которых привела к возникновению на обширном пространстве Северо-Восточного Китая и Корейского полуострова государства Бохай, ставшего первым государственным образованием и на территории Приморья. Область Шуайбинь была периферией Бохая, но именно через входивший в ее состав округ Янь и его центр, именуемый ныне археологами "Краскинским городищем", осуществлялись связи Бохая с Японией.
Еще больше следов своей хозяйственной деятельности оставила на территории края чжурчженьская империя Цзинь, в течение столетия контролировавшая весь Северный Китай, и возникшее в результате ее распада государство Восточное Ся. Целый ряд крупных и средних городов - административных и ремесленных центров этих государств - обнаружены и исследуются учеными, каждый год принося поразительные свидетельства высокого уровня экономики и культуры чжурчженей.
Монгольское нашествие опустошило и разорило Приморье, надолго прервав полувековой период его становления как важного элемента общественно-экономического и культурного развития тунгусо-маньчжуров. Уцелевшеее население ушло в тайгу, отгородилось от внешнего мира перевалами Сихотэ-Алиня и законсервировалось в своем развитии на столетия.Вплоть до появления здесь русских в середине XIX в. край оставался диким, забытым, словно нетронутым цивилизацией. Ни земледельцы-ханьцы, ни скотоводы-маньчжуры, овладевшие Китаем в середине XVII в., в его таежных богатствах не нуждались. Нетронутости края способствовали и политика самоизоляции, проводившаяся правительствами Китая и Кореии в XVII - XIX вв.
Многие звенья в длинной и запутанной цепи существования человека в Приморье в доисторический период и эпоху средневековья еще предстоит восстановить. Не счесть памятников, ученым еще неизвестных, загадок, на которые никогда не будет найден ответ. Упоминания китайских летописей - единственно доступного ныне письменного источника о Приморье, даже периода средневековья, скудны и нередко фантастичны. Поэтому главный источник получения сведений о далеком прошлом края - археологические раскопки, а гарантия достоверности - правильная их интерпретация.
В середине XIX в. стремившаяся укрепиться на Тихоокеанском побережье Россия обратила пристальное внимание на Приморье. Айгуньский договор 1858 г. между Россией и Китаем, объявивший территории к югу от Амура и востоку от р.Уссури в "совместном хозяйственном ведении двух государств", дал России юридические основания для экономического освоения края и создания первых русских поселений. Пекинский договор 1860 г., передавший край под ее полную юрисдикцию, стал поворотным пунктом в его развитии. Из периферии Восточной Азии он стал превращаться в окраину Европы.
Вторая половина XIX в. стала для края временем его активного промышленного и сельскохозяйственного освоения, в котором принимали участие не только славяне (русские, украинцы, белорусы), переселившиеся из европейской части России, но и китайские и корейские рабочие, крестьяне, торговцы. Развиваясь как военный форпост России на Дальнем Востоке, край в тоже время экономически был тесно связан не только со странами-соседями (Китаем, Японией, Кореей), но и с США и Европой. "Азиатский элемент" - китайское и корейское население края - играл существенную роль в экономической и политической жизни Приморья и вплоть до конца 30-х годов XX в., когда около 200 тыс. корейцев и 10 тыс. китайцев были насильственно депортированы в Среднюю Азию, Китай и отдаленные от границ районы СССР.
Характерное для края сосуществование рас и народов, носителей культур Запада и Востока, обычаев и традиций выходцев из различных районов европейской части России (а потом и СССР) длительный период времени придавали ему неповторимый культурный колорит. Отражением этого явления было многообразие религиозных воззрений населения Приморья, типичное для него в конце XIX -начале XX в. и быстро реанимируемое сегодня. Вместе с тем, из этого цивилизационного массива постепенно вымывается уникальный культурный пласт коренных народов Приморья, с трудом адаптировавшихся к захватившим места их расселения модернизационным процессам.
К 20-м годам XX столетия Приморье уже было одной из самых промышленно-развитых территорий в Северо-Восточной Азии. Предпринятая в советский период форсированная индустриализация края, подкрепленная организованным государством переселением сюда (как добровольным, так и принудительным) жителей других районов СССР, способствовала дальнейшему развитию края и превращению его в наиболее населенную, экономически развитую территорию страны на ее тихоокеанском побережье. Не только главной военно-морской базой страны на Тихом океане, но и центром науки, культуры, образования всего дальневосточного региона стал г. Владивосток, в крупнейший торговый порт России вырос г. Находка. Однако потенциал развития края был искусственно ограничен директивно утвержденной ему центром производственной специализацией - развитием исключительно сырьевых и добывающих отраслей и морского транспорта. Вместе с тем гражданская война и интервенция иностранных держав на Дальнем Востоке России (1918-1922 гг.), а затем "советизация" края и возведение "железного занавеса" приввели к постепенному отрыву Приморья от азиатских экономик и превращению его в ярко выраженную экономическую, политическую и культурную периферию СССР.
Важную роль в жизни Приморья всегда играл международный фактор - политическая обстановка в регионе в целом и отношения России и СССР с Китаем, Кореей, и Японией в особенности. Дважды - во время русско-японской войны 1904 - 1905 гг. и второй мировой войны - край становился по существу прифронтовой зоной. Длительные периоды напряженности на советско-китайской границе (особенно острые в 30-40-е и 60-70-е годы), дважды выливавшиеся в вооруженные конфликты с Японией в районе оз.Хасан в 1938 г. и с Китаем на о-ве Даманский в 1969 г., способствовали его активной милитаризации и акцентированию его роли как военного форпоста СССР на Тихом океане.
Свидетельством богатой и еще слабо известной не только за пределами страны, но и в самой России истории Приморья является большое количество исторических памятников, несущих на себе редкий отпечаток близкого сосуществования где-то непримиримых, а на территории края мирно уживавшихся культур и традиций.
Немногим более ста лет назад сошлись в борьбе за владение плодородным и стратегически важным краем представители славянской и дальневосточной цивилизаций. Итогом еще не завершенного спора стало превращение Приморья в крайний юго-восточный форпост европейской культуры а Азии. Процессы, происходящие в России в настоящее время, способствуют не только возрождению тесных экономических связей края с его азиатскими соседями, но и издревне присущей ему роли контактной зоны между народами и культурами.
ЛАРИН Виктор Лаврентьевич, доктор исторических наук, профессор, директор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока
ДОИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
ПАЛЕОЛИТ
читать дальшеБолее 30000 лет назад человек впервые появился на территории Приморья из континентальных районов Азии. Это были охотники на мамонтов, в совершенстве владевшие технологией изготовления орудий на крупных пластинах. С изменением климата и ландшафта в конце плейстоцена - начале голоцена (13000-8000 лет назад) древнее население вынуждено было адаптировать свою технику и экономику к новым условиям обитания, либо мигрировать в экологически сходные регионы Северной Азии.
Сохраняя свои традиции, охотники и собиратели, стремились воспринять и развить все новое, что помогало им выжить в критических ситуациях. Памятники каменного века Приморья демонстрируют процессы адаптации, взаимных контактов и связей с древними культурами бассейна реки Амур, Сахалина, Японского Архипелага, Корейского Полуострова, Северо-Восточного Китая, отражая общую культурную подоснову формирования и локальное своеобразие.
В эпоху позднего палеолита в Приморье четко выделяется два района развития взаимосвязанных культур. На Восточном Побережье, в долине реки Зеркальной известно около 30 стоянок, сконцентрированных в районах выхода окремненных вулканических туфов, служивших основным сырьем для изготовления каменных орудий. В этой долине хорошо проявляется эволюция культуры охотников и их переход к рыболовству и полуоседлому образу жизни.
На стоянках Устиновка 7, 6 и 3 серийно представлены изделия, отражающие переход древней технологии от пластинчатой к микропластинчатой и бифасиальной технике. В начале голоцена (около 10-8 тыс. лет назад) здесь впервые появляется древнейшая глиняная посуда, свидетельствующая о существенных изменениях в сфере экономики и быта.
В Центральном и Юго-Западном Приморье основным сырьем для каменных орудий служили небольшие гальки обсидиана, обусловившие некоторые оригинальные элементы технологии изготовления орудий труда. В основе жизни носителей памятников этого региона лежали охота и собирательство.
С потеплением климата в конце плейстоцена население постепенно осваивает ресурсы рек и озер, формируя новый уклад экономики и переходя к оседлому образу жизни. Известно большое количество памятников, среди которых наиболее интересными являются стоянки Молодежная 1, Горбатка 3, Илистая 1, локализованные в бассейне реки Илистая.
НЕОЛИТ
читать дальшеВместе с изменением климата на рубеже плейстоцена и голоцена происходили изменения в системах жизнеобеспечения древнего человека. В континентальной части и на побережье эти процессы протекали неравномерно, с разной скоростью и в разных направлениях. На побережье социальные изменения происходили быстрее, что было обусловлено необходимостью постоянно приспосабливаться к природным изменениям в прибрежной зоне, что связано с подъемом уровня моря. Именно в этот период раннего голоцена появляются ранние неолитические археологические культуры, основанные на эксплуатации водных, в особенности морских ресурсов.
8 - 6 тысяч лет назад наступило сильное потепление климата и подъем уровня моря, который к концу этого периода стабилизировался на отметке, превышавшей на три метра современный уровень. Прибрежные памятники раннего неолита оказались под водой, и в настоящее время мы о них пока ничего не знаем. На побережье Приморья образовалось много удобных и продуктивных бухт и лагун. В этих условиях развивались яркие средненеолитические культуры: бойсманская и руднинская (см. карту). Население памятников этих археологических культур отличают от предшественников значительный опыт эксплуатации морских ресурсов. Мы мало знаем о культурной адаптации населения руднинской культуры, основными памятниками которой являются в прибрежной зоне Рудная пристань (нижний слой), а в континентальной части – Чертовы ворота, представители которых обитали в круглогодичных жилищах каркасного типа и эксплуатировали большинство доступных ресурсов окружающей среды. Гораздо больше наши знания о жизни населения бойсманской культуры, которое обитало на побережье в маленьких поселках (1 - 3 жилища), занимались летом рыболовством в лагунах и море и вылавливали до 18 видов рыб, включая и таких крупных, как белая акула и скат. В тот же период практиковали и собирательство моллюсков (90% составляла устрица). Осенью занимались собирательством растений, зимой и весной охотой на оленей, косуль, кабанов, сивучей, тюленей, дельфинов, а иногда и серых китов.
На суше преобладала, вероятно, индивидуальная охота, а на море – коллективная. Рыболовством занимались мужчины и женщины, однако женщины и дети ловили рыбу на крючок, а мужчины острогой и гарпуном. Охотники-воины имели высокий социальный статус и захоранивались с особыми почестями. Наблюдается удивительное сходство между бойсманскими охотниками, действовавшими 6000 лет назад, и удэгейскими охотниками XIX века в основных объектах добычи, таких как косуля, олень, кабан, и в снаряжении – лук, два копья, два ножа, острога, гарпун. Это свидетельствует о хорошей адаптированности бойсманцев.;
Памятник Бойсмана I находится в 10 км к югу от поселка Славянка в устье реки Рязановки. Ранний слой относится к бойсманской средненеолитической культуре. Люди обитали на холме на берегу древней лагуны и оставили после себя два жилища для малой семьи и три раковинных кучи
На другом поселении Бойсмана II, располагавшимся поблизости, известно коллективное захоронение. Носители бойсманской культурной традиции создали развитую систему жизнеобеспечения (рис. “Годичный цикл жизнеобеспечения бойсманской культуры”). В результате раскопок памятника получены яркие свидетельства высокого уровня их материальной культуры. Позднее на этом месте поселились люди зайсановской поздненеолитической археологической культуры. Они жили в более крупном поселке с большими жилищами и занимались эксплуатацией различных морских и наземных ресурсов. Позже, в раннем железном веке, люди янковской культуры использовали это место для постройки временного, сезонного лагеря.
В результате резкого похолодания климата 5 – 4.5 тыс. лет назад и резкого падения уровня моря, средненеолитические культурные традиции исчезают и трансформируются в зайсановскую культурную традицию (5 - 3 тыс. лет назад), население которой имело широко специализированную систему жизнеобеспечения, которая на континентальных памятниках уже включала и земледелие. Это позволяло зайсановцам обитать как на побережье, так и в глубине континента.
Распространение зайсановской культурной традиции связано с расселением земледельческих групп населения из районов Северо-Западной части Корейского полуострова и, в том числе прибрежные районы, где произошла депопуляция, в результате исчезновения лагун и деградации морских экономик. Примером тому могут служить изменения ландшафтной ситуации в бухте Бойсмана.;
Люди, несущие зайсановскую культурную традицию заселили более широкий ареал, чем их предшественники (карта). В континентальной части они селились по благоприятным для земледелия средним течениям рек, впадающих в море, а на побережье – во всех потенциально продуктивных и удобных местах, используя все доступные экологические ниши. Представители зайсановской культурной традиции безусловно достигли большего адаптивного успеха, чем их предшественники. Число их поселений значительно возрастает, они имеют гораздо большую площадь и количество жилищ, размеры которых также стали крупнее.
БРОНЗОВЫЙ ВЕК
читать дальшеБронзовый век в Приморье начался во второй половине 2 тысячелетия до н.э. Это наименее изученный период на территории Приморья. Пока мы можем только говорить о существовании таких археологических культур, как синегайская, лидовская и маргаритовская. Население синегайской культуры селилось в континентальном районе вокруг озера Ханка (поселение Синий Гай, Падь Харинская, Кировское) и занималось земледелием, животноводством, охотой и собирательством растений.
Ареал лидовской археологической культуры охватывал восточное побережье Приморья (поселения Лидовка, Благодатное-3, Каменка). Население этой культуры кроме земледелия занималось эксплуатацией прибрежных и морских ресурсов.
Третья группа памятников бронзового века, объединяемая в маргаритовскую культуру, локализовалась в прибрежных районах юго-восточного Приморья. Это поселения: Синие Скалы, Моряк-Рыболов, Пермское-2. Обитатели грота у подножья поселения Синие Скалы занимались охотой на оленей, косуль, кабана и медведя; в море они добывали лосося, треску, минтая, камбалу, а также собирали моллюсков в прибрежных водах (гребешок). Жители прибрежных районов в этот период начинают практиковать возделывание проса.
ВОСТРЕЦОВ Юрий Евгеньевич, кандидат исторических наук, заведующий лабораторией палеоэкологии человека Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН.
ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК
читать дальше Начало железного века в Приморье совпало с потеплением климата около 3.000 лет назад и подъемом уровня моря на 1.5 метра выше соременного. В это время прибрежную зону Южного Приморья занимает население янковской археологической культуры, создавшее развитую систему жизнеобеспечения, основанную на эксплуатации морских ресурсов. Сейчас известно около 120 поселений этой культуры. Большинство их имеет раковинные кучи, состоящие на 80 – 95% из устриц. Люди жили в крупных круглогодичных поселках, окруженных более мелкими сезонными. Они были хорошими мореходами и совершали дальние плавания; занимались ловлей тунца и других рыб (всего 45 видов), собирали моллюсков и растения, охотились на оленей и кабанов, разводили свиней и собак. На побережье они выращивали просо, а в континентальной зоне - ячмень.
Классическим памятником этой археологической культуры является поселение, расположенное на полуострове Песчаный. На территории этого поселения, получившего название Песчаный-I, в разное время существовало более 30 полуподземных жилищ площадью от 40 до 200 кв.м, со следами многочисленных перестроек. Сохранились и остатки общественных построек. Удалось проследить три основных этапа заселения поселка представителями янковской археологической культуры.
Первый этап относится ко времени до V – IV вв. до н.э., когда население не эксплуатировало лежбища моллюсков.
Второй этап начался с похолоданием климата в IV - III вв. до н.э., падением уровня моря и связан с активным собирательством моллюсков.
Третий этап начался после III – II вв. до н.э., когда произошли изменения в системе жизнеобеспечения в сторону эксплуатации континентальных ресурсов. Падение уровня моря на один метр ниже современного уровня и похолодание привели к деградации морской экономики и депопуляции населения янковской археологической культуры.
В результате, начиная со II – I вв. до н.э. из континентальных западных районов Приморья происходило расселение носителей кроуновской археологической культуры, которые оккупировали большую часть арела янковской археологической культуры на побережье. Археологические данные позволяют предполагать, что миграция носила волнообразный, пульсирующий характер. Кроуновцы упоминаются в китайских летописях как племена воцзи.
В континентальных районах кроуновские поселения располагались в долинах рек гнездами, близко друг от друга и были довольно крупными. Численность поселков могла составлять от 120 до 500 человек. Их основным занятием было земледелие, вспомогательными - скотоводство и охота.
Расселение из нуклеарных районов проходило двумя ветвями. Первая простиралась на юг в устьевую зону реки Туманган. О ней мы знаем очень мало. Вторая связана с миграцией на восток и юго-восток вплоть до р. Черной. Таким образом, представители кроуновской археологической культуры заняли почти весь ареал янковской археологической культуры за исключением территории хасанского района от устья р. Туманган до устья р. Раздольной, где морские ресурсы были продуктивнее, а морская экономика устойчивей. Но наибольшего адаптивного успеха кроуновское население достигает только в континентальных районах, где продолжает обитать, вероятно, вплоть до образования государства Бохай.
В начале 1 тысячелетия н.э., согласно археологическим данным, начинается экспансия населения польцевской и как ее варианта ольгинской культур из Северного Приморья на юг. Она осуществлялась двумя путями. Первый проходил вдоль рр. Уссури и Арсеньевки с их притоками. Второй – вдоль морского побережья вплоть до залива Петра Великого. В результате, ольгинские группы населения заполнили большую часть ареала расселения поздних кроуновских групп населения (поселения Булочка и Рудановское).
Памятник Зайсановка II
читать дальше Это огромное поселение янковской культуры железного века расположено на холме в устье реки Гладкой на берегу древней лагуны. На этом поселении обнаружена раковинная куча толщиной 2.7 метра. Это самая мощная раковинная куча в западной части бассейна Японского моря. Около поселения обнаружены огромные скопления раковинных куч - следы хозяйственной деятельности живших здесь людей. На этом месте люди жили очень долго, занимаясь рыболовством, земледелием, охотой и собирательством растений и моллюсков.
ЭПОХА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
читать дальше На юге Дальнего Востока России средневековье (хронологический этап между IV-V и XV-XVI вв.) совпало с периодами возникновения, расцвета и гибели государств Бохай (698-926 гг.), Цзинь (115-1234 гг.), Восточное Ся (1215-1233 гг.). Это важный этап в истории Дальнего Востока России. Он ознаменовался принципиальными изменениями во всех сферах человеческой деятельности. В экономике это качественное преобразование производящих форм хозяйства (в первую очередь земледелия), ремесла, торговли, происхождение городов. В системе социальных отношений - появление неравенства и сословий, становление неподконтрольных народу органов власти, которые основаны на узаконенном насилии. В области культуры - поляризация идеологии на элитарную и массовую, генезис общегосударственных культов, обрядов и церемоний, распространение мировых религий.
В истории средневековых цивилизаций Дальнего Востока выделяются два больших периода. Эти периоды обусловлены балансом политических сил в региональной истории, противостоянием Китайской цивилизации и кочевников Великой Степи. Первыми биполярными элементами этой системы были еще китайская династия Хань и степная держава хунну (гуннов), которые появились еще до нашей эры. Прослеживается определенная синхронность между процессами их расцвета и упадка. Когда в Китае начинались смуты и экономический кризис, система “высасывания” кочевниками из богатого соседа шелка, хлеба, вина, изделий ремесла переставала работать и имперская конфидерация разваливалась на отдельные племена до тех пор, пока не восстанавливались мир и порядок на юге. Империя Хань ненадолго пережила гибель Хуннской державы.
В период раннего средневековья Тюркский, а затем и Уйгурский каганаты возникли как раз в то время, когда Китай был объединен под властью династий Суй, а затем Тан. Кочевники зорко контролировали ближайших соседей и взимали с них дань. Особенно сильно доставалось скотоводам Маньчжурии – монголоязычным киданям. Только в отдалении от степных территорий складывались предпосылки для формирования самостоятельной государственности. Взаимодействие с развитыми центрами региона ускоряло процессы политической интеграции народов и культур Дальнего Востока России, Маньчжурии, Японии, Корейского полуострова. Именно там в этот период возникли или развились уже существовавшие очаги самобытной ранней государственности.
Второй большой период в истории цивилизаций Дальнего Востока характеризуется гибелью империи Тан и образованием на территории Китая нескольких конкурирующих династий. В отсутствие образа “внешнего врага” кочевникам не удавалось объединить все степные племена в единую империю. Биполярная структура во Внутренней Азии оказалась разрушенной. Это освободило народы Маньчжурии как от прессинга кочевников, так и от постоянного давления китайцев. Окрыленные независимостью народы Маньчжурии создавали свои собственные объединения, захватывали земледельческие области на юге. Особенно преуспели в завоеваниях кидани и чжурчжэни, которым удалось подчинить практически весь Северный Китай, и маньчжуры, покорившие всю "Поднебесную".
Создаваемые ими империи возникали в процессе завоевания номадами (кидани) или охотничье-земледельческими народами (чжурчжэни, маньчжуры) более высокоразвитых соседей земледельцев. Так происходило наложение “варварских” институтов воинственных северян на сложившиеся цивилизованные порядки завоеванных оседлых жителей.
"Варварские" институты власти в своей основе были протогосударственными (что-то вроде сложного многосоставного вождества). Они не были приспособлены для управления сложной экономикой земледельческого общества с многочисленными городами. Но органы управления империи должны соответствовать внутренней экономической и социальной инфраструктуре. Иначе неизбежен кризис системы управления, а затем и всей империи в целом. Данную проблему завоеватели могли решить двумя способами:
"Упрощением" завоеванного общества, чтобы оно соответствовало менее развитыми экономическим и политическим институтам победителей. Иными словами, это уничтожение городов, земледельческого населения, превращение полей в пастбища для скота;
Усложнением собственных органов управления - оседание императорского двора в городах или создание комплекса столичных городов (система "пяти столиц"), между которыми можно было бы циркулировать с контрольно-ревизорскими целями, создание бюрократического аппарата, введение письменности и делопроизводства по китайскому образцу.
C этой проблемой столкнулись правители всех дальневосточных завоевательных империй. Не случайно, например, при чжурчжэньском дворе неоднократно происходили столкновения между сторонниками интеграции дуальной империи в единое государство и их противниками. Кстати, похожим образом развивалась внутриполитическая борьба и у монголов между различными партиями аристократии при Чингис-хане, когда они обсуждали вопрос: "Следует ли уничтожить завоеванные народы и на из землях пасти скот или же обложить их данью и повинностями". Пришлось решать этот вопрос и киданям, и маньчжурам.
Так или иначе победители поняли, что завоеванными оседлыми территориями нельзя было управлять, "сидя на лошадях". Для управления земледельческими территориями необходима была особая административная система. Поэтому кидани в 947 г. были вынуждены издать декрет о формировании двух самостоятельных аппаратов управления. Северная администрация воспроизводила традиционные "варварские" институты кочевников. Южная администрация состояла из китайских чиновников и управляла завоеванными оседло-земледельческими территориями. Для дополнительного контроля над покоренными китайцами была создана система военных лагерей ордо.
Государство Цзинь также как и империя Ляо состояло из двух основных культурных пластов: завоевателей чжурчжэней и эксплуатируемых крестьян и горожан китайцев. Но в отличие от киданей первоначально двойная система управления чжурчжэней и китайцев порознь уже в 1133 - 1134 гг. была преобразована в единый общегосударственный бюрократический аппарат. В новой системе много было заимствовано от китайской традиционной бюрократической системы, но в нее вошло и немало элементов управления чжурчжэньским обществом. Для дополнительного поддержания порядка на завоеванных землях аналогично киданьским ордо была создана система военных поселений - мэнъань и моукэ.
"Варварство" постепенно трансформировалось в "цивилизацию". Завоеватели одевались в одежды побежденных, перенимали их этикет и письменность, либо создавали свое письмо (кидани, чжурчжэни). Они строили крупные города, в которых воздвигали пышные дворцы и храмы, селился императорский двор и чиновники. Города становились центрами ремесленного производства, торговли, идеологии, своеобразной полиэтничной культуры. Некоторые правители стремились перенести центры империй в Китай (чжурчжэни, маньчжуры), но другие оставляли столицы в пределах Северной Азии (кидани). В результате сложных процессов происходило смешение скотоводческо-земледельческих культур Дальнего Востока с развитыми земледельческо-городскими отношениями китайцев.
КРАДИН Николай Николаевич , кандидат исторических наук, старший научный сотрудник сектора средневековой археологии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН.