Америка? Нет больше вашей Америки..
Лёгкий крейсер японского императорского флота "Oyodo"
Печуконис Н.И., Аликин А.Б. Лёгкий крейсер японского императорского флота "Oyodo"//Бриз.- 1995.- №5.
В 1936 году японский флот начал разработки по "Программе пополнения корабельного состава 1939 года". Предварительные варианты программы были окончательно сформированы 27 ноября 1937 года. Дальнейшие работы над программой, получившей условное название "Maruyon Programm", были продолжены с 21 июля 1938 года, и уже в том же году на выполнение программы были выделены запрошенные денежные средства. В следующем, 1939 году, Программа была подтверждена Парламентом Японии. Согласно программе, в течение шести лет - с 1939 года по 1944 год - предусматривалась постройка 83 боевых кораблей, а также резкое усиление и обучение летного состава авианосных сил флота, на что выделялось 1.205.800 тысяч иен. Однако, уже в самом начале осуществления этой Программы, в нее начали вносить изменения в сторону сокращения числа строящихся кораблей: рост финансовых расходов при постройке линейных кораблей типа "Yamato" со строительными номерами Nr.110 (будущий "Shinano", достроенный как авианосец) и Nr.111 (заложен на военно-морской верфи в Куре 7 ноября 1940 года, прекращен строительством в 1942 году и вскоре разобран на стапеле) привел к тому, что японцы были вынуждены отказаться от реализации строительных заказов Nr.128, 129 и 153. Таким образом, Программа была сокращена до 80 кораблей. Позже отказались от постройки еще двух единиц, продолжая работы только по 78 кораблям.
читать дальше
"Agano" (Nr.132), "Noshiro" (Nr.133), "Yahagi" (Nr.134), "Sakawa" (Nr.135) и "Oyodo" (Nr.136) стали последними из построенных японских крейсеров. В более поздних кораблестроительных программах разрабатывались планы строительства двух линейных крейсеров типа "Super А", четырех крейсеров типа "А" (тяжелые крейсера), пяти крейсеров типa "В" (легкие крейсера) и четырех малых легких крейсеров, однако лишь единицы из них были заложены, но не достроены, а к постройке остальных даже не приступали.
КРЕЙСЕРА В ЯПОНСКИХ КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ.
"MARUSHIN-PROGRAMM".
"Marushin-Programm" - Программа пополнения корабельного состава во время войны. Утверждена парламентом в сентябре 1941 года. По выделяемой смете планировалось к 1942-1943 годам построить 326 кораблей и судов различных классов. Реально строились по этой программе два тяжелых крейсера.
Тяжелый крейсер проекта "С-46" представлял собой усовершенствованный крейсер типа "Suzuya" стандартным водоизмещением 12.200 тонн. Головной крейсер "Ibuki" (строительный номер Nr.300). После спуска на воду 21 мая 1943 года был отбуксирован из Куре на верфь в Сасебо для достройки его в качестве авианосца. 16 марта 1945 года при 80 % готовности строительство крейсера прекратилось. Второй крейсер (строительный номер Nr.301, название присвоено не было), заложенный 1 июня 1942 года, был прекращен постройкой уже в следующем месяце. Уже установленные на стапеле конструкции были разобраны.
"MARUGO-PROGRAMM".
"Marugo-Programm" - Пятая Программа пополнения флота 1942 года. Утверждена парламентом в октябре 1941 года. В соответствии с выделенными 19 июня 1941 года ассигнованиями планировалось построить в 1942-1948 годах 159 кораблей общим тоннажем 650.000 тонн. Из-за начавшейся войны осуществление Программы 1 апреля 1942 года было, приостановлено, а вскоре после поражения японцев у Мидуэя Программу отменили вообще.
В соответствии с программой предполагалось построить два линейных крейсера проекта "В-65" со строительными номерами Nr.795 и Nr.796. Стандартное водоизмещение составляло 33.000 тонн, главный калибр - 305 мм. Ориентировочная стоимость кораблей предполагалась 43.593.100 иен.
Пять легких крейсеров класса "В" со строительными номерами от Nr.810 до Nr.814 имели стандартное водоизмещение 8500 тонн, 155-мм главный калибр и скорость 37,5 узлов. Ориентировочная стоимость программы их строительства составляла 47.514.000 иен.
Малые легкие крейсеры ПВО, вооруженные 100-мм. орудиями универсального огня, стандартным водоизмещением по 5800 тонн получили строительные номера от Nr.815 до Nr.818. Их строительство обошлось бы казне в 36.183.000 иен.
"MOD. MARUGO-PROGRAMM".
Эта программа стала результатом обобщения первого полученного опыта войны. Она была предложена на утверждение 30 июля 1942 года. Предусматривалась смета на новое кораблестроение на отчетные 1943/44 и 1944/ 45 годы. Программа включала 413 различных кораблей, часть из которых перешла из базовой программы "Marugo-Programm". Однако от постройки 338 единиц отказались буквально сразу же. В их число попали и два тяжелых крейсера класса "А" проекта "С-44", получивших строительные номера Nr.5037 и Nr.5038 со стандартным водоизмещением 8520 тонн. К их постройке так и не приступали.
В дополнение к указанным данным можно сказать еще, что в 1941 году командованием японского флота было проведено обсуждение "6-й Программы пополнения флота". Результатом этого стал вопрос о включении в Программу постройку четырех линейных крейсеров, близких по техническим данным к проекту "В-65" (Nr.795 и Nr.796). Этот документ, однако, состоялся лишь на этапе исследований и дальнейшего развития не получил.
Из приведенных таблиц видно, что в окончательном виде в отношении крейсеров "Maryon-Programm" представлена двумя типами кораблей. Первый - четыре крейсера типа "Aganо" и другой - два крейсера типа "Oyodo". Корабли первого типа строились для службы в качестве флагманских кораблей флотилий эскадренных миноносцев, по существу представляя собой командные пункты соединений миноносных кораблей. Крейсеры типа "Oyodo" предназначались на ту же роль - как флагманы соединений подводных лодок. Второй корабль типа "Oyodo", получивший наименование "Niyodo" (В некоторых изданиях этот крейсер назван "Nyoyodo", но, по мнению автора статьи, это наименование не верно и, к тому же, не подтверждается документами), был исключен из программы еще до начала постройки. Поэтому тип крейсеров "Oyodo" оказался представлен в японском флоте в единственном корабле.
ЯПОНСКИЕ КРЕЙСЕРА ПРОГРАММЫ 1939 ГОДА.
"Agano" - казенная верфь в Сасебо
"Noshiro" - казенная верфь в Йокосуке
"Yahagi" - казенная верфь Сасебо
"Sakawa" - казенная верфь в Сасебо
"Agano" - 1940 - 22.10.1941 - 31.10.1942
"Noshiro" - 1941 - 19.07.1942 - 30.06.1943
"Yahagi" - 1941 - 25.10.1942 - 29.12.1943
"Sakawa" - 1942 - 09.04.1944 - 30.11.1944
Водоизмещение стандартное ........ 6652 ts
Водоизмещение полное ............. 7710 тм
Длина между перпендикулярами ... 162,00 м.
Длина наибольшая ............... 172,00 м.
Ширина наибольшая ............... 15,20 м.
Осадка ........................... 5,63м.
Броневая защита механизмов ........57 мм.
Броневая защита боевых погребов ...51 мм.
Броня палубы ......................19 мм.
Броня плит орудийных башен ........25 мм.
Механизмы ....... 4 турбозубчатых агрегата
Котлы ...................... 6 типа Kampon
Гребных винтов ...................... 4
Мощность механизмов .......... 100.000 SHP
Дальность плавания ........ 6300 (18) миль
Полная скорость ................. 35 узлов
6 152-мм./50-кал. орудий;
4 80-мм./65-кал. зенитных орудий;
32 25-мм. зенитных автомата;
с 1944 года: 46 25-мм. автоматов;
с марта 1944 года: 52 25-мм. автомата; с
июля 1944 года: 61 25-мм. автомат;
8 610-мм.торпедных аппарата;
16 глубинных бомб;
1 катапульта и 2 гидроплана.
ИСТОРИЯ КОРАБЛЕЙ
"Agano" - потоплен торпедами американской подводной лодки "Skate" ночью 16/17 февраля 1944 года в 160 милях севернее островов Трук.
"Noshiro" - потоплен утром 26 октября 1944 года у о. Миндоро американскими самолетами авианосцев "Hornet" и "Wasp".
"Yahagi" - потоплен днем 7 апреля 1945 года в 130 милях юго-западнее Кагосимы самолетами американского авианосного соединения "TF.58". Крейсер шел к Окинаве, в составе соединения линкора "Yamato".
"Sakawa" - после капитуляции Японии крейсер в августе 1945 года в Майдзуру передан американскому флоту как трофей. Использован как опытный корабль во время американских испытаний ядерного взрыва у атола Бикини; 1 июля 1946 года был тяжело поврежден от взрыва, а 2 июля 1946 года затонул.
"Oyodo" - казенная верфь в Куре
14.2.1941 - 2.4.1942 - 28.2.1943
"Niyodo" - не заложен, заказ аннулирован
Крейсера программы 1942 года:
Nr.810 - Nr.814 - не закладывались.
Водоизмещение стандартное ........ 8164 ts
Nr.810 - Nr.814 ............... 8500 ts
Водоизмещение полное ............. 9980 м.
Длина между перпендикулярами ... 180,00 м.
Длина наибольшая ............... 192,00 м.
Ширина наибольшая ............... 16,60 м.
Осадка ........................... 5,95 м.
Механизмы ....... 4 турбозубчатых агрегата
Котлы ..................... 6 типа Kampon Гребных винтов ........................ 4
Мощность механизмов .......... 110 430 SHP
Дальность плавания ...... 10.600 (18) миль
Полная скорость ................. 36 узлов
Nr.810 - Nr.814 ............ 37,5 узлов
6 155-мм./60-кал. орудий;
8 100-мм./65-кал. зенитных орудий;
12 25-мм. зенитных автомата;
с 1945 года: 52 25-мм. автоматов;
1 катапульта и 2 гидроплана (планировалось 6 самолетов).
ИСТОРИЯ КРЕЙСЕРА
"Oyodo" - в 1944 году перестроен на военно морской верфи в Йокосуке. Уменьшено авиационное вооружение. Ангар переоборудован для размещения штаба флота. 19 марта 1945 года тяжело поврежден в Куре самолетами американского авианосного соединения "TF.58". Частично отремонтирован. 28 июля 1945 года окончательно потоплен в гавани Edauchi (Куре) самолетами соединения "TF.38". 30 июня 1948 года сдан на разборку в Куре (верфь Harima).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПОСТРОЙКА КРЕЙСЕРА "OYODO".
Для выполнения данным крейсером задач в качестве флагмана соединений подводных лодок японское морское командование предъявило при проектировании к новому кораблю следующие требования:
- Максимальная дальность плавания в 10.000 миль 18-узловым ходом,
- Способность нести шесть скоростных разведывательных гидросамолетов и возможность быстро поднять их в воздух с помощью катапульты.
- Высокая оснащенность средствами связи.
Крейсер "Oyodo" был заложен 14 февраля 1941 года на военно-морской верфи в Куре. Через год с небольшим, 2 апреля 1942 года, он был спущен на воду. Передача флоту нового корабля состоялась 28 февраля 1943 года, после двух лет строительства.
Основные тактико-технические характеристики крейсера.
Водоизмещение стандартное ....... 8164 ts
Водоизмещение на испытаниях ..... 9980 тм
Длина максимальная ............ 192,00 м.
Длина по ватерлинии ........... 189,00 м.
Длина между перпендикулярами .. 180,00 м.
Ширина максимальная ............ 16,60 м.
Высота борта ................... 10,85 м.
Осадка .......................... 5,85 м.
Паротурбинная 4-вальная установка.
4 паровых турбины "Каnроn"
6 нефтяных котла "Каnроn"
Мощность установки .......... 110.000 SHP
Скорость ....................... 36 узлов
6 155-мм. орудий в двух 3-орудийных башнях
8 100-мм. универсальных орудий в четырех спаренных установках
12 25-мм. зенитных автоматов в шести 2-ствольных установках
6 гидросамолетов и 1 катапульта
Проектируя крейсер в качестве флагмана флотилии подводных лодок, японские конструкторы основное внимание уделили мореходности и повышению радиуса действия. Крейсер был построен по гладкопалубной схеме. Носовую оконечность сделали с более полными обводами, чем на прежних крейсерах, а для улучшения скоростных качеств форштевень оснастили бульбом. По мнению конструкторов именно такие обводы могли обеспечить наибольшую дальность плавания при 18-узловой скорости (соизмеримой со скоростью подводных лодок в надводном положении). Кормовая часть была отведена под размещение авиационного ангара и мощной катапульты, В связи с этим основную артиллерию - две 3-орудийные башни - расположил в носовой части, перед надстройкой.
Защита корпуса была принесена в жертву интересам скорости и дальности плавания. Крейсер имел только 46-мм. броневой пояс и 50-мм. палубу из стали CNC. По мнению конструкторов пояс и палуба могли защитить крейсер от попаданий 155-мм.снарядов и разрывов 250-кг. авиационных бомб. Машинно-котельные отделения были прикрыты 30-мм. и 60-мм. броневыми плитами из той же стали CNC.
В качестве авиационного вооружения было предусмотрено размещение шести морских разведывательных гидросамолетов типа "14". Созданные фирмой "Kawanishi" они представляли собой трехместные поплавковые (один поплавок) машины, получившие официальное обозначение "Е.151.КГ" ("Shiun"). По требованиям флота самолет должен был развивать скорость почти на 110 км.в час большую, чем созданные раньше его предшественники. Это требование было выполнено только частично: на испытаниях новый разведчик показал наибольшую скорость 468,5 км. в час против 448 км. в час у созданного перед ним "Е. 16.1 A" ("Zui-un"). В условиях войны Япония не смогла наладить серийное производство этого самолета и после изготовления 15 машин работы по этой программе свернули. Поскольку новому самолету требовалась высокая взлетная скорость - около 150 км. в час, а стандартная корабельная катапульта обеспечить ее не могла, японцы сконструировали и установили на крейсере новую 45-метровую катапульту типа "10". Она позволяла производить старт каждого самолета с интервалом в 4 минуты.
ТРЕХОРУДИЙНАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА КРЕЙСЕРА "MOGAMI" С ТРЕМЯ 60-КАЛИБЕРНЫМИ 155-ММ. ОРУДИЯМИ (НА "OYODO" БЫЛИ УСТАНОВЛЕНЫ ОРУДИЙНЫЕ БАШНИ, ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПО КОНСТРУКЦИИ. )
Принято на вооружение ........... 1941 год
Калибр ........................... 155 мм.
Длина ствола ................. 60 калибров
Длина ствола ..................... 9300 мм.
Вес снаряда ...................... 55,9 кг.
Вес заряда ....................... 14,0 кг.
Начальная скорость снаряда ..... 920 м/сек.
Дальность стрельбы ................. 27 км.
Скорострельность ............ 7 выстр./мин.
Вес вращающейся части башни ...... 170 тонн
Диаметр барбета .......:........... 5,03 м.
База башенного дальномера ............ 8 м
Угол возвышения орудий ......... + 75 град.
Угол снижения орудий ........... -10 град.
Толщина лобовых броневых плит....... 25 мм.
Толщина боковых и задних плит ...... 25 мм.
Толщина плит крыши ................. 25 мм
СПАРЕННАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА КРЕЙСЕРА "OYODO" С ДВУМЯ 65-КАЛИБЕРНЫМИ 100-ММ. ОРУДИЯМИ
Принято на вооружение ........... 1941 год
Калибр ........................... 100 мм.
Длина ствола ................. 65 калибров
Длина ствола ..................... 6435 мм.
Вес снаряда ...................... 15,1 кг.
Начальная скорость снаряда ..... 900 м/сек.
Дальность стрельбы ............... 16,7 км.
Досягаемость по высоте ............. 12 км.
Досягаемость по высоте эффективная . 11 км.
Скорострельность ........... 15 выстр./мин.
Диаметр барбета ................... 4,20 м.
Угол возвышения орудий ......... + 90 град.
Угол снижения орудий ............ - 6 град.
Толщина лобовых броневых плит ....... 5 мм.
Толщина боковых и задних плит ....... 2 мм
"OYODO" В СТРОЮ ИМПЕРАТОРСКОГО ФЛОТА.
Ко второй половине 1943 года стало ясно, что по прямому назначению - флагмана флотилии подводных лодок - "Oyodo" использовать не придется, а следовательно излишней обузой для корабля стала и шестерка "Shiun". Осенью того же года крейсер прибыл на военно-морскую верфь в Йокосуке для переоборудования. Так как "Oyodo" изначально был построен в качестве корабля-флагмана, командование решило использовать его в качестве штабного корабля Объединенного императорского флота. На крейсере было установлено дополнительное вооружение и оборудование. В начале 1944 года реконструкция была закончена. 45-метровая катапульта была демонтирована, а вместо нее была установлена обычная 25-метровая катапульта типа "5". Вместо шести самолетов "Shiun" крейсер получил только два более старых самолета "Zui-un". Освободившийся ангар приспособили для других целей - размещения штабных помещений, многочисленного радиотехнического и иного оборудования. В кормовой части оборудовали две дополнительные платформы для строенных 25-мм. зенитных автоматов. Такие же платформы установили на палубе позади ангара и на втором ярусе носовой надстройки. Кроме того, заменили спаренные 25-мм. автоматы на строенные. По всей палубе корабля распределили еще двенадцать одинарных 25-мм. автоматов. На носовой надстройке установили антенну радарной станции типа "21", а побортно от нее - радарные станции типа "22". На фок-мачте установили антенну от радара типа "13". *
Дислокация "Oyodo" на завершающем этапе войны.
01.04.1943 - 25.02.1944 - 3-й флот
25.02.1944 - 01.04.1944 - Объединенный флот
01.04.1944 - 15.11.1944 - Флагманский корабль Объединенного флота
15.11.1944 - 01.01.1945 - 2-й флот
01.01.1945 - 05.02.1945 - 5-я дивизия крейсеров юго-западного флота "Haguro", "Oyodo", "Myoko", "Takao", "Kumano")
05.02.1945 - 10.02.1945 - 5-я дивизия крейсеров 10-й диверсионной группы ("Haguro", "Oyodo","Ashigara")
15.02.1945 - 01.03.1945 - 4-я дивизия авианосцев Объединенного флота
С 01.03.1945 - Стоянка в Куре до потопления.
С 1 марта 1945 года "Oyodo" отстаивался на якоре в военно-морской базе Куре. Вечером 18 марта по базе была объявлена воздушная тревога, а вскоре начались атаки американской авиации с авианосцев 58-го оперативного авианосного соединения. Атаки следовали одна за другой в течение всей ночи, и отбой прозвучал только утром 19-го. Когда последние американские самолеты скрылись за горизонтом в базе не было ни одного корабля, который не получил бы повреждений. Наиболее сильно пострадали линкоры "Hyuga" и "Ise", на которых возникли сильные пожары. Авианосец "Ryuho" горел весь день. Незначительные повреждения от близких разрывов бомб имели авианосцы "Amagi" и "Katsuragi", эскортный авианосец "Kaiyo" и линейные корабли "Yamato" и "Haruna". Три прямых попадания 227-кг. авиабомбами получил и "Oyodo". На крейсере возник пожар, от многочисленных близких разрывов бомб нарушилась прочность обшивки корпуса с правого борта. Внутрь крейсера поступило достаточно много воды, и он накренился на правый борт. Турбины и котлы вышли из строя. Аварийные партии сравнительно быстро остановили распространение огня, а вскоре с помощью подошедших портовых катеров пожар полностью ликвидировали. После этого "Oyodo" отбуксировали и поставили в док N.3 для последующего ремонта, основные повреждения устранили в течение недели. Воду из внутренних помещений откачали, а поврежденную обшивку корпуса восстановили. В результате крейсер получил возможность поддерживать 12-узловый ход. О капитальном ремонте нечего было и думать - все производственные возможности Японии были выведены из строя. "Oyodo" был уведен в Этоуин (восточная морская гавань Куре - Edauchi?) и ошвартовался к причальной стенке. 24 июля 1945 года во время первого "звездного" дневного налета американской авиации крейсер атаковало около 50 самолетов, которые добились пяти прямых попаданий. Кроме них, множество бомб разорвалось рядом с бортом. "Oyodo" вновь получил крен на правый борт. 28 июля последовал новый "звездный" налет и почти четыре десятка самолетов вновь избрали крейсер объектом для атаки. В корабль попало четыре бомбы, он опрокинулся на правый борт и лег на грунт, причем левый борт остался над водой. В 1947 году крейсер подняли и передали для разборки на металл в Куре (сухой док фирмы "Харима" - бывшая верфь флота).
* Все антенны радаров установлены в июле 1944 года, по информации сайта www.star-games.com/exhibits/japaneseradar/japan...
Печуконис Н.И., Аликин А.Б. Лёгкий крейсер японского императорского флота "Oyodo"//Бриз.- 1995.- №5.
В 1936 году японский флот начал разработки по "Программе пополнения корабельного состава 1939 года". Предварительные варианты программы были окончательно сформированы 27 ноября 1937 года. Дальнейшие работы над программой, получившей условное название "Maruyon Programm", были продолжены с 21 июля 1938 года, и уже в том же году на выполнение программы были выделены запрошенные денежные средства. В следующем, 1939 году, Программа была подтверждена Парламентом Японии. Согласно программе, в течение шести лет - с 1939 года по 1944 год - предусматривалась постройка 83 боевых кораблей, а также резкое усиление и обучение летного состава авианосных сил флота, на что выделялось 1.205.800 тысяч иен. Однако, уже в самом начале осуществления этой Программы, в нее начали вносить изменения в сторону сокращения числа строящихся кораблей: рост финансовых расходов при постройке линейных кораблей типа "Yamato" со строительными номерами Nr.110 (будущий "Shinano", достроенный как авианосец) и Nr.111 (заложен на военно-морской верфи в Куре 7 ноября 1940 года, прекращен строительством в 1942 году и вскоре разобран на стапеле) привел к тому, что японцы были вынуждены отказаться от реализации строительных заказов Nr.128, 129 и 153. Таким образом, Программа была сокращена до 80 кораблей. Позже отказались от постройки еще двух единиц, продолжая работы только по 78 кораблям.
читать дальше
"Agano" (Nr.132), "Noshiro" (Nr.133), "Yahagi" (Nr.134), "Sakawa" (Nr.135) и "Oyodo" (Nr.136) стали последними из построенных японских крейсеров. В более поздних кораблестроительных программах разрабатывались планы строительства двух линейных крейсеров типа "Super А", четырех крейсеров типа "А" (тяжелые крейсера), пяти крейсеров типa "В" (легкие крейсера) и четырех малых легких крейсеров, однако лишь единицы из них были заложены, но не достроены, а к постройке остальных даже не приступали.
КРЕЙСЕРА В ЯПОНСКИХ КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ.
"MARUSHIN-PROGRAMM".
"Marushin-Programm" - Программа пополнения корабельного состава во время войны. Утверждена парламентом в сентябре 1941 года. По выделяемой смете планировалось к 1942-1943 годам построить 326 кораблей и судов различных классов. Реально строились по этой программе два тяжелых крейсера.
Тяжелый крейсер проекта "С-46" представлял собой усовершенствованный крейсер типа "Suzuya" стандартным водоизмещением 12.200 тонн. Головной крейсер "Ibuki" (строительный номер Nr.300). После спуска на воду 21 мая 1943 года был отбуксирован из Куре на верфь в Сасебо для достройки его в качестве авианосца. 16 марта 1945 года при 80 % готовности строительство крейсера прекратилось. Второй крейсер (строительный номер Nr.301, название присвоено не было), заложенный 1 июня 1942 года, был прекращен постройкой уже в следующем месяце. Уже установленные на стапеле конструкции были разобраны.
"MARUGO-PROGRAMM".
"Marugo-Programm" - Пятая Программа пополнения флота 1942 года. Утверждена парламентом в октябре 1941 года. В соответствии с выделенными 19 июня 1941 года ассигнованиями планировалось построить в 1942-1948 годах 159 кораблей общим тоннажем 650.000 тонн. Из-за начавшейся войны осуществление Программы 1 апреля 1942 года было, приостановлено, а вскоре после поражения японцев у Мидуэя Программу отменили вообще.
В соответствии с программой предполагалось построить два линейных крейсера проекта "В-65" со строительными номерами Nr.795 и Nr.796. Стандартное водоизмещение составляло 33.000 тонн, главный калибр - 305 мм. Ориентировочная стоимость кораблей предполагалась 43.593.100 иен.
Пять легких крейсеров класса "В" со строительными номерами от Nr.810 до Nr.814 имели стандартное водоизмещение 8500 тонн, 155-мм главный калибр и скорость 37,5 узлов. Ориентировочная стоимость программы их строительства составляла 47.514.000 иен.
Малые легкие крейсеры ПВО, вооруженные 100-мм. орудиями универсального огня, стандартным водоизмещением по 5800 тонн получили строительные номера от Nr.815 до Nr.818. Их строительство обошлось бы казне в 36.183.000 иен.
"MOD. MARUGO-PROGRAMM".
Эта программа стала результатом обобщения первого полученного опыта войны. Она была предложена на утверждение 30 июля 1942 года. Предусматривалась смета на новое кораблестроение на отчетные 1943/44 и 1944/ 45 годы. Программа включала 413 различных кораблей, часть из которых перешла из базовой программы "Marugo-Programm". Однако от постройки 338 единиц отказались буквально сразу же. В их число попали и два тяжелых крейсера класса "А" проекта "С-44", получивших строительные номера Nr.5037 и Nr.5038 со стандартным водоизмещением 8520 тонн. К их постройке так и не приступали.
В дополнение к указанным данным можно сказать еще, что в 1941 году командованием японского флота было проведено обсуждение "6-й Программы пополнения флота". Результатом этого стал вопрос о включении в Программу постройку четырех линейных крейсеров, близких по техническим данным к проекту "В-65" (Nr.795 и Nr.796). Этот документ, однако, состоялся лишь на этапе исследований и дальнейшего развития не получил.
Из приведенных таблиц видно, что в окончательном виде в отношении крейсеров "Maryon-Programm" представлена двумя типами кораблей. Первый - четыре крейсера типа "Aganо" и другой - два крейсера типа "Oyodo". Корабли первого типа строились для службы в качестве флагманских кораблей флотилий эскадренных миноносцев, по существу представляя собой командные пункты соединений миноносных кораблей. Крейсеры типа "Oyodo" предназначались на ту же роль - как флагманы соединений подводных лодок. Второй корабль типа "Oyodo", получивший наименование "Niyodo" (В некоторых изданиях этот крейсер назван "Nyoyodo", но, по мнению автора статьи, это наименование не верно и, к тому же, не подтверждается документами), был исключен из программы еще до начала постройки. Поэтому тип крейсеров "Oyodo" оказался представлен в японском флоте в единственном корабле.
ЯПОНСКИЕ КРЕЙСЕРА ПРОГРАММЫ 1939 ГОДА.
"Agano" - казенная верфь в Сасебо
"Noshiro" - казенная верфь в Йокосуке
"Yahagi" - казенная верфь Сасебо
"Sakawa" - казенная верфь в Сасебо
"Agano" - 1940 - 22.10.1941 - 31.10.1942
"Noshiro" - 1941 - 19.07.1942 - 30.06.1943
"Yahagi" - 1941 - 25.10.1942 - 29.12.1943
"Sakawa" - 1942 - 09.04.1944 - 30.11.1944
Водоизмещение стандартное ........ 6652 ts
Водоизмещение полное ............. 7710 тм
Длина между перпендикулярами ... 162,00 м.
Длина наибольшая ............... 172,00 м.
Ширина наибольшая ............... 15,20 м.
Осадка ........................... 5,63м.
Броневая защита механизмов ........57 мм.
Броневая защита боевых погребов ...51 мм.
Броня палубы ......................19 мм.
Броня плит орудийных башен ........25 мм.
Механизмы ....... 4 турбозубчатых агрегата
Котлы ...................... 6 типа Kampon
Гребных винтов ...................... 4
Мощность механизмов .......... 100.000 SHP
Дальность плавания ........ 6300 (18) миль
Полная скорость ................. 35 узлов
6 152-мм./50-кал. орудий;
4 80-мм./65-кал. зенитных орудий;
32 25-мм. зенитных автомата;
с 1944 года: 46 25-мм. автоматов;
с марта 1944 года: 52 25-мм. автомата; с
июля 1944 года: 61 25-мм. автомат;
8 610-мм.торпедных аппарата;
16 глубинных бомб;
1 катапульта и 2 гидроплана.
ИСТОРИЯ КОРАБЛЕЙ
"Agano" - потоплен торпедами американской подводной лодки "Skate" ночью 16/17 февраля 1944 года в 160 милях севернее островов Трук.
"Noshiro" - потоплен утром 26 октября 1944 года у о. Миндоро американскими самолетами авианосцев "Hornet" и "Wasp".
"Yahagi" - потоплен днем 7 апреля 1945 года в 130 милях юго-западнее Кагосимы самолетами американского авианосного соединения "TF.58". Крейсер шел к Окинаве, в составе соединения линкора "Yamato".
"Sakawa" - после капитуляции Японии крейсер в августе 1945 года в Майдзуру передан американскому флоту как трофей. Использован как опытный корабль во время американских испытаний ядерного взрыва у атола Бикини; 1 июля 1946 года был тяжело поврежден от взрыва, а 2 июля 1946 года затонул.
"Oyodo" - казенная верфь в Куре
14.2.1941 - 2.4.1942 - 28.2.1943
"Niyodo" - не заложен, заказ аннулирован
Крейсера программы 1942 года:
Nr.810 - Nr.814 - не закладывались.
Водоизмещение стандартное ........ 8164 ts
Nr.810 - Nr.814 ............... 8500 ts
Водоизмещение полное ............. 9980 м.
Длина между перпендикулярами ... 180,00 м.
Длина наибольшая ............... 192,00 м.
Ширина наибольшая ............... 16,60 м.
Осадка ........................... 5,95 м.
Механизмы ....... 4 турбозубчатых агрегата
Котлы ..................... 6 типа Kampon Гребных винтов ........................ 4
Мощность механизмов .......... 110 430 SHP
Дальность плавания ...... 10.600 (18) миль
Полная скорость ................. 36 узлов
Nr.810 - Nr.814 ............ 37,5 узлов
6 155-мм./60-кал. орудий;
8 100-мм./65-кал. зенитных орудий;
12 25-мм. зенитных автомата;
с 1945 года: 52 25-мм. автоматов;
1 катапульта и 2 гидроплана (планировалось 6 самолетов).
ИСТОРИЯ КРЕЙСЕРА
"Oyodo" - в 1944 году перестроен на военно морской верфи в Йокосуке. Уменьшено авиационное вооружение. Ангар переоборудован для размещения штаба флота. 19 марта 1945 года тяжело поврежден в Куре самолетами американского авианосного соединения "TF.58". Частично отремонтирован. 28 июля 1945 года окончательно потоплен в гавани Edauchi (Куре) самолетами соединения "TF.38". 30 июня 1948 года сдан на разборку в Куре (верфь Harima).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПОСТРОЙКА КРЕЙСЕРА "OYODO".
Для выполнения данным крейсером задач в качестве флагмана соединений подводных лодок японское морское командование предъявило при проектировании к новому кораблю следующие требования:
- Максимальная дальность плавания в 10.000 миль 18-узловым ходом,
- Способность нести шесть скоростных разведывательных гидросамолетов и возможность быстро поднять их в воздух с помощью катапульты.
- Высокая оснащенность средствами связи.
Крейсер "Oyodo" был заложен 14 февраля 1941 года на военно-морской верфи в Куре. Через год с небольшим, 2 апреля 1942 года, он был спущен на воду. Передача флоту нового корабля состоялась 28 февраля 1943 года, после двух лет строительства.
Основные тактико-технические характеристики крейсера.
Водоизмещение стандартное ....... 8164 ts
Водоизмещение на испытаниях ..... 9980 тм
Длина максимальная ............ 192,00 м.
Длина по ватерлинии ........... 189,00 м.
Длина между перпендикулярами .. 180,00 м.
Ширина максимальная ............ 16,60 м.
Высота борта ................... 10,85 м.
Осадка .......................... 5,85 м.
Паротурбинная 4-вальная установка.
4 паровых турбины "Каnроn"
6 нефтяных котла "Каnроn"
Мощность установки .......... 110.000 SHP
Скорость ....................... 36 узлов
6 155-мм. орудий в двух 3-орудийных башнях
8 100-мм. универсальных орудий в четырех спаренных установках
12 25-мм. зенитных автоматов в шести 2-ствольных установках
6 гидросамолетов и 1 катапульта
Проектируя крейсер в качестве флагмана флотилии подводных лодок, японские конструкторы основное внимание уделили мореходности и повышению радиуса действия. Крейсер был построен по гладкопалубной схеме. Носовую оконечность сделали с более полными обводами, чем на прежних крейсерах, а для улучшения скоростных качеств форштевень оснастили бульбом. По мнению конструкторов именно такие обводы могли обеспечить наибольшую дальность плавания при 18-узловой скорости (соизмеримой со скоростью подводных лодок в надводном положении). Кормовая часть была отведена под размещение авиационного ангара и мощной катапульты, В связи с этим основную артиллерию - две 3-орудийные башни - расположил в носовой части, перед надстройкой.
Защита корпуса была принесена в жертву интересам скорости и дальности плавания. Крейсер имел только 46-мм. броневой пояс и 50-мм. палубу из стали CNC. По мнению конструкторов пояс и палуба могли защитить крейсер от попаданий 155-мм.снарядов и разрывов 250-кг. авиационных бомб. Машинно-котельные отделения были прикрыты 30-мм. и 60-мм. броневыми плитами из той же стали CNC.
В качестве авиационного вооружения было предусмотрено размещение шести морских разведывательных гидросамолетов типа "14". Созданные фирмой "Kawanishi" они представляли собой трехместные поплавковые (один поплавок) машины, получившие официальное обозначение "Е.151.КГ" ("Shiun"). По требованиям флота самолет должен был развивать скорость почти на 110 км.в час большую, чем созданные раньше его предшественники. Это требование было выполнено только частично: на испытаниях новый разведчик показал наибольшую скорость 468,5 км. в час против 448 км. в час у созданного перед ним "Е. 16.1 A" ("Zui-un"). В условиях войны Япония не смогла наладить серийное производство этого самолета и после изготовления 15 машин работы по этой программе свернули. Поскольку новому самолету требовалась высокая взлетная скорость - около 150 км. в час, а стандартная корабельная катапульта обеспечить ее не могла, японцы сконструировали и установили на крейсере новую 45-метровую катапульту типа "10". Она позволяла производить старт каждого самолета с интервалом в 4 минуты.
ТРЕХОРУДИЙНАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА КРЕЙСЕРА "MOGAMI" С ТРЕМЯ 60-КАЛИБЕРНЫМИ 155-ММ. ОРУДИЯМИ (НА "OYODO" БЫЛИ УСТАНОВЛЕНЫ ОРУДИЙНЫЕ БАШНИ, ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПО КОНСТРУКЦИИ. )
Принято на вооружение ........... 1941 год
Калибр ........................... 155 мм.
Длина ствола ................. 60 калибров
Длина ствола ..................... 9300 мм.
Вес снаряда ...................... 55,9 кг.
Вес заряда ....................... 14,0 кг.
Начальная скорость снаряда ..... 920 м/сек.
Дальность стрельбы ................. 27 км.
Скорострельность ............ 7 выстр./мин.
Вес вращающейся части башни ...... 170 тонн
Диаметр барбета .......:........... 5,03 м.
База башенного дальномера ............ 8 м
Угол возвышения орудий ......... + 75 град.
Угол снижения орудий ........... -10 град.
Толщина лобовых броневых плит....... 25 мм.
Толщина боковых и задних плит ...... 25 мм.
Толщина плит крыши ................. 25 мм
СПАРЕННАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА КРЕЙСЕРА "OYODO" С ДВУМЯ 65-КАЛИБЕРНЫМИ 100-ММ. ОРУДИЯМИ
Принято на вооружение ........... 1941 год
Калибр ........................... 100 мм.
Длина ствола ................. 65 калибров
Длина ствола ..................... 6435 мм.
Вес снаряда ...................... 15,1 кг.
Начальная скорость снаряда ..... 900 м/сек.
Дальность стрельбы ............... 16,7 км.
Досягаемость по высоте ............. 12 км.
Досягаемость по высоте эффективная . 11 км.
Скорострельность ........... 15 выстр./мин.
Диаметр барбета ................... 4,20 м.
Угол возвышения орудий ......... + 90 град.
Угол снижения орудий ............ - 6 град.
Толщина лобовых броневых плит ....... 5 мм.
Толщина боковых и задних плит ....... 2 мм
"OYODO" В СТРОЮ ИМПЕРАТОРСКОГО ФЛОТА.
Ко второй половине 1943 года стало ясно, что по прямому назначению - флагмана флотилии подводных лодок - "Oyodo" использовать не придется, а следовательно излишней обузой для корабля стала и шестерка "Shiun". Осенью того же года крейсер прибыл на военно-морскую верфь в Йокосуке для переоборудования. Так как "Oyodo" изначально был построен в качестве корабля-флагмана, командование решило использовать его в качестве штабного корабля Объединенного императорского флота. На крейсере было установлено дополнительное вооружение и оборудование. В начале 1944 года реконструкция была закончена. 45-метровая катапульта была демонтирована, а вместо нее была установлена обычная 25-метровая катапульта типа "5". Вместо шести самолетов "Shiun" крейсер получил только два более старых самолета "Zui-un". Освободившийся ангар приспособили для других целей - размещения штабных помещений, многочисленного радиотехнического и иного оборудования. В кормовой части оборудовали две дополнительные платформы для строенных 25-мм. зенитных автоматов. Такие же платформы установили на палубе позади ангара и на втором ярусе носовой надстройки. Кроме того, заменили спаренные 25-мм. автоматы на строенные. По всей палубе корабля распределили еще двенадцать одинарных 25-мм. автоматов. На носовой надстройке установили антенну радарной станции типа "21", а побортно от нее - радарные станции типа "22". На фок-мачте установили антенну от радара типа "13". *
Дислокация "Oyodo" на завершающем этапе войны.
01.04.1943 - 25.02.1944 - 3-й флот
25.02.1944 - 01.04.1944 - Объединенный флот
01.04.1944 - 15.11.1944 - Флагманский корабль Объединенного флота
15.11.1944 - 01.01.1945 - 2-й флот
01.01.1945 - 05.02.1945 - 5-я дивизия крейсеров юго-западного флота "Haguro", "Oyodo", "Myoko", "Takao", "Kumano")
05.02.1945 - 10.02.1945 - 5-я дивизия крейсеров 10-й диверсионной группы ("Haguro", "Oyodo","Ashigara")
15.02.1945 - 01.03.1945 - 4-я дивизия авианосцев Объединенного флота
С 01.03.1945 - Стоянка в Куре до потопления.
С 1 марта 1945 года "Oyodo" отстаивался на якоре в военно-морской базе Куре. Вечером 18 марта по базе была объявлена воздушная тревога, а вскоре начались атаки американской авиации с авианосцев 58-го оперативного авианосного соединения. Атаки следовали одна за другой в течение всей ночи, и отбой прозвучал только утром 19-го. Когда последние американские самолеты скрылись за горизонтом в базе не было ни одного корабля, который не получил бы повреждений. Наиболее сильно пострадали линкоры "Hyuga" и "Ise", на которых возникли сильные пожары. Авианосец "Ryuho" горел весь день. Незначительные повреждения от близких разрывов бомб имели авианосцы "Amagi" и "Katsuragi", эскортный авианосец "Kaiyo" и линейные корабли "Yamato" и "Haruna". Три прямых попадания 227-кг. авиабомбами получил и "Oyodo". На крейсере возник пожар, от многочисленных близких разрывов бомб нарушилась прочность обшивки корпуса с правого борта. Внутрь крейсера поступило достаточно много воды, и он накренился на правый борт. Турбины и котлы вышли из строя. Аварийные партии сравнительно быстро остановили распространение огня, а вскоре с помощью подошедших портовых катеров пожар полностью ликвидировали. После этого "Oyodo" отбуксировали и поставили в док N.3 для последующего ремонта, основные повреждения устранили в течение недели. Воду из внутренних помещений откачали, а поврежденную обшивку корпуса восстановили. В результате крейсер получил возможность поддерживать 12-узловый ход. О капитальном ремонте нечего было и думать - все производственные возможности Японии были выведены из строя. "Oyodo" был уведен в Этоуин (восточная морская гавань Куре - Edauchi?) и ошвартовался к причальной стенке. 24 июля 1945 года во время первого "звездного" дневного налета американской авиации крейсер атаковало около 50 самолетов, которые добились пяти прямых попаданий. Кроме них, множество бомб разорвалось рядом с бортом. "Oyodo" вновь получил крен на правый борт. 28 июля последовал новый "звездный" налет и почти четыре десятка самолетов вновь избрали крейсер объектом для атаки. В корабль попало четыре бомбы, он опрокинулся на правый борт и лег на грунт, причем левый борт остался над водой. В 1947 году крейсер подняли и передали для разборки на металл в Куре (сухой док фирмы "Харима" - бывшая верфь флота).
* Все антенны радаров установлены в июле 1944 года, по информации сайта www.star-games.com/exhibits/japaneseradar/japan...
читать дальше