Америка? Нет больше вашей Америки..
Корабли ПВО для Императорского флота
Появление информации о начале постройки английских крейсеров типа «Дидо» побудило Японию форсировать создание собственного корабля ПВО специальной постройки. Этот вопрос и без того уже стоял на повестке дня как результат оценки боевой деятельности японской морской авиации в войне с Китаем и как реакция на начало строительства в США эсминцев с универсальной артиллерией.
читать дальше
Исходя из анализа развития сил флота японские адмиралы обратили внимание на полное несоответствие высоких ударных возможностей авианосцев (то есть их исключительной ценности для ведения наступательных действий) примитивным средствам обороны. Созданная в 1928 году 1-я ДАВ («Акаги», «Хосё») с мая 1933-го действовала как отдельный структурный элемент флота и в соответствии с организацией мирного времени имела на каждый авианосец по одному старому эсминцу. Последние в мирное время в основном занимались спасением экипажей аварийных самолетов (за что получили прозвище «спасатели стрекоз»), а в случае войны им надлежало — ни много ни мало — обеспечить авианосцам ближнюю ПВО и ПЛО! Не говоря уже о ничтожных возможностях зенитного вооружения японских эсминцев середины 30-х годов, на повестке дня вставал новый вопрос — эскортного сопровождения. Если радиус действия «Акаги» составлял 8200 миль на скорости 16 узлов, то для вводимого в строй «Сёкаку» это значение достигало 9700 миль при 18 узлах. Таким образом, старые эсминцы, используемые в качестве эскортных кораблей, объективно не могли справиться ни с той, ни с другой задачей.
Именно этот довод поставил крест на первоначальном варианте перевооружения в корабли ПВО двух легких крейсеров типа «Тенрю». Требовался принципиально новый корабль. Но какой? По мнению МГШ, такой, который мог действовать вместе с авианосцем, в том числе в штормовом море, то есть иметь большой радиус действия и обладать отличными мореходными качествами; быть способным спасать экипажи, а также самолеты в случае вынужденной посадки на воду; формировать мощный экран ПВО; обеспечивать ПЛО.
Выбор эсминца в качестве базового класса для создания специализированного корабля ПВО был основан на целом ряде факторов. Во-первых, Япония к концу 30-х годов все еще не имела современных легких крейсеров, которые могли бы послужить прототипом для постройки корабля ПВО.
Во-вторых, постройка современного корабля такого класса стандартным водоизмещением в 6000-7000 т должна была занять не менее двух лет. В остающееся до крупномасштабного конфликта на Тихом океане время Япония явно не успевала получить необходимое количество подобных кораблей ПВО. Зато стоимость и материалоемкость постройки 3000-тонного эсминца была в полтора - два раза ниже, чем легкого крейсера, при практически равной эффективности — меньшая боевая устойчивость и вооруженность компенсировались его большей маневренностью и скоростью. Кроме того, защищая авианосцы до последней возможности, эскортные корабли были обречены на большие потери. Даже более богатые, чем Япония, морские державы не могли позволить себе рассматривать легкие крейсера в качестве «разменной монеты».
Наконец, в-третьих, только что поступившая на вооружение 100-мм 65-калиберная артиллерийская система типа 98 вполне годилась для эсминца, но была недостаточно мощной для крейсера. Разработка же нового орудия для крейсера ПВО дополнительно затянула бы создание корабля.
В итоге МГШ остановил свой выбор на эскадренном миноносце. Новый подкласс кораблей получил обозначение «эсминец 1-го класса типа В», или «флотский эскортный эсминец».
Основным компромиссом между теоретиками и тактиками стал отказ МГШ от требования максимальной скорости в 35 узлов — расчеты показали, что иначе водоизмещение необходимо будет увеличить до 4000 т. Дальнейшие корректировки проекта, получившего обозначение F51, не носили принципиального характера. Интересно лишь отметить исчезновение в окончательном варианте совершенно немыслимого в боевых условиях специального оборудования для спасения самолетов.
Первые два эсминца ПВО типа «Акицуки» были заложены по бюджету 1939 года вместе с пятью «классическими» эсминцами типа «Югумо». На 1940-й выделялись средства на 6 «югумо» и 4 «акицуки». Далее, вплоть до 1946 года планировалось ежегодно заказывать по 10 «классических» и по 5 эсминцев ПВО. Но поскольку военная угроза становилась все очевиднее, по последней предвоенной программе 1941 года заказали 17 «югумо» и 10 единиц типа «Акицуки». Начавшаяся война скорректировала амбициозные планы японских адмиралов. В строй удалось ввести только 12 кораблей. Постройка заложенного в январе 1945 года эсминца «Митицуки» уже в марте была остановлена (16% готовности). Корабль разобрали и большую часть материалов направили на производство взрывающихся катеров и человекоуправляемых торпед. Три последних из заказанных кораблей («Киёцуки», «Оцуки» и «Хацуки») не закладывались. Запланированные к постройке эсминцы типа «Арасикару», которые должны были стать развитием типа «Акицуки», получившие заводские номера 777—785 и аналогичные типа «Ямацуки» (№№ 5061—5083) так и остались на бумаге.
Заказы на постройку эсминцев ПВО распределялись между государственными и частными кораблестроительными предприятиями примерно поровну. Строительство кораблей шло в нарастающем темпе. Если стапельный период первых «акицуки» занимал около года, а достройка и испытания до передачи флоту от 9 до 11 месяцев, то для последних эсминцев эти сроки составляли в среднем 9 и 4 месяца соответственно. В основном это достигалось за счет упрощения конструкции корпуса. Двенадцать переданных флоту кораблей принадлежали трем подтипам, а именно «Акицуки» (7), «Фуюцуки» (4) и «Ханацуки» (1), но только первые два имели различные номера проектов - F51 и F53.
Эсминец || Заводской номер || Верфь*|| Заложен || Спущен на воду || Вступил в строй || Судьба**
«Акицуки» || 104 || MKK ||30.07.1940 || 2.07.41|| 11.06.42 || 25.10.44+ || 10.12.44
«Теруцуки» || 105 || MZ ||13.11.1940 || 21.11.41 || 31.08.42 || 12.12.42+ || 20.01.43
«Сузуцуки» || 106 || MZ || 15.03.1941 || 4.03.42 || 29.12.42|| (1) || 20.11.45
«Хацуцуки» || 107 || MKK || 25.07.1941 || 3.04.42 ||29.12.42 ||25.10.44+ || 10.12.44
«Ниицуки» || 108 || MZ || 8.12.1941 || 29.06.42 || 31.03.43 || 05.07.43+ || 10.09.43
«Вакацуки» || 109 || MZ || 9.03.1942 || 24.11.42 || 31.05.43 || 11.11.44+ || 10.01.45
«Симоцуки» || 360 || MZ || 6.07.1942 || 7.04.43 || 31.03.44 || 24.11.44+ || 10.01.45
«Фуюцукю» || 361 || MKK || 8.05.1943 || 20.01.44 || 25.05.44 || (1) || 20.11.45
«Харацуки» || 362 || SKK || 23.12.1943 || 3.08.44 || 28.12.44 || Передан СССР || 5.10.45
«Еицуки» || 363 || UD || 25.08.1943 || 25.09.44 || 31.01.45 || Передан США || 5.10.45
«Нацуцуки» || 364 || SKK || 1.05.1944 || 2.12.44 || 8.04.45 || Передан Китаю || 5.10.45
«Митицуки» || 365 || 3.01.1945 || — || — || 17.04.45 || (2) || —
«Ханацуки» || 366 || MKK || 10.02.1944 || 10.10.44 || 26.12.44 || Передан Британии || 5.10.45
«Оцуки» || 367 || Не закладывался, заказ аннулирован
«Хацуки» || 368 || MKK || Не закладывался, заказ аннулирован
«Киёцуки» || 369 || MKK || Не закладывался, заказ аннулирован
* МКК — Maizuru Kaigun Kosho, Майдзуру; MZ— Mitsubishi Zosensho, Нагасаки; UD — Uraga Dock, Токио; SKK — Sasebo Kaigun Kosho, Сасебо.
** + — Погиб; (1) На момент капитуляции — не боеспособен; (2) Разобран на стапеле.

Корпус и компоновка
Состав вооружения потребовал увеличения водоизмещения корабля. Если размеры наиболее совершенных японских эсминцев типа «Югумо» остались практически такими же, как у отслуживших по 15 лет кораблей типа «Фубуки», то «Акицуки» стал на 14,5 м длиннее, почти на метр шире, на 40 см увеличилась осадка, а полное водоизмещение возросло на 1200 т по сравнению с «Югумо». Корабли получили большой запас остойчивости, что позволило разместить четыре двухорудийных башни, расположенных в оконечностях одна над другой. Несмотря на это «акицуки» не имели проблем с «верхним» весом, свойственным многим японским эсминцам и миноносцам.
Форма форштевня была различной у каждого подтипа: она менялась от традиционной изогнутой у кораблей первой серии к упрощенной прямой у последующих, в том числе — скошенной в подводной части. Корма имела округлую форму. При сборке широко применялась электросварка.
Продолжающийся до фок-мачты полубак, расположенная ближе к левому борту система перезарядки торпедного аппарата, размещение катеров и шлюпок на «акицуки» были характерны для всех современных им японских эсминцев. Вместе с тем, подвергся коренной перепроектировке мостик, что было вызвано в первую очередь необходимостью обеспечить минимизацию «мертвых» зон для носовых башен ГК (расстояние от мостика до носовой возвышенной башни позволяло последней разворачиваться на 360°). В первый и единственный раз на японских эсминцах применили вывод дымоходов от всех трех котлов в одну трубу.
В результате «Акицуки» приобрел своеобразный, отличный от других типов японских эсминцев силуэт, схожий с силуэтом легкого крейсера «Юбари». Размеры корабля, а также число и размещение на нем башен ГК стали дополнительными причинами того, что «акицуки» зачастую опознавались американскими летчиками и подводниками как крейсера, в том числе как тяжелые.
В качестве спасательных средств новые эсминцы несли по два 11-метровых моторных катера (по 60 л.с.) и два 12-метровых баркаса.
Энергетическая установка
Дополнительная длина корпуса «Акицуки» пошла на размещение четвертого снарядного погреба для башни ГК № 2, поэтому состав энергетической и силовой установок по сравнению с эсминцами предыдущих проектов не мог быть увеличен.
ГЭУ располагалась по линейной схеме. В двух котельных отделениях находились три котла («Кампон Ро-Го» марка 3В модель 17) с пароперегревателями. Два котла в КО № 1, третий — в КО № 2. Давление пара — 30 кг/см2 при температуре 350 °С.
Паровые турбины были аналогичны установленным на «Кагеро»: два ГТЗА «Кампон» вращали два трехлопастных винта. Незначительные отличия сводились к использованию более доступных в военное время материалов и унификации производства различных мелочей. Кроме того, максимальная скорость вращения гребных валов была снижена с 380 до 340 об/мин. Полная длина отсеков, занятых ГЭУ, составляла 51,5 м (КО № 1 - 17м, КО№2-9,2 м, МО № 1 - 13 м, МО № 2 - 12,3 М). По сравнению с «Кагеро», это было несколько больше, однако фактически размеры этих отделений даже сократились, поскольку в МО № 1 разместили электрические генераторы (имевшие на «Кагеро» отдельный отсек), а с обеих сторон КО, по правому борту от МО № 1 и по левому борту от МО № 2, расположили дополнительные топливные цистерны.
Согласно спецификации, окончательно утвержденной в октябре 1941 года, движение крейсерской скоростью в 18 узлов требовало расхода топлива в 0,46 кг/ч на одну л.с. Дымовая труба высотой около 8 м имела изрядную парусность (да и вес: общая масса дымоходов и кожуха — 13т), поэтому для ее поддержки служили 6 стальных растяжек диаметром 8 мм. К кожуху трубы крепилось несколько паровых, воздухозаборных и выпускных труб, включая идущий по левому борту от основания мостика дымоход камбуза с характерным Н-образным концом.
Эсминцы типа «Акицуки» отличались развитой системой принудительной вентиляции. Воздухозаборники котельных отделений располагались вокруг дымовой трубы, что позволяло дополнительно прогревать подаваемый в котлы воздух. Выходы вентиляции машинных отделений находились у основания первоначальной штатной позиции 25-мм орудий, вокруг прожекторной площадки и около кормовой возвышенной башни.
Общий расчетный вес машинного оборудования «Акицуки» составил 724,5 т: машины — 214, котлы — 195,5, трубопроводы — 97, валы и винты — 92,5, вспомогательные механизмы — 55,5 т. Эсминец брал 78 т воды и 5,5 т машинного масла. На ходовых испытаниях вес машинного оборудования, запасов воды и масла составил 835 т, в полной нагрузке — 840.
Площадь пера сбалансированного руля— 10,48 м2. Максимальный угол поворота руля на борт — 35°.
Обеспечение увеличенного радиуса действия эсминцев ПВО потребовало существенного роста запасов топлива. Полная вместимость топливных танков составляла около четверти стандартного водоизмещения. На обычных флотских эсминцах это значение было в пределах 15%.
Топливные цистерны помещались в основном в двойном дне, однако под дополнительные резервуары были отданы и другие полости, местами доходившие практически до самой верхней палубы. Система питания обеспечивала первоначальный расход топлива из наиболее высоко расположенных резервуаров.
На ходовых испытаниях «Акицуки» развил максимальную скорость в 33,39 узла при мощности 52 193 л.с. и скорости вращения винтов в 343 об/мин (водоизмещение 3472 т). При перегрузке полная мощность повысилась до 54 763 л.с., скорость до 33,77 узла (при 348,2 об/мин). Стандартная скорость в 18,26 узла была получена при мощности в 4839 л.с. (161,2 об/мин). В этом случае потребление топлива составило 0,43 кг/ч на л.с. против 0,332 кг/ч на одну л.с. при полной мощности.
Артиллерийское вооружение
Изюминкой всего проекта, собственно и превращающей корабль в специализированную боевую единицу противовоздушной обороны, должны были стать артиллерийское вооружение и системы управления зенитным огнем.
Все созданные ранее в Японии типы эскадренных миноносцев, начиная с «фубуки», вооружались 127-мм орудиями с длиной ствола 50 клб., размещенными в двухорудийных башнях. Это было мощное орудие, превосходившее в дальности огня сопоставимые американские пятидюймовки почти на 4000 м! Под него японцы разработали семь различных типов орудийных установок. Наиболее совершенные башни типа D, установленные на эсминцах типа «Югумо» и «Симакадзе», по своему диапазону вертикальной наводки (-7°, +75°) на первый взгляд могли быть использованы для ПВО. Однако в действительности низкая скорость горизонтальной наводки в 4—6 град/с делала эту артиллерийскую систему для борьбы с самолетами практически бесполезной.
Имевшиеся к тому времени на вооружении японского флота зенитные установки меньшей мощности (127-мм/40 клб. и 120-ММ/45 клб.) также не годились для вооружения эсминцев ПВО, так как в существующих вариантах являлись полуоткрытыми и не отвечали требованиям боя с надводными кораблями противника.
Таким образом, артиллерия главного калибра для «Акицуки» создавалась параллельно с разработкой проекта эсминца, специально для данного типа корабля. Это была принципиально новая двухорудийная артиллерийская установка с электрогидравлическим приводом, размещенная в закрытой 30-тонной башне. Последняя поворачивалась на 12 град/с в горизонтальной плоскости, скорость вертикальной наводки составляла 16 град/с.
Орудийную установку приняли на вооружение в 1938 году под наименованием тип 98 модель А. Данная артиллерийская система представляла собой один из немногочисленных видов вооружения, разработанных в Японии, и по своим качествам превосходивших все мировые аналоги(Сравнивая японское 100-мм орудие типа 98 с американским 127-мм Мк-32, следует иметь в виду, что последнее при своих весьма посредственных баллистических характеристиках обладало важным преимуществом: в его боекомплекте снаряды оснащались радиовзрывателями. Поэтому зенитный огонь американских эсминцев в целом был все же эффективнее, чем у «Акицуки»).
Дебют артиллерии «Акицуки» — успешное отражение налета американских «летающих крепостей» 29 сентября 1942 года. Японские авторы Хори Мотойоси и Адзума Сеичи утверждают, что в тот день эсминец сбил два низколетящих В-17. Естественно, что в тех условиях (низколетящие, достаточно крупные и не слишком скоростные самолеты) восемь 100-мм орудий могли проявить себя с самой лучшей стороны.
Некоторые японские источники утверждают, что, когда летом 1945 года бомбардировщики В-29 атаковали район ВМБ Куре с высоты более 9000 м, единственными зенитными орудиями, способными вести сколь-нибудь эффективный огонь по самолетам, оказались лишь стомиллиметровки «акицуки». Однако для достижения такой высоты даже для снаряда этой артсистемы требовалось около 20 с, что в совокупности с отсутствием радиовзрывателя и сугубо оптической наводкой давало весьма малую вероятность поражения цели.
Огневая производительность артиллерии ГК «Акицуки» составляла более 2000 кг/мин, в то время как у стрелявшего почти вдвое более тяжелыми снарядами «Югумо» этот показатель едва достигал 1380 кг/мин. В боекомплект ГК входило по 300 снарядов на ствол (фугасных и некоторое количество учебных). Для достижения высоких характеристик артсистемы типа 98 в жертву была принесена живучесть ствола, составлявшая всего 350 выстрелов (у японской пушки типа 89 — до 1500, а у германской 105/65 зенитки — около 2950!). Несмотря на названный недостаток, установка оказалась весьма удачной и на ее основе для вводимых в строй крупных кораблей была разработана полузакрытая установка тип 98 модель А модификация 1. Правда, она успела попасть только на вооружение авианосца «Тайхо» и легкого крейсера «Ойодо», которые не получили реальных возможностей применить ее в бою.
В 1930 году по японскому заказу французская фирма «Гочкис» разработала 25-мм зенитную пушку, которая в небольших количествах была закуплена Японией в 1934-м. Еще через два года на арсеналах в Йокосуке и Тоёкаве приступили к собственному производству стволов, дополненных пламегасителями типа «Рейнметалл», а также лафетов — первоначально для спаренных установок. Спаренную 25-мм зенитку под наименованием тип 96 модификация 1 приняли на вооружение 6 августа 1936 года, и до окончания Второй мировой войны она оставалась основной автоматической зенитной артсистемой Императорского флота. В 1941 году была разработана строенная установка, а через два года — одинарная. Последняя наводилась вручную, спаренные и строенные имели электропривод мощностью 1 л.с., с возможностью ручной наводки. Спаренная установка обслуживалась расчетом из семи номеров, строенная — девятью (вертикальный и горизонтальный наводчики, установщик прицела и по 2 заряжающих на ствол).
Для 25-мм пушек использовались 4 вида снарядов: бронебойный, весом 262 г (заряда нет); общего типа (243 г, заряд 13,2 г); зажигательный (250 г, заряд 11,3 г); трассирующий (252 г, заряд 11,0 г).
Каждый 4-й или 5-й снаряд в фугасной или зажигательной обойме был трассирующим. Вес одиночной установки на тумбе составлял 785 кг, спаренной — 1100 кг, строенной - 1800 кг.
Среди зенитных малокалиберных пушек союзников орудие типа 96 было более сопоставимо с 20-мм «Эрликоном», но проигрывало 40-мм «Бофорсу» практически во всех отношениях.
Если состав основного артиллерийского вооружения эсминцев типа «Акицуки» в течение войны не изменялся (На многих японских эсминцах башню ГК № 2 (возвышенная кормовая) к концу войны заменили на строенную 25-мм установку), то количество размещаемых на кораблях 25-мм орудий типа 96 непрерывно росло. Так, на этапе проектирования легкое зенитное вооружение ограничивалось двумя спаренными 25-мм автоматами, которые устанавливались на платформе между трубой и торпедным аппаратом, и первые корабли серии передавались флоту именно в таком виде. Впоследствии эсминцы получили дополнительные строенные 25-мм автоматы, стоящие на площадках побортно у трубы. В 1944 году на находившихся в строю «акицуки» сняли кормовой ПУАЗО и на его месте установили еще один строенный автомат. На ряде кораблей две дополнительных строенных установки появились по сторонам от прожекторной платформы. До 12 одиночных 25-мм автоматов были размещены на палубе. Например, на «Хацуцуки» общее число орудий типа 96 достигло 27.
Усиление зенитного вооружения на оставшихся в строю единицах было продолжено в 1945 году. «Судзуцуки» имел 6 строенных (перед торпедным аппаратом, по бокам от трубы и мостика) и 30 одиночных установок (всего 48 автоматов) без ослабления основного вооружения.
К началу войны за Великую Восточную Азию 25-мм пушки являлись вполне удовлетворительным оружием, не имевшим в сравнении с аналогичными системами противника ни принципиальных преимуществ, ни значительных недостатков. Однако в ходе боевых действий изначально несущественные недостатки японских 25-мм автоматов особенно проявились за счет качественного роста боевых характеристик самолетов и совершенствования тактики авиации противника.
Скорость наведения спаренных и строенных установок оставалась неудовлетворительной даже при использовании электропривода, а при ручной наводке снижалась еще больше. Сама конструкция прицелов оказалась не приспособленной для стрельбы по скоростным целям в условиях их быстрого горизонтального перемещения (К 1944 году американским летчикам был уже хорошо известен этот недостаток японской малокалиберной зенитной артиллерии, чем они успешно пользовались, рыская на курсе атаки).
Появление информации о начале постройки английских крейсеров типа «Дидо» побудило Японию форсировать создание собственного корабля ПВО специальной постройки. Этот вопрос и без того уже стоял на повестке дня как результат оценки боевой деятельности японской морской авиации в войне с Китаем и как реакция на начало строительства в США эсминцев с универсальной артиллерией.
читать дальше
Исходя из анализа развития сил флота японские адмиралы обратили внимание на полное несоответствие высоких ударных возможностей авианосцев (то есть их исключительной ценности для ведения наступательных действий) примитивным средствам обороны. Созданная в 1928 году 1-я ДАВ («Акаги», «Хосё») с мая 1933-го действовала как отдельный структурный элемент флота и в соответствии с организацией мирного времени имела на каждый авианосец по одному старому эсминцу. Последние в мирное время в основном занимались спасением экипажей аварийных самолетов (за что получили прозвище «спасатели стрекоз»), а в случае войны им надлежало — ни много ни мало — обеспечить авианосцам ближнюю ПВО и ПЛО! Не говоря уже о ничтожных возможностях зенитного вооружения японских эсминцев середины 30-х годов, на повестке дня вставал новый вопрос — эскортного сопровождения. Если радиус действия «Акаги» составлял 8200 миль на скорости 16 узлов, то для вводимого в строй «Сёкаку» это значение достигало 9700 миль при 18 узлах. Таким образом, старые эсминцы, используемые в качестве эскортных кораблей, объективно не могли справиться ни с той, ни с другой задачей.
Именно этот довод поставил крест на первоначальном варианте перевооружения в корабли ПВО двух легких крейсеров типа «Тенрю». Требовался принципиально новый корабль. Но какой? По мнению МГШ, такой, который мог действовать вместе с авианосцем, в том числе в штормовом море, то есть иметь большой радиус действия и обладать отличными мореходными качествами; быть способным спасать экипажи, а также самолеты в случае вынужденной посадки на воду; формировать мощный экран ПВО; обеспечивать ПЛО.
Выбор эсминца в качестве базового класса для создания специализированного корабля ПВО был основан на целом ряде факторов. Во-первых, Япония к концу 30-х годов все еще не имела современных легких крейсеров, которые могли бы послужить прототипом для постройки корабля ПВО.
Во-вторых, постройка современного корабля такого класса стандартным водоизмещением в 6000-7000 т должна была занять не менее двух лет. В остающееся до крупномасштабного конфликта на Тихом океане время Япония явно не успевала получить необходимое количество подобных кораблей ПВО. Зато стоимость и материалоемкость постройки 3000-тонного эсминца была в полтора - два раза ниже, чем легкого крейсера, при практически равной эффективности — меньшая боевая устойчивость и вооруженность компенсировались его большей маневренностью и скоростью. Кроме того, защищая авианосцы до последней возможности, эскортные корабли были обречены на большие потери. Даже более богатые, чем Япония, морские державы не могли позволить себе рассматривать легкие крейсера в качестве «разменной монеты».
Наконец, в-третьих, только что поступившая на вооружение 100-мм 65-калиберная артиллерийская система типа 98 вполне годилась для эсминца, но была недостаточно мощной для крейсера. Разработка же нового орудия для крейсера ПВО дополнительно затянула бы создание корабля.
В итоге МГШ остановил свой выбор на эскадренном миноносце. Новый подкласс кораблей получил обозначение «эсминец 1-го класса типа В», или «флотский эскортный эсминец».
Основным компромиссом между теоретиками и тактиками стал отказ МГШ от требования максимальной скорости в 35 узлов — расчеты показали, что иначе водоизмещение необходимо будет увеличить до 4000 т. Дальнейшие корректировки проекта, получившего обозначение F51, не носили принципиального характера. Интересно лишь отметить исчезновение в окончательном варианте совершенно немыслимого в боевых условиях специального оборудования для спасения самолетов.
Первые два эсминца ПВО типа «Акицуки» были заложены по бюджету 1939 года вместе с пятью «классическими» эсминцами типа «Югумо». На 1940-й выделялись средства на 6 «югумо» и 4 «акицуки». Далее, вплоть до 1946 года планировалось ежегодно заказывать по 10 «классических» и по 5 эсминцев ПВО. Но поскольку военная угроза становилась все очевиднее, по последней предвоенной программе 1941 года заказали 17 «югумо» и 10 единиц типа «Акицуки». Начавшаяся война скорректировала амбициозные планы японских адмиралов. В строй удалось ввести только 12 кораблей. Постройка заложенного в январе 1945 года эсминца «Митицуки» уже в марте была остановлена (16% готовности). Корабль разобрали и большую часть материалов направили на производство взрывающихся катеров и человекоуправляемых торпед. Три последних из заказанных кораблей («Киёцуки», «Оцуки» и «Хацуки») не закладывались. Запланированные к постройке эсминцы типа «Арасикару», которые должны были стать развитием типа «Акицуки», получившие заводские номера 777—785 и аналогичные типа «Ямацуки» (№№ 5061—5083) так и остались на бумаге.
Заказы на постройку эсминцев ПВО распределялись между государственными и частными кораблестроительными предприятиями примерно поровну. Строительство кораблей шло в нарастающем темпе. Если стапельный период первых «акицуки» занимал около года, а достройка и испытания до передачи флоту от 9 до 11 месяцев, то для последних эсминцев эти сроки составляли в среднем 9 и 4 месяца соответственно. В основном это достигалось за счет упрощения конструкции корпуса. Двенадцать переданных флоту кораблей принадлежали трем подтипам, а именно «Акицуки» (7), «Фуюцуки» (4) и «Ханацуки» (1), но только первые два имели различные номера проектов - F51 и F53.
Эсминец || Заводской номер || Верфь*|| Заложен || Спущен на воду || Вступил в строй || Судьба**
«Акицуки» || 104 || MKK ||30.07.1940 || 2.07.41|| 11.06.42 || 25.10.44+ || 10.12.44
«Теруцуки» || 105 || MZ ||13.11.1940 || 21.11.41 || 31.08.42 || 12.12.42+ || 20.01.43
«Сузуцуки» || 106 || MZ || 15.03.1941 || 4.03.42 || 29.12.42|| (1) || 20.11.45
«Хацуцуки» || 107 || MKK || 25.07.1941 || 3.04.42 ||29.12.42 ||25.10.44+ || 10.12.44
«Ниицуки» || 108 || MZ || 8.12.1941 || 29.06.42 || 31.03.43 || 05.07.43+ || 10.09.43
«Вакацуки» || 109 || MZ || 9.03.1942 || 24.11.42 || 31.05.43 || 11.11.44+ || 10.01.45
«Симоцуки» || 360 || MZ || 6.07.1942 || 7.04.43 || 31.03.44 || 24.11.44+ || 10.01.45
«Фуюцукю» || 361 || MKK || 8.05.1943 || 20.01.44 || 25.05.44 || (1) || 20.11.45
«Харацуки» || 362 || SKK || 23.12.1943 || 3.08.44 || 28.12.44 || Передан СССР || 5.10.45
«Еицуки» || 363 || UD || 25.08.1943 || 25.09.44 || 31.01.45 || Передан США || 5.10.45
«Нацуцуки» || 364 || SKK || 1.05.1944 || 2.12.44 || 8.04.45 || Передан Китаю || 5.10.45
«Митицуки» || 365 || 3.01.1945 || — || — || 17.04.45 || (2) || —
«Ханацуки» || 366 || MKK || 10.02.1944 || 10.10.44 || 26.12.44 || Передан Британии || 5.10.45
«Оцуки» || 367 || Не закладывался, заказ аннулирован
«Хацуки» || 368 || MKK || Не закладывался, заказ аннулирован
«Киёцуки» || 369 || MKK || Не закладывался, заказ аннулирован
* МКК — Maizuru Kaigun Kosho, Майдзуру; MZ— Mitsubishi Zosensho, Нагасаки; UD — Uraga Dock, Токио; SKK — Sasebo Kaigun Kosho, Сасебо.
** + — Погиб; (1) На момент капитуляции — не боеспособен; (2) Разобран на стапеле.

Корпус и компоновка
Состав вооружения потребовал увеличения водоизмещения корабля. Если размеры наиболее совершенных японских эсминцев типа «Югумо» остались практически такими же, как у отслуживших по 15 лет кораблей типа «Фубуки», то «Акицуки» стал на 14,5 м длиннее, почти на метр шире, на 40 см увеличилась осадка, а полное водоизмещение возросло на 1200 т по сравнению с «Югумо». Корабли получили большой запас остойчивости, что позволило разместить четыре двухорудийных башни, расположенных в оконечностях одна над другой. Несмотря на это «акицуки» не имели проблем с «верхним» весом, свойственным многим японским эсминцам и миноносцам.
Форма форштевня была различной у каждого подтипа: она менялась от традиционной изогнутой у кораблей первой серии к упрощенной прямой у последующих, в том числе — скошенной в подводной части. Корма имела округлую форму. При сборке широко применялась электросварка.
Продолжающийся до фок-мачты полубак, расположенная ближе к левому борту система перезарядки торпедного аппарата, размещение катеров и шлюпок на «акицуки» были характерны для всех современных им японских эсминцев. Вместе с тем, подвергся коренной перепроектировке мостик, что было вызвано в первую очередь необходимостью обеспечить минимизацию «мертвых» зон для носовых башен ГК (расстояние от мостика до носовой возвышенной башни позволяло последней разворачиваться на 360°). В первый и единственный раз на японских эсминцах применили вывод дымоходов от всех трех котлов в одну трубу.
В результате «Акицуки» приобрел своеобразный, отличный от других типов японских эсминцев силуэт, схожий с силуэтом легкого крейсера «Юбари». Размеры корабля, а также число и размещение на нем башен ГК стали дополнительными причинами того, что «акицуки» зачастую опознавались американскими летчиками и подводниками как крейсера, в том числе как тяжелые.
В качестве спасательных средств новые эсминцы несли по два 11-метровых моторных катера (по 60 л.с.) и два 12-метровых баркаса.
Энергетическая установка
Дополнительная длина корпуса «Акицуки» пошла на размещение четвертого снарядного погреба для башни ГК № 2, поэтому состав энергетической и силовой установок по сравнению с эсминцами предыдущих проектов не мог быть увеличен.
ГЭУ располагалась по линейной схеме. В двух котельных отделениях находились три котла («Кампон Ро-Го» марка 3В модель 17) с пароперегревателями. Два котла в КО № 1, третий — в КО № 2. Давление пара — 30 кг/см2 при температуре 350 °С.
Паровые турбины были аналогичны установленным на «Кагеро»: два ГТЗА «Кампон» вращали два трехлопастных винта. Незначительные отличия сводились к использованию более доступных в военное время материалов и унификации производства различных мелочей. Кроме того, максимальная скорость вращения гребных валов была снижена с 380 до 340 об/мин. Полная длина отсеков, занятых ГЭУ, составляла 51,5 м (КО № 1 - 17м, КО№2-9,2 м, МО № 1 - 13 м, МО № 2 - 12,3 М). По сравнению с «Кагеро», это было несколько больше, однако фактически размеры этих отделений даже сократились, поскольку в МО № 1 разместили электрические генераторы (имевшие на «Кагеро» отдельный отсек), а с обеих сторон КО, по правому борту от МО № 1 и по левому борту от МО № 2, расположили дополнительные топливные цистерны.
Согласно спецификации, окончательно утвержденной в октябре 1941 года, движение крейсерской скоростью в 18 узлов требовало расхода топлива в 0,46 кг/ч на одну л.с. Дымовая труба высотой около 8 м имела изрядную парусность (да и вес: общая масса дымоходов и кожуха — 13т), поэтому для ее поддержки служили 6 стальных растяжек диаметром 8 мм. К кожуху трубы крепилось несколько паровых, воздухозаборных и выпускных труб, включая идущий по левому борту от основания мостика дымоход камбуза с характерным Н-образным концом.
Эсминцы типа «Акицуки» отличались развитой системой принудительной вентиляции. Воздухозаборники котельных отделений располагались вокруг дымовой трубы, что позволяло дополнительно прогревать подаваемый в котлы воздух. Выходы вентиляции машинных отделений находились у основания первоначальной штатной позиции 25-мм орудий, вокруг прожекторной площадки и около кормовой возвышенной башни.
Общий расчетный вес машинного оборудования «Акицуки» составил 724,5 т: машины — 214, котлы — 195,5, трубопроводы — 97, валы и винты — 92,5, вспомогательные механизмы — 55,5 т. Эсминец брал 78 т воды и 5,5 т машинного масла. На ходовых испытаниях вес машинного оборудования, запасов воды и масла составил 835 т, в полной нагрузке — 840.
Площадь пера сбалансированного руля— 10,48 м2. Максимальный угол поворота руля на борт — 35°.
Обеспечение увеличенного радиуса действия эсминцев ПВО потребовало существенного роста запасов топлива. Полная вместимость топливных танков составляла около четверти стандартного водоизмещения. На обычных флотских эсминцах это значение было в пределах 15%.
Топливные цистерны помещались в основном в двойном дне, однако под дополнительные резервуары были отданы и другие полости, местами доходившие практически до самой верхней палубы. Система питания обеспечивала первоначальный расход топлива из наиболее высоко расположенных резервуаров.
На ходовых испытаниях «Акицуки» развил максимальную скорость в 33,39 узла при мощности 52 193 л.с. и скорости вращения винтов в 343 об/мин (водоизмещение 3472 т). При перегрузке полная мощность повысилась до 54 763 л.с., скорость до 33,77 узла (при 348,2 об/мин). Стандартная скорость в 18,26 узла была получена при мощности в 4839 л.с. (161,2 об/мин). В этом случае потребление топлива составило 0,43 кг/ч на л.с. против 0,332 кг/ч на одну л.с. при полной мощности.
Артиллерийское вооружение
Изюминкой всего проекта, собственно и превращающей корабль в специализированную боевую единицу противовоздушной обороны, должны были стать артиллерийское вооружение и системы управления зенитным огнем.
Все созданные ранее в Японии типы эскадренных миноносцев, начиная с «фубуки», вооружались 127-мм орудиями с длиной ствола 50 клб., размещенными в двухорудийных башнях. Это было мощное орудие, превосходившее в дальности огня сопоставимые американские пятидюймовки почти на 4000 м! Под него японцы разработали семь различных типов орудийных установок. Наиболее совершенные башни типа D, установленные на эсминцах типа «Югумо» и «Симакадзе», по своему диапазону вертикальной наводки (-7°, +75°) на первый взгляд могли быть использованы для ПВО. Однако в действительности низкая скорость горизонтальной наводки в 4—6 град/с делала эту артиллерийскую систему для борьбы с самолетами практически бесполезной.
Имевшиеся к тому времени на вооружении японского флота зенитные установки меньшей мощности (127-мм/40 клб. и 120-ММ/45 клб.) также не годились для вооружения эсминцев ПВО, так как в существующих вариантах являлись полуоткрытыми и не отвечали требованиям боя с надводными кораблями противника.
Таким образом, артиллерия главного калибра для «Акицуки» создавалась параллельно с разработкой проекта эсминца, специально для данного типа корабля. Это была принципиально новая двухорудийная артиллерийская установка с электрогидравлическим приводом, размещенная в закрытой 30-тонной башне. Последняя поворачивалась на 12 град/с в горизонтальной плоскости, скорость вертикальной наводки составляла 16 град/с.
Орудийную установку приняли на вооружение в 1938 году под наименованием тип 98 модель А. Данная артиллерийская система представляла собой один из немногочисленных видов вооружения, разработанных в Японии, и по своим качествам превосходивших все мировые аналоги(Сравнивая японское 100-мм орудие типа 98 с американским 127-мм Мк-32, следует иметь в виду, что последнее при своих весьма посредственных баллистических характеристиках обладало важным преимуществом: в его боекомплекте снаряды оснащались радиовзрывателями. Поэтому зенитный огонь американских эсминцев в целом был все же эффективнее, чем у «Акицуки»).
Дебют артиллерии «Акицуки» — успешное отражение налета американских «летающих крепостей» 29 сентября 1942 года. Японские авторы Хори Мотойоси и Адзума Сеичи утверждают, что в тот день эсминец сбил два низколетящих В-17. Естественно, что в тех условиях (низколетящие, достаточно крупные и не слишком скоростные самолеты) восемь 100-мм орудий могли проявить себя с самой лучшей стороны.
Некоторые японские источники утверждают, что, когда летом 1945 года бомбардировщики В-29 атаковали район ВМБ Куре с высоты более 9000 м, единственными зенитными орудиями, способными вести сколь-нибудь эффективный огонь по самолетам, оказались лишь стомиллиметровки «акицуки». Однако для достижения такой высоты даже для снаряда этой артсистемы требовалось около 20 с, что в совокупности с отсутствием радиовзрывателя и сугубо оптической наводкой давало весьма малую вероятность поражения цели.
Огневая производительность артиллерии ГК «Акицуки» составляла более 2000 кг/мин, в то время как у стрелявшего почти вдвое более тяжелыми снарядами «Югумо» этот показатель едва достигал 1380 кг/мин. В боекомплект ГК входило по 300 снарядов на ствол (фугасных и некоторое количество учебных). Для достижения высоких характеристик артсистемы типа 98 в жертву была принесена живучесть ствола, составлявшая всего 350 выстрелов (у японской пушки типа 89 — до 1500, а у германской 105/65 зенитки — около 2950!). Несмотря на названный недостаток, установка оказалась весьма удачной и на ее основе для вводимых в строй крупных кораблей была разработана полузакрытая установка тип 98 модель А модификация 1. Правда, она успела попасть только на вооружение авианосца «Тайхо» и легкого крейсера «Ойодо», которые не получили реальных возможностей применить ее в бою.
В 1930 году по японскому заказу французская фирма «Гочкис» разработала 25-мм зенитную пушку, которая в небольших количествах была закуплена Японией в 1934-м. Еще через два года на арсеналах в Йокосуке и Тоёкаве приступили к собственному производству стволов, дополненных пламегасителями типа «Рейнметалл», а также лафетов — первоначально для спаренных установок. Спаренную 25-мм зенитку под наименованием тип 96 модификация 1 приняли на вооружение 6 августа 1936 года, и до окончания Второй мировой войны она оставалась основной автоматической зенитной артсистемой Императорского флота. В 1941 году была разработана строенная установка, а через два года — одинарная. Последняя наводилась вручную, спаренные и строенные имели электропривод мощностью 1 л.с., с возможностью ручной наводки. Спаренная установка обслуживалась расчетом из семи номеров, строенная — девятью (вертикальный и горизонтальный наводчики, установщик прицела и по 2 заряжающих на ствол).
Для 25-мм пушек использовались 4 вида снарядов: бронебойный, весом 262 г (заряда нет); общего типа (243 г, заряд 13,2 г); зажигательный (250 г, заряд 11,3 г); трассирующий (252 г, заряд 11,0 г).
Каждый 4-й или 5-й снаряд в фугасной или зажигательной обойме был трассирующим. Вес одиночной установки на тумбе составлял 785 кг, спаренной — 1100 кг, строенной - 1800 кг.
Среди зенитных малокалиберных пушек союзников орудие типа 96 было более сопоставимо с 20-мм «Эрликоном», но проигрывало 40-мм «Бофорсу» практически во всех отношениях.
Если состав основного артиллерийского вооружения эсминцев типа «Акицуки» в течение войны не изменялся (На многих японских эсминцах башню ГК № 2 (возвышенная кормовая) к концу войны заменили на строенную 25-мм установку), то количество размещаемых на кораблях 25-мм орудий типа 96 непрерывно росло. Так, на этапе проектирования легкое зенитное вооружение ограничивалось двумя спаренными 25-мм автоматами, которые устанавливались на платформе между трубой и торпедным аппаратом, и первые корабли серии передавались флоту именно в таком виде. Впоследствии эсминцы получили дополнительные строенные 25-мм автоматы, стоящие на площадках побортно у трубы. В 1944 году на находившихся в строю «акицуки» сняли кормовой ПУАЗО и на его месте установили еще один строенный автомат. На ряде кораблей две дополнительных строенных установки появились по сторонам от прожекторной платформы. До 12 одиночных 25-мм автоматов были размещены на палубе. Например, на «Хацуцуки» общее число орудий типа 96 достигло 27.
Усиление зенитного вооружения на оставшихся в строю единицах было продолжено в 1945 году. «Судзуцуки» имел 6 строенных (перед торпедным аппаратом, по бокам от трубы и мостика) и 30 одиночных установок (всего 48 автоматов) без ослабления основного вооружения.
К началу войны за Великую Восточную Азию 25-мм пушки являлись вполне удовлетворительным оружием, не имевшим в сравнении с аналогичными системами противника ни принципиальных преимуществ, ни значительных недостатков. Однако в ходе боевых действий изначально несущественные недостатки японских 25-мм автоматов особенно проявились за счет качественного роста боевых характеристик самолетов и совершенствования тактики авиации противника.
Скорость наведения спаренных и строенных установок оставалась неудовлетворительной даже при использовании электропривода, а при ручной наводке снижалась еще больше. Сама конструкция прицелов оказалась не приспособленной для стрельбы по скоростным целям в условиях их быстрого горизонтального перемещения (К 1944 году американским летчикам был уже хорошо известен этот недостаток японской малокалиберной зенитной артиллерии, чем они успешно пользовались, рыская на курсе атаки).
Значительная вибрация при стрельбе и недостаточная емкость магазина также отрицательно сказывались на точности огня и практической скорострельности. Малые вес снаряда и дальность огня 25-мм пушек не обеспечивали эффективного поражения пикирующих бомбардировщиков и торпедоносцев до момента применения ими оружия.
читать дальше
читать дальше
читать дальше
читать дальше
читать дальше
Головной корабль серии — эсминец «Акицуки» («Осенняя Луна») — на протяжении всего своего боевого пути использовался по прямому назначению чаще других однотипных ему эсминцев. Находясь в ордерах ПВО авианосных соединений, он принял участие в трех крупномасштабных сражениях — у Восточных Соломоновых островов, в Филиппинском море и у мыса Энганьо.
читать дальше
читать дальше
читать дальше
читать дальше
Ирония судьбы «Судзуцуки» («Холодная Луна») заключается в том, что, находясь в строю Императорского флота дольше всех остальных кораблей, эсминец до 1945 года не участвовал ни в одном крупном сражении. Причиной этого стали повреждения, дважды полученные в результате атак американских подводных лодок. Участие в последнем походе линкора «Ямато» в апреле 1945 года оказалось единственным по-настоящему боевым выходом «Судзуцуки» в море.
читать дальше
читать дальше
Эсминец «Хацуцуки» («Новая Луна») получил назначение в 61-й ДЭМ 10-й эскадры 3-го флота 15 января 1943 года. Командиром корабля стал коммандер Тагучи Суичи.
читать дальше
Киль пятого корабля типа «Акицуки», названного «Ниицуки» («Новая Луна») (При переводе на русский язык разница в названиях эсминцев «Хацуцуки» и «Ниицуки» отсутствует), был заложен в день удара соединения Нагумо по Пёрл-Харбору (по токийскому времени это произошло 8 декабря 1941 года). Всего через 7 месяцев корабль был спущен на воду.
читать дальше
Переданный флоту 31 мая 1943 года в Нагасаки эсминец «Вакацуки» («Луна в первой четверти») в тот же день вошел в состав 11-го ДЭМ 1-го флота. Его командиром стал коммандер Судзуки Ясуацу, ранее командовавший эсминцами «Минегумо» и «Митисио».
читать дальше
читать дальше
Судьба эсминца «Симоцуки», участвовавшего в двух крупнейших сражениях в ордерах ПВО авианосных соединений и погибшего от торпеды подводной лодки, глубоко символична. Она в полной мере отражает ту неготовность к ведению противолодочной обороны морских коммуникаций, которая стала одной из составляющих поражения Японии во Второй мировой войне.
читать дальше
Боевая биография эсминца «Фуюцуки» оказалась чем-то схожей с карьерой однотипного «Судзуцуки». Современник грандиозных баталий 1944 года, он в них не участвовал; вошел в состав 1-го Диверсионного соединения и уцелел в побоище, устроенном американской авиацией к северу от Окинавы в апреле 1945 года; капитулировал в поврежденном состоянии и также завершил свою карьеру в виде волнолома.
читать дальше
«Харацуки» «Весенняя Луна») в день своей передачи флоту 28 декабря 1944 года вошел в состав 11-го ДЭМ, а 20 января стал флагманом 103-го эскортного дивизиона. Корабль несколько раз привлекался для сопровождения остатков некогда великого флота, занимавшихся учебной подготовкой во Внутреннем море, однако в военных действиях не участвовал.
читать дальше
Первым и единственным командиром «Ханацуки» («Луна Цветения») стал коммандер Адзума Хидео. Послужной список офицера включал участие в сражениях в проливе Сунда и у Тассафаронга. Два эсминца, которыми Адзумо командовал до назначения на «Ханацуки» («Муракумо» и «Оясио»), погибли в боях.
читать дальше
Ни одному из четырех «акицуки», вошедших в строй в декабре 1944 года и позже, понюхать пороху практически не довелось. Не стал исключением и «Ёицуки» (дословно — «Луна, видимая в момент, когда день переходит в вечер», или «Сумеречная Луна»), переданный флоту 31 января 1945 года в Токио. В тот же день корабль был зачислен в 11-й ДЭМ.
читать дальше
«Нацуцуки» «Летняя Луна») в состав действующего флота вошел последним из однотипных эсминцев — 8 апреля 1945 года. Правда, к этому времени «действующим» японский флот уже не был. Немногие уцелевшие корабли стояли на приколе и, в лучшем случае, числились плавучими батареями в системах ПВО военно-морских баз.
читать дальше
читать дальше