вариация из моей книги (требует дополнения и переработки) читать дальше 15 тыс. – 300 гг. днэ. Период дзёмон (неолит) – назван по типу керамики с «веревочным орнаментом». Подобная техника нанесения орнамента на глиняные сосуды использовалась в Африке (Сахара), Полинезии (Ново-Гибридские острова) и в некоторых других регионах, что позволяет говорить о ее местном происхождении, так как в непосредственной близости от Японского архипелага техника дзёмон не используется. В северной части архипелага начинает активно использоваться лук, следует отметить, что в японских хрониках упоминается об использовании айнами (эбису) отравленных стрел. В этот период происходит потепление и как следствие этого изменение климата, повышение влажности и формирование теплого Цусимского течения. Вследствие этих событий на территории архипелага исчезают крупные млекопитающие, что соответственно привело к сокращению привычной для употребления белковой массы и необходимость адаптации к новым условиям обитания, что привело к увеличению использования лука. В результате поднятия уровня океана в среднем на 2-3 метра формируется непосредственно сам архипелаг почти в том виде, каким мы знаем его сейчас (образовываются острова Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо). Из-за значительного сокращения территории пригодной для жизни, вероятно, происходит усиление борьбы за право обладания лучшими охотничьими угодьями и нерестовыми реками. К этому периоду относится усиление борьбы между «Тэнсон» и кумасо на Кюсю, идзумо и эбису на Хонсю с одной стороны и «Тэнсон» и идзумо с другой стороны. Возможно к этому же периоду относится и оттеснение коробоккуру айнами (эбису) на север Хонсю и Хоккайдо. К 4600 году до нашей эры относятся первые обнаруженные следы земледелия (гречиха), а следы возделывания проса обнаружены на рубеже 2 – 1 тысячелетия до нашей эры. Приблизительно к 1200 году до нашей эры от-носятся свидетельства возделывания суходольного риса в Северном Кюсю. Ранее считалось, что земледелие впервые появилось на Японском архипелаге только в период яёй, а в период дзёмон преобладало кочевое собирательство, что тоже оказалось неверным (кочевое собирательство), так как было обнаружено большое количество поселений длительное время находящихся на одном и том же месте. далее будет подборка материалов в тему
Википедия. читать дальше Пери́од Дзёмо́н (яп. 縄文時代 дзё:мон-дзидай?, букв. «эпоха верёвочного орнамента») — период истории Айнов и японской истории с 13 000 года до н. э. по 300 до н. э. Согласно археологической периодизации истории стран Запада период Дзёмон соответствует мезолиту и неолиту. Особенностями периода является начало использования жителями Японского архипелага керамических изделий с локализацией 5 000 лет до н. э. по 6 000 лет до н. э.
Большинство историков считают, что последняя ледниковая эпоха соединила японские острова с азиатской частью материка. Судя по археологическим находкам, в 35 — 30 тысячелетиях до н. э. человек разумный переселился на острова из восточной и юго-восточной части Азии и уже неплохо умел охотиться, на охоте использовать лук и стрелы, заниматься собирательством, речным и морским рыболовством и изготавливать различные каменные и костяные орудия труда и посуду из обожжёной глины. Были приручены собаки и одомашнены свиньи.
Каменные орудия труда, скопление жилищ, и человеческие окаменевшие останки этого периода встречались на всей территории островов Японии. Наибольшее количество памятников эпохи Дзёмон было найдено на северной территории острова Хонсю.[1] Кроме того, генетические исследования 1988 года указывают на восточноазиатское происхождение японцев.[2]
Распространение керамических изделий на территории Японии началось с северо-запада острова Кюсю. Для большей части глиняных изделий периода Дзёмон характерна круглая форма днища, изделия в основном небольшого размера. Начиная с самого начала эпохи Дзёмон выделяют два культурных ареала по типу керамики — юго-западный и северо-восточный. Именно северо-восточные керамические изделия имеют украшенные верёвочным орнаментом стенки.[3]
Название периода
Период Дзёмон получил название от термина «дзёмон» (дословно — «след от верёвки»), так называют технику украшения глиняной посуды и фигурок догу шнуровым орнаментом, получившую распространение в этот период. Японское слово было использовано для перевода словосочетания Cord Marked Pottery, которым воспользовался один из первых исследователей неолитической культуры Японии Эдвард Морс в 1879 году[3] для описания керамики со стоянки Омори. До Второй мировой войны для названия периода Дзёмон также использовался эквивалентный термин «каменный век».
Периодизация
Хронология периода Дзёмон базируется на типах керамики этого периода. В 1937 году японский археолог Яманути Сугао выделил пять основных классов керамических изделий, относящихся к этому историческому периоду. В настоящее время рассматривается около 50 типов керамики этой эпохи.[3]
Выделяют пять основных периодов в пределах эпохи Дзёмон: прото Дзёмон (или самый ранний Дзёмон, Со-ки, VIII—V тысячелетие до н. э.), ранний Дзёмон (Дзэн-ки, IV тысячелетие до н. э.), средний Дзёмон (Тю-ки, III тысячелетие до н. э.), поздний Дзёмон (Ко-ки, II тысячелетие до н. э.) и заключительный Дзёмон (или самый поздний Дзёмон, Бан-ки, первая половина I тысячелетия до н. э.).[1]
Найденные образцы древней японской посуды из обожжёной глины считаются первыми образцами керамической посуды в мире. Самые ранние образцы японской керамики датируют 13 тысячелетием до н. э.[3] Возраст этих изделий был определён с помощью радиоуглеродного анализа. Керамика раннего и среднего периода использовалась для приготовления и хранения пищи, запасов воды.
Более поздние образцы глиняных изделий имеют сложные и украшенные узорами ободки
Примечания 1. 1 2 Киддер Дж. Э. Япония до буддизма: Острова, заселённые богами = Japan before Buddhism. — Москва: ЗАО «Центрполиграф», 2003. — С. 12, 26. — 286 с. — (Загадки древних цивилизаций). — 7 000 экз. — ISBN 5-9524-0452-9 2. Characteristics of Mongoloid and neighboring populations based on the genetic markers of human immunoglobulins.(англ.) 3. 1 2 3 4 История Японии / А. Е. Жуков. — М.: Институт востоковедения РАН, 1998. — Т. 1: С древнейших времён до 1868 г.. — С. 30-32. — 659 с. — ISBN 5-8928-2-107-2
Литература Habu, Junko Ancient Jomon of Japan. — Cambridge Academ, 2004. — 348 p. — ISBN 0-521-77213-3
Kobayashi, Tatsuo Jomon Reflections: Forager Life and Culture in the Prehistoric Japanese Archipelago. — Oxbow Books, 2004. — 240 p. — ISBN 978-1-84217-088-5
Дзёмон: «эпоха верёвочного узора» читать дальше Период Дзёмон (Дзёмон дзидай, Jōmon-jidai, 縄文時代 – период в японской истории примерно с 13-14 тысячелетия до н.э. [1] до 400 г. до н.э.
Есть специалисты, считающие, что период Дзёмон длился с 10000 до 300 гг. до н.э., есть и те, кто уверен, что период с 20000 до 4500 гг. до н.э. был «догончарным», таким образом, получается, что керамические изделия, которые в наше время находят археологи, были изготовлены в период с 4500 до 200 гг. до н.э. Расхождения подобного рода означают всего лишь, что гончарное мастерство распространялось по территории страны неравномерно и понадобилось несколько сотен, а быть может и тысяч, лет, прежде чем подобные навыки распределились более-менее равномерно.
Термин «дзёмон» дословно означает «след от верёвки» - таким образом, период в истории получил наименование по названию техники украшения глиняной посуды и фигурок шнуровым орнаментом [1].
Этапы периода Дзёмон читать дальше 1. Прото-Дзёмон (Самый ранний Дзёмон; Со-ки) – 8-5 тыс. лет до н.э.; 2. Ранний Дзёмон (Дзен-ки) – 4 тыс. лет до н.э.; 3. Средний Дзёмон (Тю-ки) – 3 тыс. лет до н.э.; 4. Поздний Дзёмон (Ко-ки) – 2 тыс. лет до н.э.; 5. Заключительный Дзёмон (Самый поздний Дзёмон; Бан-ки) – первая половина первого тысячелетия до н.э. [6]
Прото-Дзёмон и Ранний Дзёмон читать дальше По заявлениям учёных, люди эпохи Дзёмон создали одни из первых в мире керамических изделий, известных как «керамика дзёмон» («дзёмон доки», «jomon doki», где «дзё» - верёвка, «мон» - узор, а «доки» - гончарные изделия). Древность этих изделий была определена с помощью радиоуглеродного анализа, который показал, что они были изготовлены приблизительно в 14-м тысячелетии до н.э. [1], [2], [5].
Археолог Дзюнко Хабу (Junko Habu) утверждает, что «большинство японских учёных считали, и до сих пор считают, что гончарное мастерство впервые появилось на материковой части Азии, а затем было принесено на Японский архипелаг», и поясняет, что «ряд раскопок в бассейне реки Амур в 1980-х и 1990-х гг. показал, что керамика в этом регионе того же возраста, если не старше, чем керамика пещеры Фукуи» [1].
Изделия эпохи Дзёмон, дошедшие до наших дней, в частности, это горшки небольшого размера, в которых готовили и хранили пищу, украшались орнаментом, похожим на след от верёвки. Также люди того времени изготавливали глиняные фигурки и сосуды, украшаемые как верёвочными узорами, так и при помощи палочек [1].
Неолитические черты читать дальше Производство керамики, как правило, подразумевает определённую форму оседлого образа жизни, поскольку керамика сама по себе довольно хрупкая и в целом бесполезна для охотников-собирателей, постоянно находившихся в движении. Таким образом, дзёмондзин – люди эпохи Дзёмон – были одними из первых людей во всём мире, ведших оседлый – или, по меньшей мере, полуоседлый – образ жизни.
Они использовали обтёсанные каменные инструменты, отшлифованные каменные инструменты, умели пользоваться ловушками и луками и, по всей видимости, были довольно умелыми охотниками и рыбаками, ловившими добычу не только на мелководье, но и на глубине. Дзёмондзин практиковали рудиментарные формы сельского хозяйства и жили в пещерах, а затем стали селиться группами в неглубоких землянках или строили наземные дома, что дало богатую пищу для современных археологических исследований [4].
Перемещение народов читать дальше Генетическое картирование Кавалли-Сфорца показало, что в эпоху Дзёмон имело место очередное расселение народов, перемещавшихся из Азии по направлению к Японскому архипелагу, что является третьим наиболее важным генетическим перемещением в Восточной Азии – после Великого расселения с африканского континента и переселения с Северной Сибири. Эти исследования также позволяют предположить, что перемещения в эпоху Дзёмон могли также достичь Америки [6]
В период Раннего и Среднего Дзёмона произошло резкое увеличение численности населения, о чём свидетельствует ряд раскопок того периода. В означенные два периода температура на планете была в среднем на несколько градусов выше, чем сейчас, уровень морей также был выше на 5-6 м, чем сейчас [2].
К концу периода Дзёмон на территорию нынешней Японии пришла новая волна переселенцев с материка, они принесли с собой новые технологии – возделывание риса и обработку металлов [3]. На протяжении некоторого времени «пришельцы» соседствовали с дзёмондзин, что привело к появлению сложной системы рисоводства и первому госконтролю.
Также множество элементов японской культуры предположительно появились в это время и отражают смешанную миграцию из северной части Азиатского континента и южных районов Тихого океана. В число этих элементов входят: синтоистская мифология, брачные обычаи, архитектурные стили и такие технологические изменения, как металлические изделия, изготовление стекла, появление текстиля, пластинчатых луков и лаковых изделий. Учитывая такие нововведения, можно сказать, что культура Дзёмон полностью сменилась новой культурой – культурой периода Яёй.
Список используемых источников:читать дальше 1. Habu Junko «Ancient Jomon of Japan», Cambridge University Press. ISBN 78-0521776707. 2. Keiji Imamura «Prehistoric Japan». 3. Early Jomon sub-period. 4. Early Jomon hamlet found. 5. Cavalli-Sforza «The History and Geography of Human Genes». 6. Киддер Дж. Э. «Япония до буддизма: Острова, заселённые богами». — Москва: ЗАО «Центрполиграф», 2003.
Кальчева Анастасия для Fushigi Nippon - Загадочная Япония // История Японии
Дзёмон читать дальше Цивилизация Дзёмон была открыта в конце прошлого века (XIX в. — Ред.) американцем Е.-С. Морсом, который первым нашел в Японии раковинную кучу (кайдзука). часто эти нагромождения раковин можно заметить с самолета по беловатой окраске, которую они придают поверхности земли. В действительности это прозаические кучи мусора, останки моллюсков, которые тогда были основной пищей людей. Эти остатки сначала накапливались позади жилищ, занимая естественные углубления почвы. С течением времени кайдзука в итоге сама определила рельеф почвы; один из прекрасных примеров находится в Кайдзори (Сиба-кэн), где раковинная насыпь огибала подковой всю деревню. Слой земли над мусорной свалкой служил фундаментом для новых сооружений, так были обнаружены остатки хижин на самой груде раковин. Эти груды обломков, которые требуют осторожности при раскопках (и тем более при истолковании данных), составляют неисчерпаемый источник сведений о жизни далеких предков современных японцев, полной приключений.
Архипелаг изобиловал дичью: кабаны, олени, барсуки, лисы, обезьяны, птицы обеспечивали разнообразие в пище. К дичи добавлялись дары моря — моллюски, а также богатый улов (рыбу ловили на удочку, сетью или с помощью гарпуна). Улов составляли дорады, тунец, бары, макрели, мулеты, киты, тюлени. На этих широтах, после того как наступали и отступали льды в ледниковый период (периодизация которого для Дальневосточной Азии является одной из наиболее сложных), изменялся и животный мир. Люди стремились жить в тех местах, где имелись наилучшие условия для охоты и рыбной ловли. Такие благоприятные места в изобилии имеются в Японии.
Ландшафт эпохи Дзёмон часто включал приветливую бухточку, а сами поселения Дзёмон располагались на узкой прибрежной полосе у подножия низких изломанных холмов, покрытых зарослями кустарника и защищавших деревни от ветров. Подобные поселения встречались столь часто, что простой ориентир — наличие кайдзуки — сегодня позволяет определить во многих случаях древние следы обитания человека на японском побережье.
Жилища были наполовину вырыты в земле. Более или менее глубокую яму квадратной или круглой формы покрывала крыша из веток, опиравшаяся на столбы, и, без сомнения, в крыше имелось отверстие, через которое уходил дым очага. Благоприятные природные условия способствовали возникновению общества. Постепенно начинается захоронение мертвых. Первоначально их укладывали в позе, напоминающей позу ребенка в утробе матери, посреди мусорной кучи, поскольку кальций, входивший в состав раковин, замедлял разложение тела. Затем для погребения стали использовать глиняные кувшины, сначала для погребения умерших детей, а позднее костей взрослых. С развитием ремесел научились делать сосуды больших размеров. Внимание, с которым относились к погребению, свидетельствует о зарождении религиозного чувства, что подтверждают и другие археологические находки: фигурки из обожженной глины (догу), представляющие женские образы плодовитости, камни, поставленные вертикально, и длинные палки (секибе), которые представляли аналогичное мужское начало; круглые фигурки с выпученными глазами, человеческие кости, покрытые резьбой.
Маски из терракоты (домэн) с шаровидными и прорезанными глазами часто встречаются в позднем периоде Дзёмон. Маска представляет собой круглое лицо и украшена волютами, находящимися на поверхности с веревочным орнаментом. Такие маски — распространенный тип в Тохоку в последний период Дзёмон. Две маленькие дырочки, пробитые с каждой стороны бровей, указывают на то, что предмет использовался как подвеска. Хотя до нас дошли только копии из терракоты, можно предполагать, что цивилизации конца эпохи Дзёмон, по-видимому, ввели широкое употребление масок из кожи или деревянных.
Сама эпоха Дзёмон и полуоседлая жизнь людей той эпохи, охотников и рыболовов, оставила по себе мало свидетельств, за исключением керамики, изготовленной вручную, без применения гончарного круга и украшенной так называемым веревочным орнаментом (дзёмон), которая позволяет определить культуру Японии, предшествовавшую эпохе бронзы. Появление бронзы произошло одновременно с появлением гончарного круга.
Открытия (1960—1964) в местности Фукун (Нагасаки-кэн) позволяют представить стратиграфически законченную классификацию постепенных изменений от эпипалеолитической эпохи с богатым развитием микролитов до неолита, характерного богатством керамики. Первоначально это были грубые сосуды с дном конической формы. Изменение декора, формы и объема позволяет разделить эпоху Дзёмон на пять периодов. Основание керамических сосудов округляется и становится более плоским, меняется декор поверхности, горловина расширяется и украшена большими выступами, так что напоминает современному взгляду барочные вазы. Простота поздних форм только увеличивала их разнообразие и практическое применение.
Позднее новые образцы керамики появились под влиянием изысканных бронзовых китайских изделий. Для украшения керамической поверхности использовались ритмизованные веревочные орнаменты, достигаемые вдавливанием по сырой глине, наблюдается стремление воспроизвести геометрический орнамент и даже интерпретация богатого орнамента металлических изделий, созданных на континенте.
Недавние открытия позволяют утверждать, что в конце эпохи Дзёмон, то есть около середины I тысячелетия до нашей эры, в Японии постепенно распространялась практика богарного земледелия в качестве вспомогательного ресурса, способствующего относительному переходу общин к оседлости.
Керамика Дзёмон читать дальше Сам термин "веревочная керамика" впервые был употреблен Э. Морсом в 1879 г. Однако полное признание он получил в 1937 г., когда японский археолог Яманоути Сугао выделил пять характерных для этого периода хронологически последовательных типов керамики. Начиная с этого времени вся хронология периода Дзёмон стала строиться на типологии керамики, которая к настоящему времени разработана чрезвычайно подробно (выделяется около пятидесяти только "основных" её типов).
Если следовать наиболее общей схеме эволюции керамики Дзёмон, то в начале периода на сосуд наносился вертикальный узор путем наложения на сырую глину отдельных нитей растительного волокна; затем волокна стали сплетаться, узор наносился горизонтальными полосами в виде "ёлочки". Средний Дзёмон характеризуется диагональным узором, в позднем превалирует геометрический узор с разнонаправленным расположением веревочных отпечатков. Обжиг осуществлялся в ямах, на дне которых разводился костер. Температура обжига составляла всего 600-800° градусов, в связи с чем эти сосуды страдали повышенной хрупкостью.
Похожая техника нанесения орнамента на глиняные сосуды использовалась в Африке (Сахара), Полинезии (Ново-Гебридские о-ва) и в некоторых других регионах. Однако в непосредственной близости от Японии подобная технология не использовалась, что позволяет говорить о её местном происхождении. К тому же в других местах "веревочный орнамент" обычно наносился прикладыванием веревки или обмотанной веревкой палочки к поверхности изделия, а в Японии — в результате вращения тех же инструментов вокруг тулова сосуда.
Помимо "классического" веревочного узора существует также немало видов керамики, узор на которую наносился бамбуковой палкой или же пальцами. Почти вся керамика Дзёмон (особенно раннего и среднего) имела утилитарное назначение. Она использовалась для варки пищи и хранения пищевых запасов и воды. Считается, что сосуды с низкотемпературным обжигом среднего Дзёмон теряли за ночь около 10% налитой в них жидкости. В конце Дзёмон эти показатели улучшились за счет покрытия поверхностей сосудов красной охрой, лощения и несколько лучшего обжига.
Ценителям искусства культура Дзёмон известна прежде всего по блистательным в своей экспрессии сосудам культового предназначения со "змеиными" мотивами и пластическими изображениями голов животных, относящимся к позднему периоду.
В датировках периода Дзёмон существует определенный разнобой связанный со спорами об абсолютном возрасте первых образцов керамики. Так, согласно результатам радиоуглеродного анализа, наиболее ранние образцы фрагментов японской керамики имеют возраст 13 тыс. лет, что делает японскую керамику самой древней в мире (в Китае — 10 тыс. лет). Это, однако, весьма маловероятно. Видимо, дело просто в лучшей по сравнению с другими ареалами изученности этого периода в Японии. В то время имелись весьма тесные контакты с материком, что делало возможным заимствование оттуда передовых технологий. Во всяком случае, распространение керамики на Японских о-вах началось с северо-западного Кюсю, т. е. с территории, наиболее подверженной континентальному влиянию.
Исходя из типологии керамики, Территорию Японского архипелага с начала периода Дземон можно подразделить на два крупных культурных ареала, в общем совпадающих с границами природных зон: юго-западный (орнамент наносился с помощью ногтей) и северно-восточный (веревочный орнамент). Граница между ними проходит примерно в районе современного Токио, где эти виды керамики накладываются друг на друга. Такая регионализация в культурной сфере в самом общем виде сохранились на протяжении практически всей истории Японии, принимая в зависимости от эпохи различные формы. При этом наиболее фундаментальным оставалось членение архипелага на северо-восток и юго-запад (или, Согласно японскому географическому делению — на "Восточную Японию" и "Западную Японию").
Некоторые ученые считают, что керамика как таковая не может служить надежным индикатором важных социальных и культурных перемен и предлагают соотносить начало периода Дзёмон с появлением "раковинных куч" (т. е. помоек древнего человека). Эта точка зрения выглядит обоснованной в свете особенностей последующего развития: культуры обитателей архипелага. Если в Китае появление керамики послужило одной из ступеней перехода к земледелию, то в Японии возникновение гончарного производства и переход к производящему типу хозяйства отстояли друг от друга примерно на 12 тыс. лет. Таким образом, производство керамики в Японии периода Дзёмон обеспечивало потребности доземледельческого уклада; Поэтому широко распространенное соотнесение периода Дземон с неолитом носит относительный характер, поскольку для "классического" неолита характерен переход к производящему типу хозяйства.
По-видимому, начало гончарного производства является не более, чем следствием принципиальных изменений в общем типе хозяйственной адаптации древнего человека к изменившимся условиям обитания. Иными словами, термин "Дзёмон", появившийся в результате того, что в основу археологической периодизации была положена типология керамических сосудов, носит во многом случайный характер и мало говорит об основных хозяйственных и культурных характеристиках периода. Вместе с тем, начало производства и применения керамики знаменовало собой важный этап эволюции образа жизни древнего человека, поскольку расширило возможности по хранению продуктов и изменило характер питания. Значительная часть пищи стала употребляться в вареном виде, что должно было сказаться на продолжительности жизни человека Дземон из-за уменьшения опасности инфекции и паразитарного заражения.
В последние годы акцент в исследованиях, касающихся периода Дзёмон, стал смещаться с разработки типологии керамики на вопросы её использования, а также на изучение роли керамики и каменных орудий в антропогенной организации среды обитания в общем контексте культуры.
Поселения периода Дзёмон читать дальше Одним из важных социальных последствий начала морского промысла в период Дзёмон было появление поселений на морском побережье, ранее практически отсутствовавших. Причем рыбацкие поселения, не будучи столь многочисленными, как удаленные от моря демонстрировали абсолютное превосходство по концентраций населения: если поселения охотников-собирателей (в основном, в горных районах) состояли из 4-5 жилищ площадью по 5-15 кв. м, то прибрежные насчитывали по несколько десятков жилищ, причём площадь некоторых из них составляла от 20 до 40 Кв. м. Это означало, что население горных районов мигрировало в долины, все больше концентрируясь в прибрежных районах. Одновременно начали складываться отличные друг от друга субкультуры жителей побережья и внутренних областей архипелага.
За последнее время было раскопано несколько значительных поселений периода Дзёмон. В наиболее крупном из них находилось до 400 жилищ (использовались в разное время на протяжении жизни нескольких поколений). Они располагались по окружности вокруг центральной "площади".
В одних и тех же поселениях имелись жилища различных типов. План жилища представляет собой прямоугольник или чаще круг диаметром в 4-5 м. Пол, заглубленный на глубину от 50 см до 1 м, иногда покрыт каменным настилом, однако более обычным был земляной пол. В центре жилища обычно находился каменный или керамический очаг. В самом начале периода Дзёмон очаг выносился за пределы жилища. Деревянный каркас дома покрывался корой или листьями. Встречаются также и более крупные строения. Так, на стоянке Сугивадай в префектуре Акита обнаружено прямоугольное строение площадью в 273 кв. м с десятью очагами. Вероятно, оно могло служить в качестве коллективного жилища в зимнее время.
Изучая период Дзёмон на основе этно-археологического подхода (т.е. интерпретации археологического материала с помощью сравнительного этнографического анализа), японский исследователь Ватанабэ Хитоси пришел к важным выводам общего характера:
1. Среди охотников, рыболовов и собирателей большей оседлостью обладали те группы, которые были заняты интенсивным производством керамики. Обилие и разнообразие обнаруженной керамики позволяет с большой долей вероятности предполагать значительную степень оседлости (время необходимое для её изготовления, а также невозможность возить с собой большое количество утвари). 2. Сравнительный этнографический анализ показывает, что сообщества, обладающие низкой степенью осёдлости, используют орудия небольшие по размеру и весу, применение которых имеет многофункциональный характер (например, шесты эскимосов, применяемые ими при строительстве переносных жилищ, для опоры при ходьбе, для колки льда, в качестве остроги). Некоторые каменные предметы и орудия носителей культуры Дзёмон не подпадают под эти требования. К ним относятся сэкибо (каменные жезлы неизвестного назначения, длина которых варьируется от 30 см до 2 м) и каменные ступки (исидзара), не поддающиеся транспортировке. Тщательная сделка ступок, не свойственная кочевникам, также указывает на сравнительно большую степень оседлости их изготовителей. 3. Наличие массовых захоронений служит надежным индикатором высокой степени оседлости (полной или сезонной), поскольку кочевые собиратели не имеют обычно специально выделенных мест для захоронений — погребение производится непосредственно возле места смерти. Захоронения периода Дзёмон часто располагаются в непосредственной близости от стоянок (обычно — неподалеку от "раковинных куч"). Некоторые из этих захоронений концентрируются в одном месте, что свидетельствует об определенной стабильности поселений. 4. Следы перестроек и увеличения площади землянок, обнаруженные в результате тщательного изучения жилищ периода Дзёмон, также говорят в пользу предположения о сравнительно долговременном обитании их владельцев в одном месте.
Эти выводы позволяют усомниться в том, что носители культуры Дзёмон были кочевыми охотниками и собирателями, и свидетельствуют в пользу весьма высокой степени их оседлости, что явилось одной из ключевых предпосылок быстрого перехода к земледельческому обществу в период Яёй.
Из-за высокой детской смертности, характерной для всех обществ охотников, рыбаков и собирателей, средняя продолжительность жизни человека Дзёмон составляла около 20 лет. Если же подростку удавалось перейти рубеж в 15 лет, то он имел хорошие шансы дожить до 30 (средняя продолжительность жизни в 30 лет была достигнута только около 1600 г., а рубеж в 50 лет покорился лишь в 1947 г.).
В результате повышения продуктивности хозяйства, а также улучшения возможностей сохранения запасов пищи, о чем свидетельствует появление многочисленных ямных кладовых и керамических сосудов, рост населения Японского архипелага значительно ускорился. По оценкам специалистов в области исторической демографии в начале периода Дзёмон оно составляло 20 тыс. чел. (т. е. 7 чел. на 100 кв. км), а в период наибольшего расцвета этой культуры, пришедшегося на средний Дзёмон, оно, видимо, увеличилось до 260 тыс., т.е. достигло плотности 1 чел. на 1 кв. км. Для обществ подобного типа такую плотность населения следует признать весьма высокой.
Однако за фазой роста населения в конце периода Дзёмон последовал явный кризис — уменьшение количества стоянок и поселений, стагнация роста населения и затем его сокращение (до 70 тыс. чел.). По всей вероятности, нагрузка на окружающую среду при использовавшихся типах хозяйствования оказалась настолько велика, что привела к экологическому кризису.
Показательно, что этот кризис гораздо слабее затронул прибрежные поселения — для доиндустриальных обществ рыба и моллюски были практически неограниченным естественно возобновляемым пищевым ресурсом. Сильнее всего кризис проявился в юго-западной части Японии, менее богатой продуктами собирательства, объектами охоты и рыбной ловли. В дальнейшем это послужило одной из предпосылок более быстрого укоренения там производящего типа хозяйства, что и обозначило выход из кризиса. Однако это случилось уже в следующем хронологическом периоде — Яёй — при самом непосредственном участии переселенцев с материка.
Несмотря на существование контактов между населением Японских о-вов и континента, обитатели Японии не восприняли земледельческую культуру вплоть до периода Яёй. Это было связано прежде всего с разницей в уровнях культурного и хозяйственного развития, т. е. с готовностью к усвоению тех или иных культурных инноваций.
Однако не исключено, что уже в то время были сделаны первые шаги к разведению растений, в частности, ямса, один из видов которого произрастает в Японии в диком виде. Первые крупные лесные пожары, являющиеся надежным индикатором антропогенного воздействия на окружающую среду и связанные, видимо, с практикой выжигания леса для хозяйственного использования земли (для строительства жилья, и, возможно, примитивного подсечного земледелия), отстоят от нас на 8,5-7 тыс. лет.
Первые обнаруженные в Японии следы земледелия (возделывание гречихи) относятся приблизительно к 4600 г. до н. э. Следы возделывания проса найдены на рубеже II-1 тысячелетий до н. э. (префектура Симанэ). Около 1000 г. до н.э. подсечное земледелие практиковалось уже достаточно широко. В этот период наблюдается стремительное исчезновение многих древесных видов (таких как остролистный дуб, камфарное дерево, камелия японская) и распространение хвойных пород, пришедших на смену широколиственным вечнозеленым лесам, характерным для V-III тысячелетия до н. э., когда климат Японии был наиболее теплым за последние 20 тыс. лет (на 2-3° выше, чем ныне).
Наиболее ранние свидетельства возделывания суходольного риса обнаружены на севере о-ва Кюсю (Итадзукэ, префектура Фукуока, и Нобатакэ, префектура Сага), в наиболее близком к Корее районе страны, и датируются приблизительно 1200 г. до н. э. Следует, однако, иметь в виду, что в период Дзёмон возделывание риса (как и других культурных растений) носило спорадический, в лучшем случае вспомогательный, характер, и не оказывало решающего влияния на образ жизни древнего человека.
Источники пищи древних айнов читать дальше Первые археологические свидетельства о начале морского промысла датируются временем, отстоящим от нашего на 10 тыс. лет. Непосредственной предпосылкой для него послужил подъем уровня океана (его пик с уровнем на 2-3 м выше нынешнего имел место 6 тыс. лет назад), в результате чего образовались прибрежные отмели с хорошо прогреваемой водой, особенно благоприятные для размножения рыб.
Одним из основных видов морского промысла был сбор различных видов морских моллюсков. Именно тогда появились "раковинные кучи", площадь которых достигала нескольких сот квадратных метров. На настоящий момент обнаружено около 2,5 тыс. таких помоек периода Дзёмон. Большинство из них находятся на побережье, обращенном в сторону Тихого океана (около половины — в районе Канто), где существуют благоприятные условия для сбора раковин на мелководье во время отлива. Кроме раковин моллюсков в "раковинных кучах" встречаются также кости различных рыб, млекопитающих и птиц.
Большинство обнаруженных костей рыб принадлежит тем видам, которые ловятся в бухтах во время приливов: окунь, кефаль и др. Однако встречающиеся кости рыб и животных, обитающих в открытом океане (тунца, акулы, ската и даже кита), свидетельствуют о развитом и искусном морском промысле. При лове рыбы использовались сети, сплетенные из растительных волокон, с грузилами из камня и керамики, костяные (в основном, из кости оленят крючки и гарпуны. Последние были изобретены в среднем Дзёмон. Приблизительно в то же Время, когда появились долблёные лодки. Рыбаки доходили на них до островов Садо и Микура, пересекали пролив Цугару и Корейский пролив. Лосось, обитавший в реках и на морском мелководье на севере Японии, был одним из основных источников белковой пищи для обитателей тех мест. Для речной ловли использовались ловушки-загоны.
Анализ костных останков показывает, что обитатели побережья, чья пища была богаче белками, обладали более крепким телосложением, чем жители внутренних районов страны. Начало морского промысла имело особое значение, ибо стало определяющим для развития существенных черт японской культуры (в широком смысле этого слова), сохранившихся до настоящего времени. В общеисторической перспективе значение охоты для населения Японии с течением времени уменьшалось, а зависимость от ресурсов моря, напротив, росла.
Особенности природных условий Японии позволяли её обитателям использовать альтернативные источники пищи в зависимости от сезонных изменений, миграций, погодных условий и т.д. Так, анализ содержания "раковинных куч" показал, что сбор раковин особенно активно велся весной и менее интенсивно — летом. Осенью и зимой этот вид хозяйственной деятельности замирал. Это объясняется тем, что весной собирать раковины достаточно просто, а другие пищевые ресурсы менее доступны. Осенью и ранней зимой люди сосредотачивались на сборе растительной пищи (наиболее практичным, т. е. легко сохраняемым видом были каштаны, грецкие орехи и желуди), ловле мигрирующих пород рыб и охоте на перелетных птиц. Зимой же основным источником пищи служила охота. Из крупных млекопитающих люди периода Дзёмон больше всего охотились на оленя и кабана (с помощью луков и стрел с каменными и костяными наконечниками). Для ловли барсуков, енотовидных собак и зайцев применяли капканы.
Уже в средний Дзёмон присваивающее хозяйство в Японии отличались высокой продуктивностью. Таким образом произошло формирование до земледельческого хозяйственного уклада, основанного на охоте, собирательстве и активном морском промысле. В период Дзёмон произошла кардинальная диверсификация источников пищи, которая всегда служит одной из основных характеристик устойчивости хозяйственной системы.
читать дальше
читать дальше
читать дальше
Этапы периода Дзёмон
читать дальше
Прото-Дзёмон и Ранний Дзёмон
читать дальше
Неолитические черты
читать дальше
Перемещение народов
читать дальше
Список используемых источников:читать дальше
Кальчева Анастасия для Fushigi Nippon - Загадочная Япония // История Японии
Дата публикации: 2009-01-07
читать дальше
Источник: Вадим Елисеефф Даниель Елисеефф «Японская цивилизация»
читать дальше
www.aikidoka.ru/japan_history/529-japan_his_3.h...
читать дальше
www.aikidoka.ru/japan_history/719-japan_his_3.h...
читать дальше
www.neolitica.ru/article.php?id=24
читать дальше
www.neolitica.ru/article.php?id=23
читать дальше
www.aikidoka.ru/japan_history/718-japan_his_3.h...
читать дальше