читать дальше
Усташи (от сербскохорв. ustase - повстанцы), 1) участники восстаний в 16-17 вв. против османского ига в Сербии, Македонии, Черногории и др. южнославянских странах. Действия У. отличались смелостью, решительностью и упорством. В отд. периоды они до- бивались успехов в борьбе с тур. поработителями. Напр., в ходе восстания 1594 сербские У. после упорных боёв овладели рядом городов и тур. укреплений; 2) члены хорватской террористической, крайне националистической фашистской организации «Хрватско домобран», созданной в конце 20-х гг. 20 в. одним из лидеров Хорватской партии права А. Павеличем. В целях маскировки и обмана масс присвоили себе наименование прежних патриотов-«У.». Организация имела свои базы в Италии, Венгрии, Австрии, Бельгии и др. странах. У. выполняли террористич. акты против прогрес. деятелей Югославии. В окт. 1934 были исполнителями организованного гитлеровцами убийства югосл. короля Александра и франц. мин. иностр. дел Л. Барту в Марселе. В годы 2-й мировой войны У. находились на службе у герм, и итал. оккупантов и при их поддержке создали на тер. Хорватии, Боснии и Герцеговины марионеточное т. н. Независимое Хорватское государство во главе с А. Павеличем. У. входили в состав вооруж. отрядов этого «гос-ва» и являлись активными пособниками оккупантов в борьбе против Народно-освободит. армии Югославии и мирного населения. В результате террора У. погибли сотни тысяч югославских патриотов. В ходе освободит, войны народов Югославии против фашизма организация У. была разгромлена. Её остатки в эмиграции при поддержке империалистов США, ФРГ и др. стран продолжают заниматься террором против представителей социалистич. Югославии.
Литература:
материалы Советской военной энциклопедии
История Югославии. Т. 2. М., 1963;
Волков В. К. Операция «Тевтонский меч». М., 1966, с. 37-72.
Приведу фрагмкнт из книги Станоевич Бр. :" Усташский министр смерти: анатомия преступления Андрия"
читать дальше
.....И тут началась кровавая бойня. Вот как об этом вспоминает ЛЮБАН
ЕДНАК, заново переживая весь этот ужас:
"Когда уже стемнело, мы вдруг услышали, что к церкви подъехал грузовик.
Как только смолк мотор, в церковь ворвались усташи. Прямо с порога
они приказали:
- Немедленно зажгите свечи, чтобы лучше было видно. Как только мы это сделали, последовал вопрос:
- Верите ли вы в нашего поглавника и в наше "Независимое Государство Хорватию"?
- Верим, верим...- ответили почти все, кто громче, кто тише.
И тогда раздались команды: "Лечь! Встать! Лечь! Встать!"
Пока мы послушно выполняли приказы, усташи стреляли из винтовок вверх,
как бы пытаясь попасть в свечи. Из полумрака на нас падала штукатурка,
которая сыпалась с церковных стен от пуль.
Затем усташи приказали нам снять с себя все, кроме нижних рубашек и
трусов, и все свои вещи сложить в углу церкви. После этого нас заставили лечь на землю. Усташи ходили по нашим телам, как по бревнам, потом они приказали нам встать и снова стреляли по стенам церкви, ни в кого конкретно не целясь. Они хотели запугать нас. Затем опять вывели вперед Перо Милевича и вновь стали расспрашивать его, знает ли он что-либо о партизанах? И когда он снова ответил, что не знает ничего, один из усташей схватил его, и на виду у всех, вонзив нож в горло, распорол ему всю грудь. Милевич, не издав ни звука, замертво рухнул на пол.
На повторный вопрос, кому известно что-либо о партизанах, который на
этот раз сопровождался обещанием отпустить домой того, кто сообщит о них, вперед вышел человек.
- Говори! - приказали ему.
- Я знаю, что партизаны недалеко от Топуско взорвали телеграфные столбы
и остановили машину с усташами...- сказал человек, надеясь на освобождение.
Но вместо этого усташи приказали ему положить голову на стоявший в
церкви стол, а когда он это сделал, один из усташей перерезал ему горло и
приказал петь. Но из горла брызнул фонтан крови на расстояние в несколько метров, и петь он не смог. Тогда усташ так ударил его прикладом по голове, что из черепа потекли мозги.
И тут началась настоящая резня. Убивали всех подряд. Усташи хватали
одного за другим и бросали на стол. Один упирался коленом в грудь жертвы, а другой перерезал ей горло. При этом они даже не дожидались, пока жертва истечет кровью или испустит дух. Полуживых людей выволакивали из церкви и бросали в грузовик....
целиком книгу можно прочитать сдесь: stanoevich-br.librarus.ru/booki/ustash/35.html
Концлагерь Ясеновац по еврейским свидетельствам
Суровая правда геноцида сербов
читать дальше В Меморандуме Сербской Православной Церкви о зверствах над сербами в НДХ до середины 1942 года (Jacеновац — вечан помен. Белград: Просвета, 1990. С.25) положение Ясеновца и лагерный комплекс описаны кратко следующим образом: «Небольшой городок Ясеновац расположен в болотистой хорватской Посавине, покрытой множеством стоячих водоемов, загаженных и мертвых, — там, где Сава и ее боснийский приток Уна встречаются и лениво останавливаются, выгибаясь туда-сюда, как змеи, и сплетая вместе со своими рукавами и притоками, с севера – Стругой и Лоней, настоящую водную сеть. Отсутствие дорог через болота делает побеги из заключения почти невозможными. А мест заключения здесь целая система: около городка находится лагерь №1 – у сел Брочицы и Крапье, в 12 километрах к востоку от Ясеновца, и, как его филиал, лагерь в бывшей тюрьме в Старой Градишке, еще дальше на восток; лагерь № 2 – на берегах Савы и Струги, около 3 километров к северо-западу от Ясеновца; лагерь №3 – в бывшем кирпичном заводе Озрена Бачича, в устье Лони, в трех километрах вниз по течению от Ясеновца» . Прошло полвека со времени ужасов, здесь творившихся, и хорватские вожди сейчас опровергают достоверность сербских свидетельств, покрывая тот кровавый период презрительным определением «ясеновацкий миф». Ради спасения исторической правды, не зависящей от сербско-хорватских конфликтов, мы воспоминания о четырехлетнем мученичестве узников Ясеновца ограничим здесь рассказами оставшихся в живых свидетелей-евреев.
Помимо всех физических пыток и смертельных угроз, в Ясеновце заключенным приходилось терпеть холод, голод, невыносимые для жизни санитарные условия и заразные болезни. В бараки проникали дождь, снег и ветер. «Ежедневно по десятку товарищей замерзало. Тогда у нас еще не было специального места для захоронения, и трупы валялись повсюду вокруг. В некоторых местах они лежали целыми кучами», – рассказывает Эгон Бергер.
Еще тяжелее была повседневная борьба с голодом. «В начальный период заключения у некоторых еще сохранялось достоинство… – продолжает тот же свидетель. – Однако позднее, когда голод проявился в самых жестоких формах, мы перестали быть людьми. Однажды крупный загребский коммерсант Мартон упал замертво в котел с капустой, откуда его быстро вытащили, а лагерники спокойно съели по порции той грязной, закровавленной и завшивленной капусты, как будто ничего и не случилось». И далее Бергер приводит примеры, как сам он жадно ел репу над трупом своего зарезанного отца, как вместе с товарищами искал кукурузные зерна в испражнениях вояк-усташей, а также крал хлеб у своего больного друга, хотя тот пачкал хлеб о свой задний проход, чтобы предотвратить кражу.....
Целиком с материалом можно ознакомится здесь : www.voskres.ru/bratstvo/markovitsch.htm#_ftn2
Идеология усташского движения: между этническим национализмом и фашизмом
читать дальшеУсташское движение начало формироваться на волне шовинизма, захлестнувшего хорватские земли Югославии после убийства 20 июня 1928 г. лидера Хорватской крестьянской партии Степана Радича и введения 6 января 1929 г. королем Александром чрезвычайного положения. Террористическая усташская (повстанческая) организация на протяжении более десятка лет вела борьбу против Югославского государства. Создание усташами под протекторатом держав Оси Независимого государства Хорватия (НГХ) в апреле 1941 г., развернутый ими геноцид сербского народа и спровоцированная этим геноцидом межэтническая война на многие годы запечатлелись в исторической памяти хорватского и сербского народов. В 1990-е гг. память об усташском терроре сыграла печальную роль в ходе межэтнической войны на территории Хорватии, Боснии и Герцеговины.
В исторической науке сложилось две точки зрения на сущность усташской идеологии. Югославская (за немногими исключениями) и советская историографии, а также ряд западных авторов трактовали усташство как фашистскую идеологию, хорватский фашизм [см., например: Balen, 1952; Basta, 1971; Culinovic, 1970; История Югославии, 1963; Avakumovic, 1971] или клерофашизм1 . Взгляд на усташство как фашистскую идеологию во многом опирался на распространенную вплоть до конца 1980-х гг. и в югославской, и в советской историографии расширительную трактовку понятия «фашизм», включающую почти все правые авторитарные режимы межвоенного периода, в том числе режим Пилсудского в Польше и монархо-фашистскую диктатуру короля Александра в Югославии. Точка зрения на усташскую идеологию как на фашистскую (но не клерофашистскую) сохранилась и в работах отдельных представителей современной хорватской историографии [см.: Bilandzic, 1998].
Ряд западных авторов и представителей современной хорватской историографии ставят под сомнение тезис о фашистском характере усташства. С их точки зрения, усташство было хорватским радикальным националистическим движением, а его идеология — идеологией хорватского национализма, истоки которой лежали в идеях Партии права [см., например: Djilas, 1991; Pavlowich, 1971; Pavlicevic, 2000]. К этой точке зрения склонялись также югославские исследователи Ф. Елич-Бутич [Jelic-Butic, 1977], Л. Бобан [Boban, 1990] и болгарская исследовательница И. Любомирова [Любомирова, 2001].
Сами усташи подчеркивали, что их идеология является подлинным «старчевичанством», ведя речь о генетическом родстве с хорватской националистической идеологией Партии права [Bzik, s. a.]. Послевоенная эмигрантская усташская историография отрицала родство с фашизмом, акцентируя внимание на «национально-освободительном» характере движения [см.: Jareb, 1960].
В современной российской историографии представлены обе точки зрения. В. И. Фрейдзон остался верен традиционному для отечественной историографии взгляду на усташство как хорватский вариант фашизма [см.: Фрейдзон, 2001], в то время как в работах С. А. Романенко об усташах говорится как о представителях «крайнего хорватского национализма» [Романенко, 2000; 2002].
По нашему мнению, чтобы подойти к решению данной проблемы, следует прежде всего обратить внимание на отличительные особенности обеих идеологий.....
Полностью можно прочитать здесь : proceedings.usu.ru/?base=mag...=../content.jsp
Илья Горячев Независимая газета от22.08.2001
Усташи против четников
В годы войны РПЦЗ помогала хорватам в преследовании сербов
читать дальше
НЕЗАВИСИМОЕ Государство Хорватия (НГХ) - марионеточное государство, созданное на территории оккупированной Югославии нацистами и хорватскими ультранационалистами - усташами. Глава усташей и НГХ, поглавник (вождь) Анте Павелич провозгласил программу создания "чистого пространства для жизни хорватов", которая предполагала уничтожение либо изгнание наиболее образованной части сербов и перевод в католическую веру малообразованной части сербского населения, преимущественно крестьянства. После первых месяцев геноцида, когда по НГХ прокатились две волны террора и были уничтожены сотни тысяч сербов, а сто тысяч были изгнаны, усташи потеряли возможность создавать "этнически чистое пространство" такими темпами. Это было связано с тем, что союзники хорватов - немцы и итальянцы - стали проявлять недовольство политикой НГХ по отношению к инославным (то есть православным) сербам. Германский военный представитель в НГХ генерал Эдмунд Гляйзе фон Хорстенау неоднократно докладывал в Берлин летом 1941 г. "о совершенно бесчеловечном обращении с сербами в Хорватии". Известны негативные отзывы даже офицеров СС, они, профессиональные каратели, ужасаются усташским злодеяниям. Но были и более прагматические причины для подобной позиции немцев. Они считали, и небезосновательно, что действия усташей вызывают вооруженные восстания сербов и ведут к широкомасштабной партизанской войне. Итальянские войска, расквартированные в НГХ, вообще снабжали сербских повстанцев - четников - оружием и амуницией, как это было в случае с четнической Динарской дивизией, командиром которой был священник Момчило Джуич. Всю войну через границу с Италией, открытую для беженцев из НГХ, тянулись вереницы сербских и еврейских беженцев. В итальянской прессе начали появляться открыто враждебные союзному НГХ статьи. В этих условиях усташи были вынуждены хоть как-то маскировать геноцид сербского народа. Летом 1941 г. в НГХ зародилась система концлагерей. В самом знаменитом из них, Ясеноваце, за годы войны были уничтожены более 700 тысяч человек. Но для внешнего мира это были просто "рабочие лагеря", что подтвердил интернациональный комитет, посетивший эти лагеря в феврале 1942 г. В состав комитета вошли в основном представители Германии, был там и посланник Святого Престола - монсеньер Массучи. Этот "независимый" комитет подтвердил, что лагеря действительно являются рабочими и что там вполне приемлемые условия для жизни. Представитель Ватикана присоединился к этому заявлению.
Еще одним методом уже не физического уничтожения был раскол единства православного населения, последующая уния и постепенная ассимиляция сербов. Для этих целей была создана Хорватская Православная Церковь (ХПЦ). Первое упоминание о проекте ХПЦ появилось в 1902 г. в одной загребской газете. Тогда эта церковь должна была избавить православных хорватов от необходимости посещать сербские церкви и дать им национальную церковь. Но из-за малочисленности православных хорватов этот утопический проект даже тогда не получил широкой поддержки. Но в НГХ он был возрожден в несколько ином виде. Теперь предполагалось привлечь в эту церковь не хорватов (естественно, что, с точки зрения усташей, истинный хорват может быть только католиком), а переживших геноцид сербов, которые нуждаются в духовном окормлении. Необходимо заметить, что из 577 представителей православного духовенства на территории НГХ 219 были убиты, а большая часть оставшихся в живых изгнана в Сербию еще весной 1941 г., поэтому паства, оставшаяся без духовного пастыря, должна была (по расчетам усташей) потянуться в новую церковь в поисках поддержки. Так усташи надеялись посеять смуту среди сербов и расколоть их. С мелкими группами, разобщенными, имеющими серьезные религиозные противоречия, было бы справиться гораздо легче, чем с духовно-единым народом, опирающимся в противостоянии зверствам усташей на свою веру.
Проектом создания ХПЦ занимался Отдел Веры Министерства обновления НГХ, в круг обязанностей которого входила также ликвидация православных церковных общин, церквей и обращение в католическую веру сербов. Этот отдел организовал в Загребе инициативную группу православных сербов, в состав которой вошел один православный священник - Васо Шурман из Земуна. Они составили прошение об основании новой церковной общины, и 3 апреля оно было отправлено в Министерство Правосудия и Богословия. Отдел Веры работал слаженно и оперативно, поэтому уже в тот же день Анте Павеличем было подписано "Законное определение о Хорватской Православной Церкви". На основе этого определения министр Правосудия и Богословия Мирко Пук одобрил открытие первой общины ХПЦ. Вскоре в церкви святого Преображенья в Загребе была проведена первая литургия, служил ее Васо Шурман. Он же создал воззвание к православным сербам с призывом переходить в ХПЦ, которое было передано по радио, а затем и опубликовано. Начиналось оно словами: "Просим всех православных священников в помощь НГХ…" Сразу же после основания новой раскольничьей церкви к ней примкнули бывший чиновник патриаршей Сербской Православной Церкви (СПЦ) в Хорватии Милош Оберкнежевич и еще два православных священника из Панчева. Но ни у кого из них недоставало авторитета, чтобы возглавить ХПЦ. Человека, который подходил бы на пост первоиерарха новой церкви, Отдел Веры смог обнаружить в монастыре Хопово, неподалеку от Фрушкой Гори. Это был 80-летний архиепископ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), бывший владыка Екатеринославский Гермоген (в миру Григорий Иванович Максимов). Именно он согласился возглавить раскол единства православных в НГХ и оторвать их от патриаршей СПЦ. Посредником между архиепископом и Отделом Веры был некий Миткевич, который в 1932 г. создал и возглавил Русское Трудовое Христианское Движение (РТХД). Эта организация занималась объединением различных групп русских эмигрантов на экономической основе и способствовала подъему хозяйственного и политического значения русской эмиграции. Движение это, предназначенное действовать в русской среде, носило название христианского, а не православного и стремилось к объединению всех "русских" христиан независимо от их конфессиональной принадлежности. Истоки этого движения вели в Женеву, которая была центром протестантского экуменизма. Окончательно роль Миткевича в истории привлечения архиепископа Гермогена к сотрудничеству с усташами не выяснена, но ясно одно: этот человек помог совместить несовместимое - православного иерарха и воинствующую, носящую экстремистски-католический характер, усташскую власть. 29 мая 1942 г. поглавник Павелич уже принимал делегацию ХПЦ во главе с Гермогеном в своей резиденции. А 5 июня поглавник подписал устав ХПЦ, где именовал "преосвященного архиепископа Григория Ивановича Максимова Гермогена митрополитом загребской митрополии ХПЦ с резиденцией в Загребе". Уже 8 июня в церкви святого Преображенья состоялось возведение Гермогена в сан митрополита, которое транслировалось по радио. Рукополагал Гермогена румынский патриарх Никодим. Там же Гермоген принес клятву верности НГХ и поглавнику Анте Павеличу. Новая церковь пользовалась всемерной поддержкой властей, у нее не было недостатка в финансах, издавалась газета "Глас православия", но серьезной проблемой ХПЦ оставалась практически полное отсутствие иерархов. Согласно уставу, ХПЦ делилась на четыре епархии, но из-за отсутствия иерархов Гермоген был вынужден назначить туда архиерейских наместников. Все они были русскими эмигрантами. Единственный епископ ХПЦ - Спиридон Мифка - был рукоположен в августе 1944 г. Хиротония проходила в присутствии посланника румынского патриарха Никодима - Виссариона Пуджи. Вскоре ХПЦ признали русская церковная община и казачий атаман г. Сараева. Это была первая организация, которая признала ХПЦ. 27 июля 1942 г. Через МИД НГХ Гермоген получил каноническое признание из Стамбула от Вселенского Патриарха. Постепенно пришло признание всех православных церквей, находящихся либо под оккупацией, либо под влиянием стран "Оси" как союзнических держав.
Основными задачами ХПЦ было способствование "похорвачиванью" сербов, привлечение как можно большей части верующих на свою сторону и последующее заключение унии с Римом. Но за ХПЦ верующие не пошли, при всей поддержке НГХ они остались верны патриаршей СПЦ, и к 1944 г. было создано всего 65 приходов, причем 1/3 священников в этих приходах была из русской эмиграции. Уния так и не была заключена.
После того как сообщение о поставлении Гермогена достигло Святого Синода СПЦ, тот признал ХПЦ не каноничной. Все священники, пошедшие за ХПЦ, должны были лишиться сана и подвергнуться церковному суду. Не обладая былой мощью, СПЦ была вынуждена ограничиться жалобой митрополиту Анастасию - главе РПЦЗ, на действия члена возглавляемого им синода. И на архиерейском суде Гермоген был осужден как нарушающий права Сербской патриархии и исключен из состава Архиерейского Синода РПЦЗ.
В середине ноября 1942 г. состоялась Скупщина в Сербской Ясеници (на освобожденной партизанами территории НГХ), где "военные священники" СПЦ из партизанских отрядов в своем послании осудили основание ХПЦ как обычную "усташскую творевину". От рук партизан и погиб Гермоген в самом конце войны. Когда советские войска приближались к Загребу, митрополит Гермоген, уступая просьбам своей паствы, согласился покинуть город. Но его автомобиль захватили партизаны и старца-владыку вместе с сопровождающим зверски убили. Согласно другой версии, после освобождения Загреба Гермоген был арестован и осужден вместе с Алоизием Степинацем. Но Степинац получил шестнадцать лет, отсидел два года в комфортных условиях и вышел на свободу, а Гермоген был казнен вместе с настоятелем храма святого Преображенья в Загребе.
Хорватская Православная Церковь, не оставив практически никакого следа, прекратила свое существование вместе с НГХ. Милош Оберкнежевич сумел бежать вместе с усташами и в 1979 г. издал в Западной Европе книгу "Развитие православия в Хорватии и ХПЦ".
Заключительным актом в истории ХПЦ стало заседание Святого Архиерейского Синода СПЦ 27 марта 1946 г., где обсуждалось влияние ХПЦ на души верующих и методы ликвидации этого влияния. После этого о ХПЦ забыли на долгие годы. Тема ХПЦ, как и все, связанное с гражданской войной в годы Второй мировой войны на территории Югославии, коллаборационизмом, религиозном и национальном противостоянии, была запретной в титовской СФРЮ. Лишь в конце 80-х - начале 90-х гг. в югославской историографии стали появляться сведения о ХПЦ, но они были весьма краткими и подавались в такой форме, будто все прекрасно осведомлены о существовании и об истории ХПЦ, а поэтому и останавливаться на этом не стоит.
ТАЙНА ЗОЛОТА УСТАШЕЙ
читать дальшеШли последние дни войны. Под ударами частей Народно-освободительной армии Югославии и Красной Армии остатки разгромленных германских войск и их союзников — хорватских усташей и домобранов — поспешно отступали в Австрию.
В начале мая 1945 года остатки небольшого подразделения домобранов (армии созданного в апреле 1941 года Независимого Хорватского Государства), которым командовал капитан Августин Гавран, вышли к полотну железной дороги неподалеку от словенского города Целье. На рельсах стоял длинный, в 35 вагонов, эшелон, на открытых платформах которого стояли орудия и пулеметы. Судя по форме солдат, суетившихся вокруг эшелона, это была какая-то зенитная воинская часть усташей — хорватских эсэсовцев. Поезд только что подорвался на партизанской мине, и паровоз и два головных вагона, изуродованные взрывом, валялись под откосом...
Усташей было более сотни. Одни из них находились в боевом охранении, другие окапывались на поросшем травой лугу между железнодорожной линией и шоссе, а третья группа на расстоянии четырех-пяти метров от шоссе копала глубокую яму шириной около метра. Из двух закрытых вагонов усташи выносили и складывали в яму светло-серые алюминиевые ящики, ярко блестевшие на солнце. Ящики имели длину около 80 сантиметров и ширину около 20 сантиметров. Сложив ящики в яму, солдаты закопали ее и тщательно замаскировали, ликвидировав все следы...
Что же было в этих ящиках?
«Усташский полковник, командир части, сказал мне, что поезд вез золотой запас и государственные деньги, которые должны были быть использованы для финансирования усташского движения в эмиграции».
Это сенсационное заявление Августин Гавран, 82-летний житель Загреба, сделал в 1997 году, тем самым нарушив молчание, длившееся более полувека. Бывший домо-бранский капитан уже не помнит, сколько было всего ящиков с драгоценностями, помнит только, что они находились в двух вагонах, были сложены в три ряда и занимали пространство от пола до потолка.
После сообщения Гаврана средства массовой информации Словении и Хорватии охватила «золотая лихорадка». Действительно, во время войны в казну усташского.
Независимого Хорватского Государства (НХГ) поступило немалое количество золота и различных драгоценностей, в основном награбленного у евреев и конфискованного во время «акций устрашения». Нередко жертвы усташей пытались откупиться от своих палачей драгоценностями, чтобы спасти жизнь, однако случалось, что их все равно отправляли на тот свет. В 1945 году части руководителей НХГ удалось эмигрировать из страны, а вместе с ними исчезло и «золото усташей»...
Признания Гаврана пролили первый луч света на тайну «золота усташей». Постепенно стали появляться новые подробности. Бывший капитан припомнил, например, такую деталь: неподалеку от ямы с таинственными ящиками тогда же были похоронены погибшие от взрыва партизанской мины машинист паровоза, кочегар, один офицер-усташ и еще какой-то человек — кто именно, Гавран уже забыл. Зато он хорошо помнит, как полковник, командир усташей, сказал ему тогда, что эшелон должен был идти через Марибор, но вынужден был свернуть на Целье, так как появились слухи о том, что вблизи Марибора видели советские танки.
В поисках свидетельств и подтверждений слов Гаврана кладоискатели и журналисты немедленно кинулись в Целье. Место, указанное Гавраном, было тщательно осмотрено, но определить, где находится клад, не удалось. После опроса местного населения пявились новые свидетельства. Рассказ жительницы села Прожинска Васа Антонии Гаешек почти дословно совпал с рассказом домобранско-го капитана, кроме одного: она не видела ящиков с золотом. Впрочем, даже если они и были, окрестные жители не могли бы их увидеть, так как усташи, которые три дня пробыли в их селе, разгружая вагоны, никого не подпускали к подорванному поезду, обнеся его заграждением из веревок. Действительно, взрыв партизанской мины уничтожил паровоз и два вагона, в результате чего, по словам крестьян, погибли машинист и два солдата, которых уста-ши и похоронили где-то около железной дорога Некоторые жители Прожинской Васы знали о том, что партизаны заминировали железнодорожный путь, и заблаговременно ушли в лес, чтобы обезопасить себя от возможных неприятностей.
Старожилы припомнили и тот факт, что позднее территория вдоль железной дороги в этом месте была засыпана шлаком. Впрочем, среди местного населения бытовало мнение, что усташи заминировали сокровища, поэтому никто не рисковал искать яму с таинственными ящиками.
Тем не менее поиски продолжаются. Уже высказываются опасения, что в случае если рассказ Гаврана окажется истиной и сокровища будут найдены, то это может вызвать трения между Хорватией и Словенией. По мнению хорватской прессы, клад является государственным достоянием Хорватии и принадлежит хорватскому народу. Хотя чего делить шкуру неубитого медведя...
Зверства усташей в Ясеноваце
газета "Правда " от 9 мая 1945 года.
читать дальшеБЕЛГРАД, 9 мая. (ТАСС). Недавно части югославской армия освободили город Ясеновац. На территории одного из заводов города обнаружен организованный усташами "лагерь смерти". Как сообщает югославская печать, в этом лагере усташи истребим около 800 мужчин, женщин и детей. Когда югославские части ворвались в город а затем проникли на территорию лагеря, они обнаружили здесь лишь одного оставшегося в живых заключенного. Перед тем, как уйти из города, усташи вырезали находившихся в лагере узников и затем взорвали здания лагеря.
Вот что рассказывает об этом чудовищном преступлении павеличевцев, ссылаясь на показания свидетелей, корреспондент газеты "Борба", вошедший в ясеновацский лагерь вместе с югославскими частями. В ночь на 18 апреля усташи вытащили из бараков всех больных и умертвили их. На следующую ночь такая же судьба постигла заключенных в лагере женщин. 20 апреля усташи заявили заключенным, что лагерь эвакуируется. Усташи погрузили первую группу заключенных в товарные вагоны. Все они были перевезены на другой берег реки Сава и там расстреляны. Вечером 21 апреля усташи согнали всех оставшихся в лагере заключенных в один большой барак и за-претили давать им пищу. Поняв, что их ожидает, заключенные попыталось вырваться из лагеря, но были расстреляны или перерезаны усташами. Такая же участь постигла привезенных в лагерь пленных югославских партизан в около 400 мужчин и женщин, которых усташи вывезли из Сараево накануне занятия этого города югославскими частями.
Небольшая справка.
читать дальшеБежавший за границу А. Павелич создал в 1929 фашистскую организацию усташей. В конце 30-x гг. в условиях угрозы расчленения Югославии фашистской Италией и Германией югославские правящие круги пошли на соглашение с руководством ХКП о предоставлении X. автономии (август 1939); это был по существу сговор сербской и хорватской буржуазии о разделе власти в Югославии.
В ходе фашистской агрессии против Югославии (6-17 апреля 1941) усташи провозгласили в Загребе под эгидой оккупантов создание (10 апреля 1941) 'Независимого государства Xорватии' во главе с Павеличем. 'Независимое государство Xорватия', в которое летом 1941 гитлеровцы включили также Боснию и Герцеговину, было поделено на немецкую и итальянскую зоны оккупации. Усташи установили в Xорватии кровавый террор, создали 24 концлагеря, ставших местами массового уничтожения людей. Стремясь разжечь в хорватском народе чувства национальной нетерпимости, они при поддержке католического клира организовывали зверское истребление сербского населения. За 4 года фашистской оккупации Xорватии погибло свыше 800 тыс. чел. из 6,3 млн. чел., проживавших в 1941 на территории 'Независимого государства X.'. С началом Народно-освободительной войны в Югославии 1941-45 хорв. народ поднялся на борьбу против оккупантов и их пособников. 27 июля 1941 в районе Лики произошёл первый бой партизан с усташами, вошедший в историю как День восстания народа Xорватии.
__________________
@темы: история, Хорватия, война, усташи, зверства, Югославия