Америка? Нет больше вашей Америки..
СЕЛЬКУПЫ
ПРОИСХОЖДЕНИЕ
читать дальше
Селькупы — один из самых малочисленных народов Сибири. По переписям 1897 и 1926—1927 годов, общая численность селькупов составляла около 6000 человек, по переписи 1989 года — 3612 человек, по переписи 2002 года - 1 797 человек. Расселены они в восточном секторе Западно-Сибирской равнины очень рассеянно. Административно селькупы относятся к Красноселькупскому району Ямало-Ненецкого автономного округа (1632 чел.). Туруханскому раиону Красноярского края (367 чел.) и Каргасокскому, Верхнекетскому, Колпашевскому районам Томской области (1382 чел.).
В этнографии обычно выделяют северных и южных селькупов — эти труппы разобщены территориально. Северные, тазовско-туруханские, именуют себя селькуп и шOлькуп, что означает «лесной человек». Они живут вблизи рек Турухан, Еголуй и Таз, а также по среднему и верхнему течению Пура. Южные, среднеобские или нарымские, среди которых обособляются чумыль-куп — «земляной человек» и суссе-кум/шеш-куп — «таежный человек», расселены в Среднем Приобье по рекам Тым и Кеть, нижнему течению Васьюгана, верхним притокам Парабели и по Оби.
По антропологическому типу селькупы относятся к уральской переходной расе (при участии европеоидной примеси). Селькупский язык причисляется к самодийской группе уральскои языковой семьи. Среди лингвистов и этнографов нет единого мнения о количестве наречии и диалектов селькупского языка. Ученые выделяют северное — тазовско-баишенское и нарымское, нарымско-кетское наречия; в последнем нередко разграничивают центральное — нарымское и южное — кетское.
До конца XIX века селькупов, наряду с ханты, манси и кетами, назвали «остяками» или «остякосамоедами». В некоторой степени это связано с тем, что в прошлом селькупы, включавшие несколько племенных объединений, не имели единого самоназвания—этноним селькупы происходит от самоназвания северной группы. В начале XVII века селькупские племена чумульгула, сюсигула, шиешгула, сельгула, тегула, соргула, пайгула, кайбангула были расселены в Среднем Приобье от Сургута до Томи. Северными их соседями были лесные немцы и энцы - Нумто и верховья Taзa, западными — ханты — устье Иртыша, южными — сибирские татары — лесостепи Обь-Иртышья, восточными — кеты и эвенки — бассейн Енисея.
В прошлом у селькупов существовали укрепленные «городки» (кор, кора), их остатки можно встретить во многих районах Приобья. Они сооружались на возвышенных местах или мысах. Укрепление городка-кора, как правило, состояло из вала, рва и частокола. В систему обороны входили засеки с настороженными луками-самострелами. Жилищами служили большие бревенчатые землянки с длинными подземными коридорами, выходящими к реке (карамо). По рассказам селькупов, «богатыри» (сенгира) строили «военные двухэтажные землянки» (мютымате). В верхней части укрепления устраивался помост в стенах прорубались узкие щели для стрельбы из луков. Иногда несколько (от 2 до 20) землянок обносились земляным валом. Проникнуть в такую крепостницу можно было только с реки на лодках, для которых на берегу устраивалась пристань — деревянные настилы и подмостки. Для защиты городка от внезапного нападения в воде заостренные колья, на них натягивались веревки.
Наряду с городками кора у селькупов имелись городища-крепости типа укрепленных лагерей (коч, кэтты). Внутри крепости, обнесенной двумя-тремя линиями валов и рвов, находилась резиденция князца (кок.), здесь же располагались жилища его лучших воинов-лаков (л`ак/ляк — «воин», «стрелок», «товарищ»). Основное население проживало в окрестых юртах (эд) в случае военном опасности собираюсь за стенами крепости. Войско князя состояло из тяжело-вооруженных воинов — кызы-порог куп — «.люди железных парок» и стрелков. Имея многочисленную дружину, князь собирал дань — калан, ерманты — как со своего населения, так и с завоеванных народов. У княжеского дома или на центральной площади города устанавливались идолы, столб по-парге с антропоморфным изображением помост для жертвоприношений. Княжеский «городок» одновременно выступал военно-оборонительным, административно-политическим и культовым центром.
До XVI века у селькупов было высоко развито керамическое производство, металлообработка и ткачество. Из глины и изготавливалась разнообразная посуда, грузила, литейные формы, тигли, пряслица, курительные трубки, детские игрушки, культовая скульптура. Из «дикой кудели» - саатчу - селькупские мастерицы ткали тонкие холсты. Согласно легендам селькупы выплавляли металл «из камня» - пох- и считали себя первыми изобретателями плавки металлов. Селькупские кузнецы — чакурикум — славились умением изготовлять оружие, панцири, шлемы, маски, зеркала и украшения. Имеются свидетельства о распространении в прошлом у южных селькупов мотыжного земледелия, в частности ими практиковалось выращивание ячменя и табака. Одна ко селькупское земледелие, металлургия ремесла не могли выдержать конкуренции с привозным зерном и изделиями промышленною производства, поэтому к XVII веку постепенно исчезает местная керамика и ткачество,. повсеместно pacпространяются привозные товары. Пожалуй, только кузнечество сохранялось у северных селькупов до недавнего времени.
Первое письменное упоминание о селькупах, именуемых Пегой (Пecтpoй) Ордой', относится к XVI веку. Во главе Пегой Орды, с центром в Нарымском Приобье, стоял селькупский князь Воня. Вероятно, складывание военно-политического союза Пегая Орда было вызвано постоянным давлением на селькупов со стороны южных и западных соседей.
После разгрома Сибирского ханства в 1594 году по царскому наказу на селькупскую Пегую Орду был предпринят военный поход. Собравшиеся в Обском городке (поставлен в 1585 году Иваном Мансуровым в устье Иртыша) князь Федор Барятинский и Владимир Аничков со служилыми людьми, березовские казаки и отряд кодских остяков князя Игичея двинулись на восток. «Обской городок» был разломан. Резиденцию наступавших па Пегую Орду войск предстояло перенести «вверх по Оби», где должно «город ставити в Сургуте». Войско князя Вони оказало упорное сопротивление дружинам русских воевод и их союзникам. Однако один из сыновей Вони (Урхнк) был захвачен в плен казаками, обещавшими «отдать Воне сына, если он принесет ясак и изъявит покорность». В царском наказе о строительстве города Сургута предписывалось: «Вонина сына Урунка, взять с собой в новым город и отцу его наказать, чтобы он собирал с Пегой Орды ясак и доставил его туда же, ясак этот принять и сына Вонина отпустить к отцу». Желая освободить сына, князь Воня привозит ясак в Сургут. Однако уже в следующем году платить дань он отказался. В 1596 году сургутский воевода Осип Тимофеевич Плещеев в своем письме просит у Москвы разрешения поставить острог на Пегой Ор¬де, чтобы держать ее в повиновении и «сполна» собирать ясак.
Заключив союз с «подкочевавшим» к Пегои Ор¬де царем Кучумом, селькупский князь Воня намеревался взять Сургут. Поэтому весной 1597 года для окончательного покорения Пегой Орды была снаряжена военная экспедиция. В Сургут присланы ратные люди и «юртовские татары» из Тобольска, «наряд» (5 пищалей) и остяки кодского князя Игичея. Возглавил поход на Пегую Орду сургутский письменным голова Иван Колемин. На заранее приготовленных судах войско из 300 казаков и 150 служилых людей выступило вверх по Оби. Пегая Орда потерпела поражение и с основанием Нарымского острога была окончательно подчинена Московским государям.
В начале XVII века на ее территории был образован Сургутский уезд и туземное население Среднего Приобья было обложено ясаком. Признавший власть русских государей второй сын Вони, Тай-бохт, получил в управление Верхне-Подгородную Нарымскую волость. Царская жалованная грамота гласила: «И мы Пегая Орда князца Taйбoхтy Вонина пожаловали: ясаку с него имать не велено, а велели ему нашу службу служить и жить велели в Нарымском остроге, а нашего годового жалования велели ему давать по три рубли денег, да хлеба по четыре чети муки, по чети круп, по чети толокна, по пуду соль на год».
Вслед за отрядами русских казаков и кодских остяков на «селькупскую Обь»- хлынула волна угров-переселенцев. Невозможную роль в закреплении хаты на селькупских землях сыграло пожалованне Федором Иоанновичем — кодским (остяцким) князьям Алачевым за их службу двух волостей на реке Вах. Угорским «клин» прошел по селькупским землям — с запада на восток по Оби, захватив реки Вах и Васьюган. Часть селькупов была ассимилирована ханты, часть ушла вверх по Оби, часть продвинулась из Среднего Приобья на север, в район рек Таз и Турухан, в результате чего сложилась северная группа.
Северные селькупы (ненцы называли тазовских селькупов тасунг хаби русские старожилы Туруханского края — сургутами) были вынуждены отвоевывать новые земли у энцев и ненцев. Одним из главных героев селькупских предании, повествующих о войнах с кэлек тамдыр (ненцами/энцами) был вождь Hемай Порга Ира («Старик Заячья Парка»). По легендам, придя на реку Таз, Немай Порга встретил здесь богатый народ, владевший огромными стадами оленей. Поселившись в землях оленных людей, он совершает постоянные набеги на их стойбища: то пользуясь отсутствием мужчин, угоняет оленьи стала, то под видом гостя созывает мужчин для разговора в один чум и быстро расправляется с собравшимися безоружными людьми, то поджигает стойбища и убивает выбегавших из горящих чумов людей стрелами или копьями-пальмами.
Переселение селькупов из Среднего Приобья на реки Tаз и Тypyxaн (в иную климатическую зону) повлекло за собой значительные изменения в их хозяйственной деятельности, материальной и духовной культуре.
ТРАДИЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ СЕЛЬКУПОВ: ОХОТА, РЫБОЛОВСТВО, ОЛЕНЕВОДСТВО
читать дальшеОсновными традиционными занятиями селькупов были охота и рыболовство. С конца XVIII века у северных селькупов получило развитие оленеводство, заимствованное у ненцев и эвенков.
Охота всегда имела большое значение в хозяйственной деятельности селькупов. Развитие в XII-XVI веках западносибирской торговли привело к переорентаци селькупского хозяйства на пушной промысел. Нарымское Приобье, как и Тазовские тундры, издавна сливались с изобилием «драгоценного» пушного зверя: соболя, отличавшегося «особенною добротою меха, пушистого и черного», горностая, что «нигде такие добрые и великие не родятся», белки «белоснежного цвета и вдвое больше обыкновенной». В XVII века за зимний промысловый сезон удачливый охотник добывал до 200 соболей и 2000 белок. Главным орудием пушного промысла селькупов был лук со стрелами. Огнестрельное оружие появилось у них только во второй половине XIX века. Селькупский сложный (трехслойный лук) и селькупские лайки («беличьи», «соболиные» и «медвежьи») славились своими добрыми качествами у соседних народов — немцев, ханты, эвенков. Для охоты на пушного зверя использовались стрелы с тупым деревянным или костяным наконечником (томар), оглушавшие зверька, но не портившие его шкурки. Податной оклад с приобских туземцев собирался не с души, а «с лука».
Пушной бум, продолжавшийся до конца XVIII века, привел к истощению пушных богатств Западной Сибири. С сокращением популяции соболя основным объектом охоты селькупов становится белка, определенное значение имела добыча лисицы, выдры, горностая, росомахи; в тазовской тундре - песца. Селькупам было присуще сочетание активных и пассивных приемов охоты. Ранний отстрел белки и соболя при помощи лука и ли ружья с использованием специально обученных собак начинался в октябре (тяпяччыль ирэт — «месяц белкования») в близлежащих угодьях. В течение ноября-декабря (кипты кони ирэт — «малых морозов месяц», нобыт кокали ирэт — «месяц, когда солнце поднимается над землей на рукавицу», то есть дни становятся короткими) промысел пушного зверя осуществлялся при помощи разнообразных самострелов, давящих ловушек (пастей, кляпцов, плашек, капканов) сетей. В конце декабря — начале января селькупы отправлялись на ярмарку. В январе (кот чонтыль ирэт — «середина зимы месяц» или маркэ кони ирэт — «большой морозный месяц»), феврале (чейлы тыпакал ирэт — «месяц удлиняющихся дней») и марте (лимбы ирэт — «орла месяц») путная охота продолжалась. Обычно охотники, имевшие оленей, уезжали в дальние угодья «большим аргишем» — вместе с семьями. Безоленные уходили на промысел, везя продукты питания и боеприпасы на ручной нарте, и которую впрягали собак. В XVIII — начале XX века доходностью пушнодобычи но многом зависела от наличия транспортных оленей, позволявших осваивать большие промысловые площади и осуществлять ходовой промысел белки и другого пушного зверя.
Тазовские селькупы охотились ни дикого оленя, медведя, водоплавающую птицу и боровую дичь. Водораздел Надыма, Пура и Таза являлся местом скопления таежного оленя. Добывали дикого оленя зимой и весной загоном по глубокому снегу и насту группой из 3—5 охотников. Прилет птиц знаменовал начало летнего года: май у селькупов назывался то: кал'иратэ — «гусиным месяц» или шита тюпса ирэт — «месяц прилета уток» В мае—июне водоплавающую птицу промышляли отстрелом из луков, ружий или используя сети-перевесы. Во второй половине лета проводилась общинная охота на линную птицу загоном. В сентябре, именуемом сангай ирэт — «месяц глухаря», осуществлялась охота на боровую дичь: глухаре и, тетеревов, рябчиков.
Весной со вскрытием рек начинался промысел рыбы. В летний период (ненапыль ирэт — «комариный месяц» (июнь), тангыт чонтыль ирэт — «середины лета месяц», или ютты котты ирэт — «ранних уловов месяц» (июль), маркэ коттэ ирэт — «месяц больших уловов» (август) рыболовство осуществлялось посредством сетей (поккы) и малых неводов (в том числе крапивных), запорных сооружении (кинчи), крючково-остроговых снастей. Во время «большого летнего лова» заготавливали рыбу впрок; солили, квасили с ягодами в ямах, готовили юколу, порсу, рыбий жир. Достаточно продуктивным был и осенний промысел рыбы. Нередко селькупы называли сентябрь по наименованию значимых проходных рыб: квыгр ирэт — «осетра месяц», шид ирэт — «сырка месяц», мендыль ирэт — «чира месяц». С первыми заморозками тазовские селькупы ловили щуку и на¬лима, используя остроги (кэли кос) и деревянные крючки-дорожки (лум'а). В старину крупную рыбу добывали отстреливая из лука. На связанных в пары лодках ночью выезжали на реку, освещая воду светом берестяных факелов, рыба поднималась к нему, а ловцы били со острогой или стрелой. После ледостава и до весны облавливали зимние запоры, оснащенные котцами (морытын), мордами и гимгами. Продукция рыболовства не имела особого токарного значения: тазовские селькупы добывали рыбу «для своего семейства и для корму собак», ею подкармливали оленей.
Селькупское оленеводство имело в основном транспортное значение. Его отличительными чертами были, небольшой размер стад — 10—30 голов, полувольныи выпас с использованием загонов-коралей, применение ножных и шейных колодок (мокта) для оленей весной, сооружение сараев с дымокурами (отый-мо) летом, высокий удельный вес ездовых оленей в стаде. На летний период несколько семей объединяли оленей в одно стадо, препоручая его 2—3 пастухам. С развитием олененодства у северных селькупов в традиционном календаре появляются названия месяцев, содержащие оленеводческие характеристики: отеомте ирэт – «месяц чистки оленями рогов», корыль ирэт – «месяц гона оленей». В качестве транспорта наряду с оленями северные селькупы использовали собак. Немаловажное значение у селькупов имел сбор ягод: морошки, брусники и кедровых орехов. Продукция промыслов составляла основу пищевого рациона, служила сырьем для изготовления зимней меховой одежды: паргы — распашной короткой шубы из оленьих шкур, соккы — глухой меховой одежды с капюшоном, шапок укы — в виде капоров из шкурки пешки, песцовых и беличьих лапок или шкурок с шеи гагары, обуви пеема — из камусов и сукна или ровдуги. Пушнина играла роль торгового эквивалента и средства уплаты податей. В XIX веке основной меновой единицей была связка из 10 беличьих шкурок «сарум»: росомаха и красная лисица приравнивались к одной беличьей связке, песец и соболь — к трем. Во внутреннем обмене товарами служили рыба, олени, луки со стрелами, лодки. В торговле с русскими на пушнину, рыбу, ягоды, орехи приобретались металлические предметы, оружие, ткань, пищевые продукты. Среди селькупов выделялись коумде — «торговцы» и лэпырсыбылькуп — «бойкие люди», то есть скупщики, занимавшиеся посреднической торговлей.
СЕЛЬКУПСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ
читать дальшеСелькупские поселения, обычно состоявшие из 2—10 жилищ, располагались на высоких берегах рек. Традиционными жилищами северных селькупов являлись полуземлянка — пои мот, локоро пои мот, локоро чуй мот и чум — мот — ненецкого типа Полуземлянка пои мот представляла собой деревянный каркас в виде усеченной пирамиды, сооруженный над четырехугольной ямой (4x4, глубиной до 0,5 м) Сверху она закрывалась расколотыми вдоль лиственничными бревнами. В отличие от пои мот, полуземлянка локоро пои мот имела форму усеченного конуса диаметром 3—4 м. Каркас — две плахи, соединенные перекладиной, стены — составленные по окружности плахи Локоро чуй мот имел вид конуса, жилищная яма диаметром 3—4 м, глубиной 20 см, каркас — две жерди с рогатинами на верхних концах, стены — длинные шесты. Сверху полуземлянки покрывались настилом из полотнищ дерна или бересты и присыпались песком.
В каждой такой землянке проживали 2—3 семьи. Вход жилища был ориентирован к реке или на восток — в сторону солнца. В центре располагался очаг, огороженный с трех сторон бревнами и досками. По обе стороны от него располагались спальные места. Ближе к выходу размешались женщины, здесь же хранились их вещи, дрова, посуда. Дальние от выхода места занимали дети и мужчины. Пространство за очагом, что напротив входа, — сытке, считалось сакральным. Обычно на поселении находились разнообразные хозяйственные постройки лабазы для хранения вещей (корэ), навесы для хранения нарт, лыж, орудий труда, хозяйственной утвари (карли поры), конический деревянный сарай для хранения продуктов (пой кут).
Чум северных селькупов был заимствован у ненцев, однако имел некоторые отличительные особенности. Основные шесты чума связывались веревкой или крепились с помощью имевшихся на концах развилок. В средней части чума, с внутренней стороны, нередко шел деревянный обруч, соединявший шесты между собой (эвенкийское заимствование). Зимой для покрытия чума использовались нюки из оленьих шкур, а летом — из бересты. На местах промыслов сооружались временные постройки шалаши из тальника полусферической формы, покрытые берестой, — кумар, или навесы из жердей в виде получума, покрытые берестой или лапником, — кора.
Средством передвижения северных селькупов служили упряжка оленей, лыжи, подклеенные оленьим камусом, и голицы, различных размеров лодки-долбленки.
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА СЕЛЬКУПОВ
читать дальше В легенде северных селькупов (сходное предание существует и у ваховских ханты) рассказывается о ссоре двух богатырей (или двух половин народа) при дележе орлиных перьев. Одна часть народа — Лимбыль пелаккыль тамдыр («Орла половинный род») не пожелала поделиться с другой перьями орла, использовавшимися для изготовления боевых стрел. Вследствие чего обиженная сторона — Коссыль пелаккыль тамдыр («Кедровки половинный род») отправилась искать орлиные перья на север. А. Кастрен отмечал, что Limbel-gum (Орлиными людьми) стали именоваться, после ухода на Таз, жившие на Вахе Karol-gum (Журавлиные люди). По мнению Г. Прокофьева и Е. Прокофьевой, северным селькупам была присуща дуально-фратриальная организация, то есть деление на две экзогамные половины: Орла и Кедровки.
В другом селькупском предании сообщается о трех героях, сражавшихся с народом кэлек тамтыр и давших начало родам Орла, Кедровки и Глухаря. Спасаясь от врагов, они решают превратиться в птиц.
«Давайте мы лететь будем, — сказал лымбелъ-куп (орлиный человек) Сайготин, — я полечу орлом, а вы как? Вот-вот придет войско, в кругу уже [мы], окружены, а вы как?» Хозель-куп (кедровки человек) Кагилев говорит: «Я кедрушкой буду». Сэнгилъ-куп (глухари¬ный человек) Тетерин: «Я глухарем [буду] лететь»... До утра сидели, крылья делали. Утром один кедрушкой улетел, другой — орлом, а сэнгиль-куп — глухарем».
Селькупские роды — тамдер различались не только названиями и территорией расселения, но имели отдельные родовые святилища и кладбища. По мнению Г. Пелих, у селькупов при заключении браков действовали нормы кольцевой связи. Родовой организации селькупов свойствен счет родства и экзогамные установки по отцовской линии.
В представлениях селькупов, мирозданием управляли верховный бог неба Ном, хозяин преисподней Кызы и покровительница земной жизни Илынта Кота — «Старуха Жизни». Боги Ном и Кызы постоянно враждовали друг с другом. Селькупы считают, что во время грозы Ном поражает стрелами-молниями — нут тую — «небесный огонь» выходящих через корни и дупла старых деревьев дьяволов-помощников Кызы — лозов. Враждебные человеку лозы могли «как ветер» проникать в человеческое тело и «как червь» точить какой-либо орган вызывая болезнь. Старики во время грозы затесывали комель растущего дерева, имитируя «убийство лоза», прятали металлические и окрашенные в красный цвет предметы, около жилища вывешивали деревянную ложку или ковш, чтобы «уменьшить силу грома». В селькупских фольклорных сюжетах главным культурным героем выступал Ича (Ия, Итте) — сын Неба (младший сын Творца-Нума). Он предстает божественным охотником, мчащимся в погоню за Небесным Лосем, он смел и осторожен, беспощаден и хитер в борьбе с демонами и богатыми оленеводами. Для северных селькупов в борьбе за выживание на новых землях «хитрый и беспощадный» Ича стал духовным наставником и образцом для подражания.
Окружающая природа по представлениям селькупов населена духами которые также именуются лозами. Лесные духи (Мачиль лозы) могли послать человеку удачу и обильную добычу, приняв облик зверя или птицы, могли заставить охотника плутать в лесу. В устьях крупных рек, в озерах и топких болотах обитали водяные духи — Уткыль лозы, для них опускали в воду металлические предметы (монеты) На промысловых местах на стволах деревьев вырезались антропоморфные изображения духов (личины) — порге олицетворявшие «хозяина» угодий. «Вотчинников» угощали кровью и жиром, в дар приносили «товар» (отрезы тканей).
Особо почитаемыми у северных селькупов были святилища, расположенные на возвышенных местах, — Лозыль тэтты — «Земля духов». Одно из главных капищ тазовских селькупов — Лозылъ-лакка — Гора Духов находится на Чертовом озере. По легенде, здесь некогда жили полулюди-полумедведи. По вечерам на Горе Духов слышны гул бубна, пение, звон колокольчиков, плач детей, лай собак — это шумят многочисленные хозяева сопки — Тэтты Лозы. Обитающие внутри сопки духи через маленькое оконце, озерцо на вершине сопки, видят землю и все, что на ней происходит. Священной считалась не только гора, но и озеро, где запрещалось промышлять зверя и рыбу, черпать воду рукой или ведром. Посещавшие святилище селькупы приносили в дар хозяевам Горы Духов лоскуты тканей и новую одежду: мужчины поднимались на вершину горы, а женщины оставались у подножия. Белая ткань, предназначенная для Нома, повязывалась на березу, черная, для Тэтты Имиля — «Старухи Земли», — на кедр. Подобные святилища, расположенные на горах-сопках, где, по представлениям селькупов, обитают Земли духи, есть в верховьях реки Таз, на реке Пюлькы, в устье Малой Ширты.
Особую роль у северных селькупов играли шаманы — тэтыпы, выступавшие как врачеватели, предсказатели, военные вожди и духовные судьи. По представлению селькупов, шаманский дар передавался по наследству от деда, отца или матери. У жилищ шаманов устраивались особые «храмы» — коссыль по —«жертвенные деревья». У селькупов существовал своеобразный обряд «оживления» шаманского бубна. Церемония приурочивалась к прилету птиц. Используя бубен, шаман мог путешествовать по Вселенной: во время камлания бубен превращался в оленя, несущего хозяина на Небо, или в лодку, отправляющуюся в Преисподнюю. Во время церемонии оживления бубна шаману предстояло отправиться на юг, в страну, «где светят семь солнц, где камень до неба достает». Там в обнесенном стальным забором-неводом «железном доме» жила Илынты кота имшгя — «Жизненная старуха». По ее указанию кузнецы «семиямного болота» изготавливали короны-венцы, бляхи-нашивки для шаманских костюмов, металлические части бубнов. Рядом с жилищем Илынты кота имиля находится небесная лестница, по которой шаманы могли подняться к Верхним духам. Удачное путешествие шамана заканчивалось общим праздником и угощением родовых духов.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ
читать дальше
Селькупы — один из самых малочисленных народов Сибири. По переписям 1897 и 1926—1927 годов, общая численность селькупов составляла около 6000 человек, по переписи 1989 года — 3612 человек, по переписи 2002 года - 1 797 человек. Расселены они в восточном секторе Западно-Сибирской равнины очень рассеянно. Административно селькупы относятся к Красноселькупскому району Ямало-Ненецкого автономного округа (1632 чел.). Туруханскому раиону Красноярского края (367 чел.) и Каргасокскому, Верхнекетскому, Колпашевскому районам Томской области (1382 чел.).
В этнографии обычно выделяют северных и южных селькупов — эти труппы разобщены территориально. Северные, тазовско-туруханские, именуют себя селькуп и шOлькуп, что означает «лесной человек». Они живут вблизи рек Турухан, Еголуй и Таз, а также по среднему и верхнему течению Пура. Южные, среднеобские или нарымские, среди которых обособляются чумыль-куп — «земляной человек» и суссе-кум/шеш-куп — «таежный человек», расселены в Среднем Приобье по рекам Тым и Кеть, нижнему течению Васьюгана, верхним притокам Парабели и по Оби.
По антропологическому типу селькупы относятся к уральской переходной расе (при участии европеоидной примеси). Селькупский язык причисляется к самодийской группе уральскои языковой семьи. Среди лингвистов и этнографов нет единого мнения о количестве наречии и диалектов селькупского языка. Ученые выделяют северное — тазовско-баишенское и нарымское, нарымско-кетское наречия; в последнем нередко разграничивают центральное — нарымское и южное — кетское.
До конца XIX века селькупов, наряду с ханты, манси и кетами, назвали «остяками» или «остякосамоедами». В некоторой степени это связано с тем, что в прошлом селькупы, включавшие несколько племенных объединений, не имели единого самоназвания—этноним селькупы происходит от самоназвания северной группы. В начале XVII века селькупские племена чумульгула, сюсигула, шиешгула, сельгула, тегула, соргула, пайгула, кайбангула были расселены в Среднем Приобье от Сургута до Томи. Северными их соседями были лесные немцы и энцы - Нумто и верховья Taзa, западными — ханты — устье Иртыша, южными — сибирские татары — лесостепи Обь-Иртышья, восточными — кеты и эвенки — бассейн Енисея.
В прошлом у селькупов существовали укрепленные «городки» (кор, кора), их остатки можно встретить во многих районах Приобья. Они сооружались на возвышенных местах или мысах. Укрепление городка-кора, как правило, состояло из вала, рва и частокола. В систему обороны входили засеки с настороженными луками-самострелами. Жилищами служили большие бревенчатые землянки с длинными подземными коридорами, выходящими к реке (карамо). По рассказам селькупов, «богатыри» (сенгира) строили «военные двухэтажные землянки» (мютымате). В верхней части укрепления устраивался помост в стенах прорубались узкие щели для стрельбы из луков. Иногда несколько (от 2 до 20) землянок обносились земляным валом. Проникнуть в такую крепостницу можно было только с реки на лодках, для которых на берегу устраивалась пристань — деревянные настилы и подмостки. Для защиты городка от внезапного нападения в воде заостренные колья, на них натягивались веревки.
Наряду с городками кора у селькупов имелись городища-крепости типа укрепленных лагерей (коч, кэтты). Внутри крепости, обнесенной двумя-тремя линиями валов и рвов, находилась резиденция князца (кок.), здесь же располагались жилища его лучших воинов-лаков (л`ак/ляк — «воин», «стрелок», «товарищ»). Основное население проживало в окрестых юртах (эд) в случае военном опасности собираюсь за стенами крепости. Войско князя состояло из тяжело-вооруженных воинов — кызы-порог куп — «.люди железных парок» и стрелков. Имея многочисленную дружину, князь собирал дань — калан, ерманты — как со своего населения, так и с завоеванных народов. У княжеского дома или на центральной площади города устанавливались идолы, столб по-парге с антропоморфным изображением помост для жертвоприношений. Княжеский «городок» одновременно выступал военно-оборонительным, административно-политическим и культовым центром.
До XVI века у селькупов было высоко развито керамическое производство, металлообработка и ткачество. Из глины и изготавливалась разнообразная посуда, грузила, литейные формы, тигли, пряслица, курительные трубки, детские игрушки, культовая скульптура. Из «дикой кудели» - саатчу - селькупские мастерицы ткали тонкие холсты. Согласно легендам селькупы выплавляли металл «из камня» - пох- и считали себя первыми изобретателями плавки металлов. Селькупские кузнецы — чакурикум — славились умением изготовлять оружие, панцири, шлемы, маски, зеркала и украшения. Имеются свидетельства о распространении в прошлом у южных селькупов мотыжного земледелия, в частности ими практиковалось выращивание ячменя и табака. Одна ко селькупское земледелие, металлургия ремесла не могли выдержать конкуренции с привозным зерном и изделиями промышленною производства, поэтому к XVII веку постепенно исчезает местная керамика и ткачество,. повсеместно pacпространяются привозные товары. Пожалуй, только кузнечество сохранялось у северных селькупов до недавнего времени.
Первое письменное упоминание о селькупах, именуемых Пегой (Пecтpoй) Ордой', относится к XVI веку. Во главе Пегой Орды, с центром в Нарымском Приобье, стоял селькупский князь Воня. Вероятно, складывание военно-политического союза Пегая Орда было вызвано постоянным давлением на селькупов со стороны южных и западных соседей.
После разгрома Сибирского ханства в 1594 году по царскому наказу на селькупскую Пегую Орду был предпринят военный поход. Собравшиеся в Обском городке (поставлен в 1585 году Иваном Мансуровым в устье Иртыша) князь Федор Барятинский и Владимир Аничков со служилыми людьми, березовские казаки и отряд кодских остяков князя Игичея двинулись на восток. «Обской городок» был разломан. Резиденцию наступавших па Пегую Орду войск предстояло перенести «вверх по Оби», где должно «город ставити в Сургуте». Войско князя Вони оказало упорное сопротивление дружинам русских воевод и их союзникам. Однако один из сыновей Вони (Урхнк) был захвачен в плен казаками, обещавшими «отдать Воне сына, если он принесет ясак и изъявит покорность». В царском наказе о строительстве города Сургута предписывалось: «Вонина сына Урунка, взять с собой в новым город и отцу его наказать, чтобы он собирал с Пегой Орды ясак и доставил его туда же, ясак этот принять и сына Вонина отпустить к отцу». Желая освободить сына, князь Воня привозит ясак в Сургут. Однако уже в следующем году платить дань он отказался. В 1596 году сургутский воевода Осип Тимофеевич Плещеев в своем письме просит у Москвы разрешения поставить острог на Пегой Ор¬де, чтобы держать ее в повиновении и «сполна» собирать ясак.
Заключив союз с «подкочевавшим» к Пегои Ор¬де царем Кучумом, селькупский князь Воня намеревался взять Сургут. Поэтому весной 1597 года для окончательного покорения Пегой Орды была снаряжена военная экспедиция. В Сургут присланы ратные люди и «юртовские татары» из Тобольска, «наряд» (5 пищалей) и остяки кодского князя Игичея. Возглавил поход на Пегую Орду сургутский письменным голова Иван Колемин. На заранее приготовленных судах войско из 300 казаков и 150 служилых людей выступило вверх по Оби. Пегая Орда потерпела поражение и с основанием Нарымского острога была окончательно подчинена Московским государям.
В начале XVII века на ее территории был образован Сургутский уезд и туземное население Среднего Приобья было обложено ясаком. Признавший власть русских государей второй сын Вони, Тай-бохт, получил в управление Верхне-Подгородную Нарымскую волость. Царская жалованная грамота гласила: «И мы Пегая Орда князца Taйбoхтy Вонина пожаловали: ясаку с него имать не велено, а велели ему нашу службу служить и жить велели в Нарымском остроге, а нашего годового жалования велели ему давать по три рубли денег, да хлеба по четыре чети муки, по чети круп, по чети толокна, по пуду соль на год».
Вслед за отрядами русских казаков и кодских остяков на «селькупскую Обь»- хлынула волна угров-переселенцев. Невозможную роль в закреплении хаты на селькупских землях сыграло пожалованне Федором Иоанновичем — кодским (остяцким) князьям Алачевым за их службу двух волостей на реке Вах. Угорским «клин» прошел по селькупским землям — с запада на восток по Оби, захватив реки Вах и Васьюган. Часть селькупов была ассимилирована ханты, часть ушла вверх по Оби, часть продвинулась из Среднего Приобья на север, в район рек Таз и Турухан, в результате чего сложилась северная группа.
Северные селькупы (ненцы называли тазовских селькупов тасунг хаби русские старожилы Туруханского края — сургутами) были вынуждены отвоевывать новые земли у энцев и ненцев. Одним из главных героев селькупских предании, повествующих о войнах с кэлек тамдыр (ненцами/энцами) был вождь Hемай Порга Ира («Старик Заячья Парка»). По легендам, придя на реку Таз, Немай Порга встретил здесь богатый народ, владевший огромными стадами оленей. Поселившись в землях оленных людей, он совершает постоянные набеги на их стойбища: то пользуясь отсутствием мужчин, угоняет оленьи стала, то под видом гостя созывает мужчин для разговора в один чум и быстро расправляется с собравшимися безоружными людьми, то поджигает стойбища и убивает выбегавших из горящих чумов людей стрелами или копьями-пальмами.
Переселение селькупов из Среднего Приобья на реки Tаз и Тypyxaн (в иную климатическую зону) повлекло за собой значительные изменения в их хозяйственной деятельности, материальной и духовной культуре.
ТРАДИЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ СЕЛЬКУПОВ: ОХОТА, РЫБОЛОВСТВО, ОЛЕНЕВОДСТВО
читать дальшеОсновными традиционными занятиями селькупов были охота и рыболовство. С конца XVIII века у северных селькупов получило развитие оленеводство, заимствованное у ненцев и эвенков.
Охота всегда имела большое значение в хозяйственной деятельности селькупов. Развитие в XII-XVI веках западносибирской торговли привело к переорентаци селькупского хозяйства на пушной промысел. Нарымское Приобье, как и Тазовские тундры, издавна сливались с изобилием «драгоценного» пушного зверя: соболя, отличавшегося «особенною добротою меха, пушистого и черного», горностая, что «нигде такие добрые и великие не родятся», белки «белоснежного цвета и вдвое больше обыкновенной». В XVII века за зимний промысловый сезон удачливый охотник добывал до 200 соболей и 2000 белок. Главным орудием пушного промысла селькупов был лук со стрелами. Огнестрельное оружие появилось у них только во второй половине XIX века. Селькупский сложный (трехслойный лук) и селькупские лайки («беличьи», «соболиные» и «медвежьи») славились своими добрыми качествами у соседних народов — немцев, ханты, эвенков. Для охоты на пушного зверя использовались стрелы с тупым деревянным или костяным наконечником (томар), оглушавшие зверька, но не портившие его шкурки. Податной оклад с приобских туземцев собирался не с души, а «с лука».
Пушной бум, продолжавшийся до конца XVIII века, привел к истощению пушных богатств Западной Сибири. С сокращением популяции соболя основным объектом охоты селькупов становится белка, определенное значение имела добыча лисицы, выдры, горностая, росомахи; в тазовской тундре - песца. Селькупам было присуще сочетание активных и пассивных приемов охоты. Ранний отстрел белки и соболя при помощи лука и ли ружья с использованием специально обученных собак начинался в октябре (тяпяччыль ирэт — «месяц белкования») в близлежащих угодьях. В течение ноября-декабря (кипты кони ирэт — «малых морозов месяц», нобыт кокали ирэт — «месяц, когда солнце поднимается над землей на рукавицу», то есть дни становятся короткими) промысел пушного зверя осуществлялся при помощи разнообразных самострелов, давящих ловушек (пастей, кляпцов, плашек, капканов) сетей. В конце декабря — начале января селькупы отправлялись на ярмарку. В январе (кот чонтыль ирэт — «середина зимы месяц» или маркэ кони ирэт — «большой морозный месяц»), феврале (чейлы тыпакал ирэт — «месяц удлиняющихся дней») и марте (лимбы ирэт — «орла месяц») путная охота продолжалась. Обычно охотники, имевшие оленей, уезжали в дальние угодья «большим аргишем» — вместе с семьями. Безоленные уходили на промысел, везя продукты питания и боеприпасы на ручной нарте, и которую впрягали собак. В XVIII — начале XX века доходностью пушнодобычи но многом зависела от наличия транспортных оленей, позволявших осваивать большие промысловые площади и осуществлять ходовой промысел белки и другого пушного зверя.
Тазовские селькупы охотились ни дикого оленя, медведя, водоплавающую птицу и боровую дичь. Водораздел Надыма, Пура и Таза являлся местом скопления таежного оленя. Добывали дикого оленя зимой и весной загоном по глубокому снегу и насту группой из 3—5 охотников. Прилет птиц знаменовал начало летнего года: май у селькупов назывался то: кал'иратэ — «гусиным месяц» или шита тюпса ирэт — «месяц прилета уток» В мае—июне водоплавающую птицу промышляли отстрелом из луков, ружий или используя сети-перевесы. Во второй половине лета проводилась общинная охота на линную птицу загоном. В сентябре, именуемом сангай ирэт — «месяц глухаря», осуществлялась охота на боровую дичь: глухаре и, тетеревов, рябчиков.
Весной со вскрытием рек начинался промысел рыбы. В летний период (ненапыль ирэт — «комариный месяц» (июнь), тангыт чонтыль ирэт — «середины лета месяц», или ютты котты ирэт — «ранних уловов месяц» (июль), маркэ коттэ ирэт — «месяц больших уловов» (август) рыболовство осуществлялось посредством сетей (поккы) и малых неводов (в том числе крапивных), запорных сооружении (кинчи), крючково-остроговых снастей. Во время «большого летнего лова» заготавливали рыбу впрок; солили, квасили с ягодами в ямах, готовили юколу, порсу, рыбий жир. Достаточно продуктивным был и осенний промысел рыбы. Нередко селькупы называли сентябрь по наименованию значимых проходных рыб: квыгр ирэт — «осетра месяц», шид ирэт — «сырка месяц», мендыль ирэт — «чира месяц». С первыми заморозками тазовские селькупы ловили щуку и на¬лима, используя остроги (кэли кос) и деревянные крючки-дорожки (лум'а). В старину крупную рыбу добывали отстреливая из лука. На связанных в пары лодках ночью выезжали на реку, освещая воду светом берестяных факелов, рыба поднималась к нему, а ловцы били со острогой или стрелой. После ледостава и до весны облавливали зимние запоры, оснащенные котцами (морытын), мордами и гимгами. Продукция рыболовства не имела особого токарного значения: тазовские селькупы добывали рыбу «для своего семейства и для корму собак», ею подкармливали оленей.
Селькупское оленеводство имело в основном транспортное значение. Его отличительными чертами были, небольшой размер стад — 10—30 голов, полувольныи выпас с использованием загонов-коралей, применение ножных и шейных колодок (мокта) для оленей весной, сооружение сараев с дымокурами (отый-мо) летом, высокий удельный вес ездовых оленей в стаде. На летний период несколько семей объединяли оленей в одно стадо, препоручая его 2—3 пастухам. С развитием олененодства у северных селькупов в традиционном календаре появляются названия месяцев, содержащие оленеводческие характеристики: отеомте ирэт – «месяц чистки оленями рогов», корыль ирэт – «месяц гона оленей». В качестве транспорта наряду с оленями северные селькупы использовали собак. Немаловажное значение у селькупов имел сбор ягод: морошки, брусники и кедровых орехов. Продукция промыслов составляла основу пищевого рациона, служила сырьем для изготовления зимней меховой одежды: паргы — распашной короткой шубы из оленьих шкур, соккы — глухой меховой одежды с капюшоном, шапок укы — в виде капоров из шкурки пешки, песцовых и беличьих лапок или шкурок с шеи гагары, обуви пеема — из камусов и сукна или ровдуги. Пушнина играла роль торгового эквивалента и средства уплаты податей. В XIX веке основной меновой единицей была связка из 10 беличьих шкурок «сарум»: росомаха и красная лисица приравнивались к одной беличьей связке, песец и соболь — к трем. Во внутреннем обмене товарами служили рыба, олени, луки со стрелами, лодки. В торговле с русскими на пушнину, рыбу, ягоды, орехи приобретались металлические предметы, оружие, ткань, пищевые продукты. Среди селькупов выделялись коумде — «торговцы» и лэпырсыбылькуп — «бойкие люди», то есть скупщики, занимавшиеся посреднической торговлей.
СЕЛЬКУПСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ
читать дальшеСелькупские поселения, обычно состоявшие из 2—10 жилищ, располагались на высоких берегах рек. Традиционными жилищами северных селькупов являлись полуземлянка — пои мот, локоро пои мот, локоро чуй мот и чум — мот — ненецкого типа Полуземлянка пои мот представляла собой деревянный каркас в виде усеченной пирамиды, сооруженный над четырехугольной ямой (4x4, глубиной до 0,5 м) Сверху она закрывалась расколотыми вдоль лиственничными бревнами. В отличие от пои мот, полуземлянка локоро пои мот имела форму усеченного конуса диаметром 3—4 м. Каркас — две плахи, соединенные перекладиной, стены — составленные по окружности плахи Локоро чуй мот имел вид конуса, жилищная яма диаметром 3—4 м, глубиной 20 см, каркас — две жерди с рогатинами на верхних концах, стены — длинные шесты. Сверху полуземлянки покрывались настилом из полотнищ дерна или бересты и присыпались песком.
В каждой такой землянке проживали 2—3 семьи. Вход жилища был ориентирован к реке или на восток — в сторону солнца. В центре располагался очаг, огороженный с трех сторон бревнами и досками. По обе стороны от него располагались спальные места. Ближе к выходу размешались женщины, здесь же хранились их вещи, дрова, посуда. Дальние от выхода места занимали дети и мужчины. Пространство за очагом, что напротив входа, — сытке, считалось сакральным. Обычно на поселении находились разнообразные хозяйственные постройки лабазы для хранения вещей (корэ), навесы для хранения нарт, лыж, орудий труда, хозяйственной утвари (карли поры), конический деревянный сарай для хранения продуктов (пой кут).
Чум северных селькупов был заимствован у ненцев, однако имел некоторые отличительные особенности. Основные шесты чума связывались веревкой или крепились с помощью имевшихся на концах развилок. В средней части чума, с внутренней стороны, нередко шел деревянный обруч, соединявший шесты между собой (эвенкийское заимствование). Зимой для покрытия чума использовались нюки из оленьих шкур, а летом — из бересты. На местах промыслов сооружались временные постройки шалаши из тальника полусферической формы, покрытые берестой, — кумар, или навесы из жердей в виде получума, покрытые берестой или лапником, — кора.
Средством передвижения северных селькупов служили упряжка оленей, лыжи, подклеенные оленьим камусом, и голицы, различных размеров лодки-долбленки.
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА СЕЛЬКУПОВ
читать дальше В легенде северных селькупов (сходное предание существует и у ваховских ханты) рассказывается о ссоре двух богатырей (или двух половин народа) при дележе орлиных перьев. Одна часть народа — Лимбыль пелаккыль тамдыр («Орла половинный род») не пожелала поделиться с другой перьями орла, использовавшимися для изготовления боевых стрел. Вследствие чего обиженная сторона — Коссыль пелаккыль тамдыр («Кедровки половинный род») отправилась искать орлиные перья на север. А. Кастрен отмечал, что Limbel-gum (Орлиными людьми) стали именоваться, после ухода на Таз, жившие на Вахе Karol-gum (Журавлиные люди). По мнению Г. Прокофьева и Е. Прокофьевой, северным селькупам была присуща дуально-фратриальная организация, то есть деление на две экзогамные половины: Орла и Кедровки.
В другом селькупском предании сообщается о трех героях, сражавшихся с народом кэлек тамтыр и давших начало родам Орла, Кедровки и Глухаря. Спасаясь от врагов, они решают превратиться в птиц.
«Давайте мы лететь будем, — сказал лымбелъ-куп (орлиный человек) Сайготин, — я полечу орлом, а вы как? Вот-вот придет войско, в кругу уже [мы], окружены, а вы как?» Хозель-куп (кедровки человек) Кагилев говорит: «Я кедрушкой буду». Сэнгилъ-куп (глухари¬ный человек) Тетерин: «Я глухарем [буду] лететь»... До утра сидели, крылья делали. Утром один кедрушкой улетел, другой — орлом, а сэнгиль-куп — глухарем».
Селькупские роды — тамдер различались не только названиями и территорией расселения, но имели отдельные родовые святилища и кладбища. По мнению Г. Пелих, у селькупов при заключении браков действовали нормы кольцевой связи. Родовой организации селькупов свойствен счет родства и экзогамные установки по отцовской линии.
В представлениях селькупов, мирозданием управляли верховный бог неба Ном, хозяин преисподней Кызы и покровительница земной жизни Илынта Кота — «Старуха Жизни». Боги Ном и Кызы постоянно враждовали друг с другом. Селькупы считают, что во время грозы Ном поражает стрелами-молниями — нут тую — «небесный огонь» выходящих через корни и дупла старых деревьев дьяволов-помощников Кызы — лозов. Враждебные человеку лозы могли «как ветер» проникать в человеческое тело и «как червь» точить какой-либо орган вызывая болезнь. Старики во время грозы затесывали комель растущего дерева, имитируя «убийство лоза», прятали металлические и окрашенные в красный цвет предметы, около жилища вывешивали деревянную ложку или ковш, чтобы «уменьшить силу грома». В селькупских фольклорных сюжетах главным культурным героем выступал Ича (Ия, Итте) — сын Неба (младший сын Творца-Нума). Он предстает божественным охотником, мчащимся в погоню за Небесным Лосем, он смел и осторожен, беспощаден и хитер в борьбе с демонами и богатыми оленеводами. Для северных селькупов в борьбе за выживание на новых землях «хитрый и беспощадный» Ича стал духовным наставником и образцом для подражания.
Окружающая природа по представлениям селькупов населена духами которые также именуются лозами. Лесные духи (Мачиль лозы) могли послать человеку удачу и обильную добычу, приняв облик зверя или птицы, могли заставить охотника плутать в лесу. В устьях крупных рек, в озерах и топких болотах обитали водяные духи — Уткыль лозы, для них опускали в воду металлические предметы (монеты) На промысловых местах на стволах деревьев вырезались антропоморфные изображения духов (личины) — порге олицетворявшие «хозяина» угодий. «Вотчинников» угощали кровью и жиром, в дар приносили «товар» (отрезы тканей).
Особо почитаемыми у северных селькупов были святилища, расположенные на возвышенных местах, — Лозыль тэтты — «Земля духов». Одно из главных капищ тазовских селькупов — Лозылъ-лакка — Гора Духов находится на Чертовом озере. По легенде, здесь некогда жили полулюди-полумедведи. По вечерам на Горе Духов слышны гул бубна, пение, звон колокольчиков, плач детей, лай собак — это шумят многочисленные хозяева сопки — Тэтты Лозы. Обитающие внутри сопки духи через маленькое оконце, озерцо на вершине сопки, видят землю и все, что на ней происходит. Священной считалась не только гора, но и озеро, где запрещалось промышлять зверя и рыбу, черпать воду рукой или ведром. Посещавшие святилище селькупы приносили в дар хозяевам Горы Духов лоскуты тканей и новую одежду: мужчины поднимались на вершину горы, а женщины оставались у подножия. Белая ткань, предназначенная для Нома, повязывалась на березу, черная, для Тэтты Имиля — «Старухи Земли», — на кедр. Подобные святилища, расположенные на горах-сопках, где, по представлениям селькупов, обитают Земли духи, есть в верховьях реки Таз, на реке Пюлькы, в устье Малой Ширты.
Особую роль у северных селькупов играли шаманы — тэтыпы, выступавшие как врачеватели, предсказатели, военные вожди и духовные судьи. По представлению селькупов, шаманский дар передавался по наследству от деда, отца или матери. У жилищ шаманов устраивались особые «храмы» — коссыль по —«жертвенные деревья». У селькупов существовал своеобразный обряд «оживления» шаманского бубна. Церемония приурочивалась к прилету птиц. Используя бубен, шаман мог путешествовать по Вселенной: во время камлания бубен превращался в оленя, несущего хозяина на Небо, или в лодку, отправляющуюся в Преисподнюю. Во время церемонии оживления бубна шаману предстояло отправиться на юг, в страну, «где светят семь солнц, где камень до неба достает». Там в обнесенном стальным забором-неводом «железном доме» жила Илынты кота имшгя — «Жизненная старуха». По ее указанию кузнецы «семиямного болота» изготавливали короны-венцы, бляхи-нашивки для шаманских костюмов, металлические части бубнов. Рядом с жилищем Илынты кота имиля находится небесная лестница, по которой шаманы могли подняться к Верхним духам. Удачное путешествие шамана заканчивалось общим праздником и угощением родовых духов.
@темы: история, Россия, малые народы, селькупы
Мне с детства импонировала культура селькупов, когда мама прочитала мне сказку про охотника которых охотится за небесным лосем)))
А потом в универе в библиотеке взяла книжку про верования селькупов))И так были картинки и фотографии капищ, богов и пр. Оболдеть какой мир!
Лезова С.В. Жилище северных селькупов.//Экспериментальная археология.Тобольск,1991, вып.1
Мартынова Е.П. Очерки истории и культуры хантов.М.,1998
Пелих Г.И.Происхождение селькупов. Томск, 1972
И.М.Руденко. «Материальная культура народов Сибири и Севера», г. Ленинград, 1976 год
selkup.info/?path=/info/
www.arctictoday.ru/region/population/526.html (Головнев А.В., Зайцев Г.С., Прибыльский Ю.П. История Ямала. Тобольск: Яр-Сале, 1994, с.2730.)
Колесникова С. Ю. "К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ КАЛЕНДАРЯ СЕЛЬКУПОВ"
Тазовские селькупы. Очерки традиционной культуры Автор: Хомич, Л.В.; Ириков, С.И.; Аюпова, Г.Е.
Год: 2002 Издание: СПб: Просвещение
Селькупы - южные самодийцы - живут в Томской области (в Колпашевском, Парабельском, Верхне-Кетском, Каргасокском районах) и на севере Красноярского края. Наиболее компактная группа селькупов проживает в Тазовском и Красноселькупском районах Ямало-Ненецкого национального округа по течению р. Таз. Численность селькупов составляет 4249 человек. Живут селькупы совместно с русскими; их ближайшими соседями являются ханты, эвенки, кеты, ненцы. Селькупский язык относится к самодийской группе уральских языков.
читать дальше
Вопрос только на сколько они "чистокровные", тех же айнов уже не осталось, а те кто ими сейчас называется по сути полукровки в лучшем случае. Вообще когда интерес к Японии появился именно из интереса к айнам - почти 2 тысячелетия упорно сопротивлявшимся экспансии японцев .