О чем мы забыли в день 9 мая
Автор: Кудрявцев Дмитрий Впервые что-то странное я увидел в глазах у моего деда. Они не блестели при виде ракет. Наверное, потому что во время войны он их не видел. Он вообще мало что видел за время войны, потому что находился в плену.
Был рабом, как многие, попавшие в концлагеря в самом начале войны. Работал там, где прикажут, ел то, что было (землю, лягушек, немолотое зерно), терпел побои и унижения. Четыре раза пытался бежать, получилось только однажды - осенью 44-го. Переодевшись офицером, со свободным немецким, он вывел группу друзей через Финляндию в нашу страну, затем чудом избежал лап НКВД, потом еще и "сталинские" подъемные получил, зашил в пояс и привез в обмен бревенчатый дом из Сибири.
читать дальше
Можно сказать, что деду повезло. Он стал учителем русского языка и литературы, как давно мечтал, и отказался от места учителя немецкого, которым владел в совершенстве. Это было его волевое решение, хотя учителям иностранных языков неплохо платили, а в семье появилось пополнение. Когда я спросил его, почему он выбрал русский, он ответил, что это просто: "люди, говорившие на немецком, считали себя хозяевами человеческой жизни, а русский создан для воспевания жизни". В этот момент тайна пелены в глазах деда, которую я видел каждое 9 мая, стала приоткрываться.
Он рассказывал мне, что много думал в послевоенное время о войне и ее роли в своей жизни. Это была его работа, и как учителя, и как ветерана. Я запомнил его слова на всю жизнь. Думаю, их повторит любой ветеран: и той войны, и последующих, случившихся уже в наше время.
Во время войны души черствеют от неподъемного количества горя. И личного, и того, что вокруг. Те, кого коснулась война, узнали цену человеческой жизни, семьи, быта, мирного труда, правды и честности. Иными словами - все это потеряли. Им оставалось только одно: бороться со злом и оставаться людьми.
Война в этот момент переходит из внешней во внутреннюю. Вокруг твоего тела гремят взрывы, каждую минуту сильный истязает слабого, люди умирают просто потому, что кто-то так решил. Самая болезненная война, при этом, происходит внутри: между унынием и бессилием одного солдата в поле, которое накрывает любого и неописуемой радостью того, что не ты, а твой сосед по окопу остался живым. Каждую секунду солдаты гонят себя вперед делать непонятное - убивать, но при этом учатся быть побратимами, подставляя то плечо, то сердце и защищая жизнь товарища.
Дед сделал выбор: как бы его не мордовали, не били, не морили голодом - он никого не убил в ответ. Он выучил первый и самый главный урок войны: человеческая жизнь - самая главная ценность на земле.
Когда ты не можешь планировать даже завтрашнее утро, не знаешь, останешься ли живым к вечеру или через пять минут, вся твоя личность начинает воспринимать жизнь не потоком, а мгновениями. У эмоций исчезают оттенки - нет времени их уловить. Любые переживания становятся во сто крат ярче, сочнее.
Такой интенсивности не встретишь в мирной жизни просто так. А если встретишь, то не сомневаешься: да, это оно, самое настоящее, правдивое чувство. Все начинает делиться на черное и белое, жить хочется наотмашь: если дружить - то до конца, если работать - то изо всех сил, если любить - то до гроба. Это урок номер два: жить можно только в пространстве правды, тогда силы удесятеряются. Если украл, обманул, предал - считай, что убил. Противоестественность подлости ярко чувствуется на войне и забывается в мирное время.
На войне дед научился полезным вещам: спал где и как угодно, даже на ходу и жевал любую пищу очень тщательно. Он всегда говорил, что время, проведенное во сне, надо экономить, потому что жить - важнее. Он работал по 20 часов в сутки, а время сна распределял на переменах между уроками и дома у телевизора во время вечерних новостей. А когда обедал, брал четверть порции и жевал минуты по три каждую ложку. Получалось, что ел он меньше всех, а насыщался больше. "Жизнь не должна тратить много ресурсов природы", - говорил он мне и сам придерживался этого правила. Он никогда не болел, круглосуточно шутил и балагурил, оставался стройным и подтянутым. Третий урок войны он выучил на отлично: для жизни не требуется много ресурсов, а взамен она раскрывается во всей красе.
Меня всегда удивляло, насколько кропотливо дед составлял лекции по русской литературе. Казалось бы: учитель в обычной школе, ну зачем напрягаться, пусть ученики хотя бы школьную программу освоят и то дело. Но как учитель он не мог допустить, чтобы хотя бы минута его урока проходила впустую. Дед всегда говорил, что число прилагательных в русском языке не зря больше, чем во всех европейских вместе взятых. Такого количества оттенков, несравненных по красоте и точности передачи речевых оборотов нет ни у одной нации в мире. Он был патриотом от русской литературы. И прививал ученикам через красоту русского языка любовь к родине, пробуждал их творческое начало. Потому что четвертый урок войны звучит так: воюют те, кто не умеет творить, а творить не умеют те, кто забыл, что такое любовь.
Рядом с дедом всегда было тепло, как на солнечной полянке. Он всегда был очень уважаемым человеком, не произносил бранных слов и оставался человеком чести до конца своих дней. Таким он вернулся с войны. Таким он прожил всю жизнь. Этому его научили страшные годы военного рабства. Не ракеты, самолеты или гордость за успехи военной промышленности. Он стал настоящим человеком без всего этого. Он учился сам и учил других тому, как стать настоящим человеком и как научиться любить жизнь. Каждого 9 мая он грустил о том, что организаторы парада этого не понимали. Жаль, что не понимают и сейчас... А мы все больше забываем о том, чему действительно посвящен этот день, день Великой Победы Жизни на Земле.