Америка? Нет больше вашей Америки..
emishi-ezo.net/Abe_clan.html
Происхождение клана Абэ
Хакомори Кендзиро
Происхождение клана Абэ спорно. читать дальшеОтчасти причина этого – исследование мумий его потомков, северных Фудзивара; установлено, что они были подобны современным японцам. Поэтому их предковые связи также поставлены под вопрос. До этого считалось, что северные Фудзивара и их линидж вместе с Абэ были потомками народа эмиси, аборигенных жителей Тохоку, которые в прошлом столетиями боролись против власти Ямато. После указанной находки стало ясно, что это не так. Поныне статус Абэ окончательно не ясен, потому что он может быть объяснен и по-другому, поскольку вожди Фудзивара, мумии которых сохранились, жили на столетие позже Абэ и могли отражать брачные связи с японцами современного вида. Однако семью Абэ можно проследить назад, вплоть до IX века, как живущих намного дольше в Тохоку, хотя это дело очень запутанное. Несмотря на путаницу, более всего похоже, что Абэ либо были семейством древних японцев, которое переместилось в этот регион до войн Ямато с эмиси (VIII в.), либо они были японского происхождения, восходящего к IX в. Если они переселились в период до завоевания, тогда можно рассудить так, что Абэ, скорее всего, имели связи с местными эмиси, и называть их эмиси не будет натяжкой. Однако если они переселились после завоевания, то их к местным эмиси отнести нельзя.
В любом случае, их клан интересен не только в смысле определения, были ли они местными эмиси; даже если они таковыми не были, они проливают свет на тех японцев, которые держались на стороне эмиси. Изучение Абэ проливает свет не только на сам клан, но и на то, как сильно изменился регион Тохоку после завоевания. До завоевания это была в большинстве своем зона чистых эмиси, или не-японских дзёмонцев. А после завоевания, можно сказать, японские фамилии и кланы начали формировать большинство в самом эпицентре сопротивления эмиси – в стране, которую при японском дворе называли Хитаками.
Название клана Абэ может быть обнаружено в IX в. [1] Все люди, носившее это имя, были японцами, служившими двору. Среди них есть двое, отмеченные как несшие службу в качестве chinjufu-shogun – Абэ Коретака в 878 г. и Абэ Митора в 884 г. Есть два примера персон, отмеченных как правители Муцу, один – Абэ Киёюки в 886 г., и другой – Абэ Цунэми в 940 г. Если родство этих Абэ было связано с кланом IX столетия, тогда они были очень влиятельной в регионе семьей по меньшей мере с VIII в., и положение, которого они достигли, опровергает их этничность (как эмиси), так как такого положения можно было добиться, только будучи знатными японцами. К примеру, крестьяне или ремесленники не могли достичь такого положения – только воины или представители знати.
Возможно, хотя на это не похоже, что они были древним семейством, связанным с императорской линией. Как предполагается, клан Аби был связан с Нагасу(н)э-но хико, полулегендарным принцем области Ямато, и, предположительно, он бежал из Ямато в северный регион Тохоку после того, как, по «Нихонсёки», проиграл битву [2]. Если это правда, они /Абэ/ могли переместиться в Тохоку за столетия до войн Ямато здесь, и тогда это мог быть пограничный японский клан, который выступал вместе с эмиси против Ямато и который усвоил культуру эмиси. Абэ могли быть таковыми, поскольку жили здесь столь длительное время. Однако этот сценарий невозможно ничем подтвердить.
Возможно также, что они произошли в месте возле реки Ацуби в (преф.) Иватэ, и что это имя, Ацуби, было изначальным наименованием их семьи, и что случайно оно изменилось, превратившись в Абэ. Такое предположение приводится среди возможных свидетельств в пользу того, что Абэ – туземные эмиси. Но это не поддается проверке – клан Ацубэ нигде не упомянут и ничто не указывает на то, что Абэ происходили из ареала Ацуби.
Остается только прочная возможность того, что официальные лица, называвшиеся Абэ, из этого региона времен IX в. – это Абэ более поздней японской истории. И это еще прочнее для более поздней истории их – как самого влиятельного семейства в регионе Муцу из упомянутых.
Reference:
Takahashi, Takashi. Emishi no matsuei. Tokyo: Chuo-shinsho: 1991.
Hakomori Kenjiro 2007.12.18.
----------------------------
КОММЕНТАРИЙ
[1] Очень странно, что, исследуя происхождение клана Абэ, автор прослеживает таковое вглубь лишь до IX века, поскольку есть описанные в «Нихонги» и широко известные в японской истории три морские экспедиции флотоводца Ямато по имени Абэ-но Хирафу (назван в упомянутых хрониках Абэ-но Оми, Абэ-но Хикита оми и Абэ-но Пэробэ) в 658, 659 и 650 гг. Первые две имели целью покорение местных эмиси, самых северных на Хонсю, а третья – отпор вторжению с материка мисихасэ (асихасэ), потревоживших в это же время и остров Садо. Не знать имя Абэ-но Хирафу странно, т. к. он – участник битвы флота Ямато с объединенными силами танского Китая и Силлы у берегов Корейского полуострова (закончился поражением Ямато) и, кроме того, был назначен правителем земли Коси (северо-западное окончание Хонсю). Наконец, изложение его экспедиций дано на личном сайте Хакомори Кендзиро в статье Судзуты Юкинори (Suzuta Yukinori. Naval Expedition of Abe no Hirafu. – emishi-ezo.net/Conquest/AbeNoHirafu.html). Таким образом, более чем вероятно, что именно Абэ-но Хирафу, ставший удельным владыкой в Коси, – родоначальник клана Абэ в стране северных эмиси, а случилось это именно до их покорения в VIII в. Отсюда совершенно понятно, почему главы клана воевали с войсками Ямато, не пуская их к себе в удел, где они не менее столетия обустраивались на свой страх и риск, без всякой поддержки от центра, породнились с туземной знатью, обросли местными связями, местной прислугой и местным войском; естественно, они резко воспротивились «натиску на Восток» и давали ему эффективный отпор до конца I тысячелетия, а также не раз восставали и позже (В. Д. К.).
[2] Это уже второй обнаруженный мною случай, когда японские исследователи, обращаясь к важному и хорошо известному эпизоду Восточного похода Дзимму (подробно изложенному в «Кодзики» и «Нихонги»), где фигурирует Нагасунэ-хико, не ведают того, что он был «варвар» – вождь цутикумо (т. е. тех же эмиси). По двум названным «священным записям», Нагасунэ был убит. Но даже если допустить, будто обнаружены сведения о том, что убитый, как часто бывало в японской истории, спасся бегством в Осю (современное название – Тохоку), это не меняет дела, так как никакой загадки при этом его этническая принадлежность представлять не может – он был варваром-цутикумо, т.е. в общем смысле – эмиси (В. Д. К.).
Происхождение клана Абэ
Хакомори Кендзиро
Происхождение клана Абэ спорно. читать дальшеОтчасти причина этого – исследование мумий его потомков, северных Фудзивара; установлено, что они были подобны современным японцам. Поэтому их предковые связи также поставлены под вопрос. До этого считалось, что северные Фудзивара и их линидж вместе с Абэ были потомками народа эмиси, аборигенных жителей Тохоку, которые в прошлом столетиями боролись против власти Ямато. После указанной находки стало ясно, что это не так. Поныне статус Абэ окончательно не ясен, потому что он может быть объяснен и по-другому, поскольку вожди Фудзивара, мумии которых сохранились, жили на столетие позже Абэ и могли отражать брачные связи с японцами современного вида. Однако семью Абэ можно проследить назад, вплоть до IX века, как живущих намного дольше в Тохоку, хотя это дело очень запутанное. Несмотря на путаницу, более всего похоже, что Абэ либо были семейством древних японцев, которое переместилось в этот регион до войн Ямато с эмиси (VIII в.), либо они были японского происхождения, восходящего к IX в. Если они переселились в период до завоевания, тогда можно рассудить так, что Абэ, скорее всего, имели связи с местными эмиси, и называть их эмиси не будет натяжкой. Однако если они переселились после завоевания, то их к местным эмиси отнести нельзя.
В любом случае, их клан интересен не только в смысле определения, были ли они местными эмиси; даже если они таковыми не были, они проливают свет на тех японцев, которые держались на стороне эмиси. Изучение Абэ проливает свет не только на сам клан, но и на то, как сильно изменился регион Тохоку после завоевания. До завоевания это была в большинстве своем зона чистых эмиси, или не-японских дзёмонцев. А после завоевания, можно сказать, японские фамилии и кланы начали формировать большинство в самом эпицентре сопротивления эмиси – в стране, которую при японском дворе называли Хитаками.
Название клана Абэ может быть обнаружено в IX в. [1] Все люди, носившее это имя, были японцами, служившими двору. Среди них есть двое, отмеченные как несшие службу в качестве chinjufu-shogun – Абэ Коретака в 878 г. и Абэ Митора в 884 г. Есть два примера персон, отмеченных как правители Муцу, один – Абэ Киёюки в 886 г., и другой – Абэ Цунэми в 940 г. Если родство этих Абэ было связано с кланом IX столетия, тогда они были очень влиятельной в регионе семьей по меньшей мере с VIII в., и положение, которого они достигли, опровергает их этничность (как эмиси), так как такого положения можно было добиться, только будучи знатными японцами. К примеру, крестьяне или ремесленники не могли достичь такого положения – только воины или представители знати.
Возможно, хотя на это не похоже, что они были древним семейством, связанным с императорской линией. Как предполагается, клан Аби был связан с Нагасу(н)э-но хико, полулегендарным принцем области Ямато, и, предположительно, он бежал из Ямато в северный регион Тохоку после того, как, по «Нихонсёки», проиграл битву [2]. Если это правда, они /Абэ/ могли переместиться в Тохоку за столетия до войн Ямато здесь, и тогда это мог быть пограничный японский клан, который выступал вместе с эмиси против Ямато и который усвоил культуру эмиси. Абэ могли быть таковыми, поскольку жили здесь столь длительное время. Однако этот сценарий невозможно ничем подтвердить.
Возможно также, что они произошли в месте возле реки Ацуби в (преф.) Иватэ, и что это имя, Ацуби, было изначальным наименованием их семьи, и что случайно оно изменилось, превратившись в Абэ. Такое предположение приводится среди возможных свидетельств в пользу того, что Абэ – туземные эмиси. Но это не поддается проверке – клан Ацубэ нигде не упомянут и ничто не указывает на то, что Абэ происходили из ареала Ацуби.
Остается только прочная возможность того, что официальные лица, называвшиеся Абэ, из этого региона времен IX в. – это Абэ более поздней японской истории. И это еще прочнее для более поздней истории их – как самого влиятельного семейства в регионе Муцу из упомянутых.
Reference:
Takahashi, Takashi. Emishi no matsuei. Tokyo: Chuo-shinsho: 1991.
Hakomori Kenjiro 2007.12.18.
----------------------------
КОММЕНТАРИЙ
[1] Очень странно, что, исследуя происхождение клана Абэ, автор прослеживает таковое вглубь лишь до IX века, поскольку есть описанные в «Нихонги» и широко известные в японской истории три морские экспедиции флотоводца Ямато по имени Абэ-но Хирафу (назван в упомянутых хрониках Абэ-но Оми, Абэ-но Хикита оми и Абэ-но Пэробэ) в 658, 659 и 650 гг. Первые две имели целью покорение местных эмиси, самых северных на Хонсю, а третья – отпор вторжению с материка мисихасэ (асихасэ), потревоживших в это же время и остров Садо. Не знать имя Абэ-но Хирафу странно, т. к. он – участник битвы флота Ямато с объединенными силами танского Китая и Силлы у берегов Корейского полуострова (закончился поражением Ямато) и, кроме того, был назначен правителем земли Коси (северо-западное окончание Хонсю). Наконец, изложение его экспедиций дано на личном сайте Хакомори Кендзиро в статье Судзуты Юкинори (Suzuta Yukinori. Naval Expedition of Abe no Hirafu. – emishi-ezo.net/Conquest/AbeNoHirafu.html). Таким образом, более чем вероятно, что именно Абэ-но Хирафу, ставший удельным владыкой в Коси, – родоначальник клана Абэ в стране северных эмиси, а случилось это именно до их покорения в VIII в. Отсюда совершенно понятно, почему главы клана воевали с войсками Ямато, не пуская их к себе в удел, где они не менее столетия обустраивались на свой страх и риск, без всякой поддержки от центра, породнились с туземной знатью, обросли местными связями, местной прислугой и местным войском; естественно, они резко воспротивились «натиску на Восток» и давали ему эффективный отпор до конца I тысячелетия, а также не раз восставали и позже (В. Д. К.).
[2] Это уже второй обнаруженный мною случай, когда японские исследователи, обращаясь к важному и хорошо известному эпизоду Восточного похода Дзимму (подробно изложенному в «Кодзики» и «Нихонги»), где фигурирует Нагасунэ-хико, не ведают того, что он был «варвар» – вождь цутикумо (т. е. тех же эмиси). По двум названным «священным записям», Нагасунэ был убит. Но даже если допустить, будто обнаружены сведения о том, что убитый, как часто бывало в японской истории, спасся бегством в Осю (современное название – Тохоку), это не меняет дела, так как никакой загадки при этом его этническая принадлежность представлять не может – он был варваром-цутикумо, т.е. в общем смысле – эмиси (В. Д. К.).
читать дальше
Правителем Шести уездов был Абэ-но Ёриёси, сын Тадаёси. Отец Тадаёси, Абэ-но Тадаёри был главой всех кланов эмиси Восточных земель. Слава о его воинской доблести гремела во всех Шести уездах, и все кланы подчинялись ему. Чувствовал он себя хозяином Шести уездов и притеснял народ как ему вздумается. Потомство его было многочисленным, и многие из его потомков укрепились к югу от реки Коромо, в земле Муцу. Этот Ёриёси не посылал в столицу ни положенные налоги и подати, ни людей для выполнения рабочей повинности.
читать дальше
В этом году при дворе был назначен новый правитель земли Муцу, но он отказался от должности, услышав о мятеже в тех краях, и к месту назначения не поехал. По этой причине обязанности вновь возложили на Ёриёси и поручили ему покарать Ёритоки.
читать дальше
читать дальше
Однако же и Тадаёри, невзирая на своё внеочередное назначение, не изъявил рвения покарать мятежников. Да и испрошенные войска и провиант не поступали, так что снова ударить по смутьянам не было возможным.
читать дальше
Крепость эту с востока и с юга окружала речная стремнина, а с запада и севера высились отвесные обрывы. И конному, и пешему было почти невозможно пробиться. Однако воины Фукаэ-но Корэнори и Отомо-но Кадзусуэ более чем с двумя десятками смельчаков вырубали мечами ступени в обрыве, отталкиваясь пиками, взобрались на склон, подрубили частокол и ворвались в крепость, тесня мятежников мечами. В крепости всё смешалось, и враги дрогнули.
читать дальше
Военачальник сказал Такэнори:
– Хоть и смеркалось, а позволить мятежникам бежать не должно, нужно непременно догнать их. Если нынче дадим им передохнуть, завтра они смогут сражаться.
читать дальше
В седьмой день того же месяца уничтожили заставу и двинулись в деревню Сиратори уезда Идзава. Взяли приступом крепости Ооасауно и Сэхара, захватив одного из мятежников в плен. Он рассказывал:
читать дальше
Тогда был захвачен в плен Цунэкиё. Призвал его военачальник и ругал, говоря:
– Многие поколения твоих предков служили государю. И несмотря на это, много лет ты изменял государю, забыл о благодеяниях своих господ. Отвернулся от добродетели и творил низкие дела. Что же, каково тебе с твоей «белой печатью»?.
читать дальше
Во время сражения, когда Ёсииэ стрелял по латникам неприятеля, с каждым щелчком тетивы воин противника падал, сражённый. На следующий день Такэнори попросил Ёсииэ:
читать дальше