Америка? Нет больше вашей Америки..
www.coe.int/t/e/cultural_co-operation/education...
Из истории становления японской государственности
Встреча экспертов по истории из Российской Федерации и Японии
Токио, Япония, 25-27 октября 2000 г.
Профессор ТАМУРА Акира:
ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ ИСТОРИЧЕСКИХ РУИН, СВЯЗАННЫХ С ГОСУДАРСТВОМ БОХАЙ
читать дальше
Исследования исторических руин государства Бохай было начато приблизительно в середине XIX века. И связано это было с деятельностью русского отряда, который возглавлял Буссе, некоторое время спустя после того, как Приморский край стал территорией России. Вскоре и японские исследователи стали проявлять интерес к изучению остатков поселений государства Бохай. Этот интерес был вызван тем, что исследования государства Бохай имеют непосредственное отношение к проблеме Riben-dao (NihonDo). Дело в том, что Riben-dao (Nihon Do) 1 являлся одним из важнейших путей, ведущих в Японию с материка; всего их было пять: Riben-dao – (Nihon Do), Caogong-dao – (Choko Do), Xiniuo-dao – (Shinra Do), Qidan-dao – (Kitan Do) и Yingzhou-dao – (Eishu Do). Согласно письменным источникам, этот путь проходил из столицы государства Бохай (Shang jing [Верхняя столица] = Dong jing cheng [Восточная крепость[, через Восточную столицу (Dong jing /Ba lion cheng/) и далее через юго-восточное побережье, а затем морем в Японию. Приблизительно в 1910-х годах, когда исследования этой проблемы были еще в зачаточном состоянии, среди японских исследователей были такие, кто полагал, что в древности суда отправлялись из района Владивостока. Однако позже возобладала точка зрения, что более реальным местом оправления судов был район залива Посьет. Но в этих местах проходит линия границы, и поэтому проводить там какие-либо исследовательские работы в то время было просто невозможно. В 1950-х годах профессор Шевкунов провел обследование земляной крепости в поселке Краскино на северном мысу залива Посьет и подтвердил, что это земляное укрепление является крепостью государства Бохай. Полученная информация была сразу же передана китайской стороне, и в 1980-х годах китайский исследователь Wong Xia пришел к выводу, что это место имеет отношение к Riben-dao.
… Начиная с 1992 года, я, исследователь Тамура, был назначен ответственным за изучение исторических мест, связанных с государством Бохай в рамках проекта научного общества "Северо-восточная Евразия" и в настоящее время, при поддержке российских исследователей, нами ведутся раскопки на одном из участков земляной крепости в Краскино.
Сосредоточенные в южной части Приморского края исторические места, связанные с государством Бохай, – это, кроме названной крепости в поселке Краскино, земляное укрепление в районе города Уссурийск, а также земляное укрепление в районе реки Илистая. Сначала я два раза проводил раскопки горной крепости у села Синельниково и крепости на реке Уссури. Благодаря этим исследованиям мне, в частности, удалось выяснить, что крепостная стена возводилась дважды. При этом, второй раз она возводилась после большого пожара, к тому же, несмотря на то, что в земляных слоях верхней части стены встречаются находки, принадлежащие ко временам господства государства Бохай, в нижних слоях обнаруживаются многочисленные предметы племен Мохэ. Из чего можно предположить, что строили эту крепость племена Мохэ, однако Бохай напал на них, крепость пала и уже во времена государства Бохай была отстроена вновь. Ведь хорошо известно, что Бохай постепенно, одно за другим подчинял себе племена Мохэ, проживавшие по периметру владений Бохайского государства.
С 1998 года мы, поставив целью обнаружить источники, относящиеся к Riben-dao, взялись за раскопки крепости в районе Краскино. Что касается крепости Краскино, то в течение ряда лет, начиная с 1980 года, там проводит раскопки группа российских ученых во главе с господином Болдиным из научно-исследовательского Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока, Дальневосточного отделения Российской Академии Наук.
Укрепление в Краскино представляет собой крепость, которая в плане выглядит как неправильный пятиугольник, протянувшийся с запада на восток приблизительно на 400 метров, с севера на юг также приблизительно на 400 метров, с крепостной стеной высотою около двух метров; внутри крепости ровная поверхность, заросшая травой. Крепостные ворота были сделаны на юге, на востоке и на западе. Группа под руководством господина Болдина проводит раскопки в северо-западной части крепости, в центре которой остались следы буддийского храма: фрагменты храмового здания, каменного ограждения и остатки ворот храма. Кроме того, была найдена статуэтка Будды. Мы ведем раскопки в районе восточных ворот. Эти ворота имеют специфическую конструкцию, называемую "Weng-cheng", при которой проезд ворот ограждается земляным валом. Кроме того, в процессе раскопок, мы прокопали траншею, проходящую под крепостной стеной. Благодаря этой работе, мы обнаружили, что стена в районе траншеи с внутренней стороны крепости является двойной.
Мы только начали проводить раскопки в Краскино, а, следовательно, и ожидать значительных результатов, думается, пока преждевременно. К счастью, раскопки проводятся в атмосфере максимального дружелюбия со стороны российских исследователей. И очень хотелось бы надеяться, что российско-японское сотрудничество в области исследования исторических мест, связанных с государством Бохай в Приморском крае, будут продолжены и впредь.
Профессор КОБАЯСИ Тацуво:
ВОСТОЧНЫЙ КРАЙ АЗИАТСКОГО КОНТИНЕНТА И КУЛЬТУРНЫЙ ОБМЕН С ЯПОНИЕЙ
… Примерно 30 тысяч лет тому назад наступает новый период. Тогда увеличивается количество используемых каменных орудиий, что было связано с началом передвижения человек по территориям Сибири и Японского архипелага. В частности, до и после окончания ледникового периода на Земном шаре понижается температура окружающей среды и уровня моря. В результате материковым мостом были соединены Сибирь и остров Сахалин, а по проливу Лаперуза между Сахалином и островом Хоккайдо, осуществлялось свободное передвижение по льду в зимний период.
Иными словами, Сибирь и Японский архипелаг не были изолированы друг от друга морями, наш архипелаг был «Хоккайдским полуостровом», примыкающим к Сибирскому континенту. На фоне таких географических условий эти области должны были иметь культурную общность.
Например культура тонко-резцовых орудий, привела к развитию общемеждународной культуры в тех местах, где люди имели постоянные контакты между собой. Гиалопсит, добываемый на острове Хоккайдо и используемый для изготовления каменных орудий, с острова Сахалин перевозился в регион Владивостока и использовался там, а с другой стороны, бусы из добываемого в Сибири хризолита перевозились на Хоккайдо в местность Хакодатэ. Кроме этих вещей, служившими предметами обмена между двумя регионами, важной формой взаимообмена можно также рассматривать и перевозивших эти предметы людей, а также количество и качество информации, которую они распространяли.
По мере завершения ледникового периода климатическая среда превращалась в умеренную, как в наше время, шло таяние ледников, а также повышался уровень моря. В результате этого Хоккайдо был изолирован от Сахалина. С наступлением потепления, когда исчез материковый мост, население Японского архипелага вступило в период культурного самоопределения.
Как раз в это время история человечества начало новую эпоху своего развития, связанную с использованием лука и стрел, с приручением собак, люди стали также учиться выходить в открытое море. В частности, изготовление глиняной посуды – горшков оказалось, по физико-химической периодизации, старейшим на Японском архипелаге, и в Сибири также обнаружили глиняную посуду, принадлежащую к этой же эпохе. Возможно, что с изобретением посуды был связан и более широкий обмен между двумя местностями.
Распространению и использованию глиняной посуды способствовало и появление нового образа жизни. С появлением оседлых поселений между двумя регионами начинается период более изолированного существования, снижается интенсивность передвижения людей, что приводит в свою очередь к образованию сибирского в Сибири и Дземонского на Японском архипелаге стилей культуры.
В это же время начинается новый период в истории человечества, в котором взаимоотношения между различными местностями строятся на основе дипломатии и торговли.
Профессор СУДЗУКИ Ясутами:
ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДРЕВНЕГО ГОСУДАРСТВА В ЯПОНИИ: ОТ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ АВТОРИТЕТА ЛИДЕРОВ К ПОЯВЛЕНИЮ ДРЕВНЕГО ГОСУДАРСТВА
Вступление: проблемы формирования древнего государства в Японии в свете последних исторических исследований
Современная японская историография определяет существование древнего государства в Японии периодом с I века по X век н. э. До I века общество характеризуется как первобытнообщинное, а после Х века – как средневековое. Признается, что именно в этот период сформировалось древнее японское государство, сложился японский этнос, зародилась древняя культура. В настоящем докладе мне хотелось бы ограничиться рамками истории формирования государства в японском древнем обществе с I по VIII век. Далее, не углубляясь в теорию классического государства, а также, используя достижения культурантропологии, дающие нам модель социальной и культурной эволюции, попытаюсь в общих чертах набросать эволюцию самого первого государства, которое возникло среди населения японских островов. И, таким образом, хотелось бы попытаться определить историческое место, которое занимает Япония на уровне мировой истории и истории человечества.
Весьма интересной является теория стадий формирования и развития древнего государства в Японии, применительно к той модели, которую создали в последние годы археологи и культурантропологи Японии.
Прежде всего, я хочу обратиться к точке зрения Обаяси Тарё. Он говорит о трех стадиях развития династии и использует теорию, согласно которой структура и динамика раннего государства развивались на основе господства высшей системы власти над низшими. При этом господствующая система циклически подвергалась разрушению. Сначала Древняя династия в IV веке (правители Судзин – Тюай 崇神―仲哀
показывает нам пример концентрической политической структуры с господствующей системой Ямато в центре. Средняя династия, первая половина V века (правитель Одзин 応神
, переместилась из района Кюсю в район Кинки, и изначально подчиненная система Тикуси (…紫
захватила ведущие позиции в господствующей системе Ямато. Во времена Юряку (雄略
эта система распространяет свое влияние от района Кюсю до района Канто, но в правление Бурэцу (武烈
борьба за трон, раздоры между правителем и знатью, конфликты с народами прибрежных государств и строительство огромных могильников привели к подрыву мощи государства, что стало главной причиной разрушения данной господствующей системы. Во времена Новой династии, VI век (правитель Кэйтай 経体
, в результате борьбы за лидерство между господствующей системой Ямато и подчиненной системой Тикуси, последняя потерпела поражение и погибла. Таким образом, развитие государственности проходит от общества, основанного на авторитете вождя (Yamatai country's chiefdomes) (далее: chiefdomes) к раннему государству (Древняя и Средняя династии) и далее, быстрый процесс развития зрелого государства (Новая династия – "мятеж годов Мидзуэно сару" 672 года). Третья стадия – это централизация, концентрация власти и налаживание бюрократического аппарата.
Согласно концепции другого исследователя – Анадзава Кадзумицу, в Восточной Азии выделяется четыре культурных ареала. Это: центральный ареал (китайские династии), вторичный (союзнический) ареал (Когурё, Пэкче, Силла, Бохай, с седьмого века – Япония и др.), приграничный ареал (сфера соприкосновения цивилизованных и еще не цивилизованных обществ; до VII века с центром в Японии) и прилегающий ареал (нецивилизованные общества, не входящие в приграничный ареал, северная Азия, северо-восточная и северная часть Японии). Следовательно, стадия общества, основанного на авторитете вождя (chiefdomes), в Японии относится автором этой концепции к пограничному культурному ареалу. Во второй половине эпохи Яёй в Японии существовали многочисленные возглавляемые лидерами социумы, однако вожди северной части Кюсю, благодаря товарообороту изделий из железа, сформировали наиболее авторитетную общественную систему, которая стала доминировать. В конце второго века, из-за беспорядков в Ямато, доминирующая власть смещается из Кюсю в Кинай. Союз племен Яматай (邪馬台国(連合
был прообразом государственности, и его появление приходится на время, непосредственно предшествующее появлению культуры курганов Кофун. В центре района Кинай развивалась система товарооборота престижных товаров, здесь происходило распределение импортируемых бронзовых зеркал среди вождей сопредельных земель. Структура первоначального государства, в конечном счете, весь этап первоначального государства соответствует эпохе и культуре Кофун. Объединение экономики, военной организации и идеологии в центре района Кинай, стабильность и обращение железа способствовали объединению как системы товарооборота, так и механизма распределения и перераспределения, осуществляемого вождями Кинай с соседними землями, а наличие большого количества оружия и доспехов свидетельствовало о сословной организации и преобладающем военном характере этого общества. Необходимые условия цивилизованного общества еще не созрели. Появление власти единого правителя Ямато повлекло за собой переход японского общества в VI-VIII веках из приграничного ареала во вторичный культурный ареал. Становление центрального ареала цивилизации в Китае ускоряло цивилизационные процессы и в Японии, Силле, Бохае. Каменные погребальные камеры с боковым входом, комплексы курганов свидетельствуют о падении статуса традиционной элиты; постепенно формируется новый общественный порядок. Что касается цивилизованного государства в Японии, то принятие буддизма и строительство в 596 году буддийского храма (飛鳥寺
Асука стали для Японии "первой ступенькой на пути к цивилизации". Со второй половины VII века возникает государство Рицурё 律令: создается столица, центральная власть, административное управление, вводится письменность, появляется экономика с денежным обращением. Мы видим, что включение Японии в сферу китайской цивилизации и формирование государства в Корее, Бохае и других странах происходило приблизительно в одну и ту же эпоху.
В кругах археологов и историков, изучающих древность, с 1991 года весьма большое внимание уделяется концепции раннего государства Цудэ Хироси (都出比呂志
. Цудэ основывается на теории американских культурантропологов и определяет в качестве этапов становления государственности следующие: общество, основанное на авторитете вождя (chiefdome), → раннее государство → зрелое государство. Он рассматривает в качестве раннего государства эпоху так называемых "прямоугольных спереди, круглых сзади" могильников (курганов кофун), приблизительно со второй половины III века. Эпоху зрелого государства он признает с государственной системы Рицурё, – со второй половины VII века. Поэтому концепция Цудэ Хироси называет наиболее ранние сроки формирования государства в Японии.
С другой стороны, Ямао Юкихиса, напротив, критикует использование подобных достижений американо-европейской культурантропологии в отношении японской истории. Применительно к собственно истории Японии Ямао отстаивает свою классификацию: вторая половина V века (Юряку), – происходит утверждение монархической власти и, на ее основе, – зарождение государственности; с середины VI века (Киммэи) – формирование основ государства; первая половина VII века (Суйко) – утверждение первичного государства; приблизительно 650-е годы (Котоку) – реформы государства; после этого, по 740 год, первая половина VII века, тесно связанные со второй половиной VIII – концом IX века – переход ко вторичному государству.
Но не только профессор Ямао выделял первую стадию государственности в VI-VII веках, исследователи Хирано Кунио и Ёсида Акира весьма близки к аналогичному пониманию. Тем не менее, Ямао считает, что выделение вторичной государственности в VIII-IX веках связано с тем, что создание конце VII – первой половине VIII века системы Рицурё, вызванное в некоторой степени внешней необходимостью, привело к образованию особого государства и особого места государства в обществе. Нужно также принять во внимание, что эта идея не соответствует формированию и развитию древнего японского государства как линейной эволюции.
Автор настоящего доклада, опираясь на концепцию общества типа "chiefdomes", выдвинул в 1990 году гипотезу о совокупности стадий формирования древнего государства в Японии. Что касается теории культурантропологии, моя позиция близка к точке зрения профессора Тоидэ в том, что следует интернационализировать исследования древней истории Японии. Однако, в отличие от позиции профессора Тоидэ, который считает, что формирование японской государственности произошло в начальный период раннего государства, я считаю, что процесс формирования и само утверждение государственности в Японии произошли значительно позже. Мнение Тоидэ о разделении древнего государства на (1) общество спереди прямоугольных, сзади круглых курганов и (2) государство Рицурё, то есть, представление истории в виде "второго пришествия": расцвет древнего государства в V-VI веках, затем падение, а в VII-VIII веках – возрождение, – не выдерживает критики. Таким образом, я хотел бы предложить свою точку зрения, которая сводится к переходу от общества, тапа "chiefdomes" к древнему государству.
История формирования древнего государства в Японии.
Формирование и развитие системы управления, основанной на авторитете вождя
На Японских островах в середине второй половины эпохи Яёи в среде общества равных племен рождается "большой человек" (big man), превосходящий других по темпераменту и другим качествам, и затем из такого рода людей выделяется вождь. Если мы посмотрим на возникновение и преобразование государственной системы Ямато, то увидим, что эти люди и были тем центром, вокруг которого происходило экономическое объединение. В III веке появляется государство "Ямато" (倭国
(другое название Яматай (邪馬台国
, в котором правила Химико (卑弥呼
. Химико (женщина-вождь) была также верховной жрицей и разделяла пост вождя со своим младшим братом и, в то же время, осуществляла руководство внешними сношениями с государствами Вэй и Хан. У нее был собственный двор и она стояла во главе объединения из тридцати племен. Это было общество, в котором люди приходили на собрания без различия пола и возраста, где представления о социальном порядке были слабые, классовость неясно выражена. Правитель Ямато осуществлял распределение зеркал и других источников богатства, наследование власти правителя сопровождалось противодействием вождей племен и смутами, механизма наследования поста главы семейного клана еще не существовало.
Поворот к сословному обществу и централизации власти
В 370-е годы правитель Ямато посылал воинов для участия в войне Когурё и Пэкче. И после войн с Когурё, в конце IV – начале V века, войска не раз направлялись на Корейский полуостров. Выступая на стороне Пэкче и Кая, государство Ямато проводило политику, направленную на ввоз в страну железа и заимствование ремесленного искусства и культуры. Общество Ямато, типа "chiefdomes", монархическая власть Ямато с 421 года налаживает межгосударственные отношения с государством Со (宋
. Наряду с проведением корейской политики в Восточной Азии, Ямато ставит целью образование международной экономической системы перераспределения товаров. Вожди Ямато и северного Кюсю (Цукуси), района Сэтонай ( Киби, Иё и др.) объединяются, господствующее положение в этом объединении занимает Ямато, внутри которого появляются фиктивные кровнородственные связи. Сформировалась пирамидальная структура кланов, и во второй половине V века вожди Ямато оказались во главе племенного объединения, появилась традиция похоронных обрядов, могильников для вождей, развиваются связи с государством Со и, наряду с признанием наследования титула вождя Ямато, начинает проводиться линия на закрепление господствующего положения вождей Ямато и создание их генеалогии. От внешних связей зависело и единство общества внутри страны. Сhiefdoms Ямато монополизируют как внешние связи, так и внешнеторговый обмен и становится центром перераспределения железа и других богатств, а также заимствования ремесел (и ремесленников). Налаживается система, контролирующая поток продуктов обмена и дани, получаемой от вождей других регионов. Вожди племен являлись исполнительным административным органом. Вождь племенного объединения Ямато (правитель Ямато) с приближенными к нему вождями Кинаи ведали отправлением религиозных обрядов, внешними сношениями, армией, кузнечным делом, керамическим производством, изготовлением металлических и каменных предметов, и между вождями всех земель была сформирована система взаимодействия и обмена товарными и людскими ресурсами. Такая взаимосвязь развивала политическую структуру и способствовала как объединению вождей всех земель вокруг правителей Ямато, так и участию их самих во власти. Все это свидетельствует о том, что в это время произошел поворот к сословному централизованному обществу, к системе единого в масштабе японских островов chiefdoms Ямато, стоявшего во главе центральных земель Японии и северного Кюсю.
Получение от китайских императоров титула военачальника и других титулов еще более способствует формированию в Японии административных структур и созданию оригинального японского политического порядка. В самом конце V века была создана организация, при которой в центре общества были вожди, сами находившиеся в подчинении центральной администрации, которым, в свою очередь, были подчинены различные низовые объединения людей. На основе того, что человеческие взаимоотношения создавали возможность проведения мобилизации в случае военных компаний, строительства дворцов для правителя, храмов и др., была сформирована многослойная система отношений правителей с подчиненными вождями, а вождей – с членами подчиненного им сообщества. С VI века эта система стала прообразом системы "Томобэсэй" (Bunminsei).
Создание сословного общества и централизация власти
В конце V – начале VI века, время правления Юряку, политическая система, в которой организация двора правителя была ядром общества, продолжала развиваться как унифицированная система власти вождей земель с вождем Ямато в качестве верховного правителя. Управление производственными отношениями, земельной собственностью, людскими ресурсами производилось посредством различных методов: системы "томобэ" (ситемы "тонэри"), замыкающейся на региональных вождей, системы государственных правителей "кокудзо", системы "миякэ" и других. Таким путем правители осуществляли централизацию власти и экономики. И контакты с внешним миром, и сношения, включающие также кратковременное участие в войнах на Корейском полуострове стран Кая, Пэкче, Силла, иммиграция выходцев из страны Кая и юга Китая, обмен (людьми), привнесение в страну иной культуры (буддизм, конфуцианство, даосизм и др.), – все эти процессы контролировались правителем, и, таким образом, осуществлялось формирование японского общества и культуры. Кризис, вызванный разрывом отношений с Китаем и гибелью государства Кая, вызвал рост самосознания и священной защиты "Вакоку" (Японии). После мятежа Тикуси-но-Иваи риск падения центральной власти правителя и распада страны удалось преодолеть. Фактически при правителях Киммэи и Битацу, благодаря слиянию военного командования и управления внешними сношениями, а также установлению принципа наследственности, произошло укрепление власти правителя. Принятие ритуала оплакивания почившего государя во временном мавзолее, введение церемониала восшествия на престол, почитание культа предков правителя возвышали центрального правителя Вао над вождями земель, что способствовало стабилизации общества и преемственности власти. Таким образом, система chiefdoms определенно указывает на период централизации общественных групп и формирования централизованного сословного общества.
Утверждение централизованного сословного общества
Cистема авторитетного лидерства (chiefdom) появилась в первой половине VII века, в период правления Суйко, и, без сомнения, являлась ярко выраженным сословным обществом. Однако это общество еще не стало тем, что называют государством. Местом пребывания правителей становится южная часть Ямато (Асука), и правящие слои сосредотачиваются здесь же. Тем не менее, как можно видеть на примере наследуемых титулов "кабанэ", соблюдается строгая дифференциация между правителем "Вао" и окружающей его знатью. Такая структура являлась основой политической системы и была клановой. При дворе организуются различные бюрократические структуры (цукаса), как, например, конюшенное ведомство (ума-но цукаса), ведомство охоты и др., но они представляли собой выделившиеся из системы "томобэ", дезорганизованные структуры. Во главе таких ведомств стояли ближайшие к правителю и самые доверенные люди, которые вместе с правителем, его родственниками составляли совещательный, государственно-административный орган. Фактически это был государственный орган, имманентно формируемый как придворно-административная структура, но для государственного органа степень организации была довольно низка. Что касается руководства на местах (в землях), то "Ками-но микото" обходили земли, готовили систему "Куни-хори", а региональные вожди, на которых полагались правители, непосредственно осуществляли сбор налогов на производство товаров, на труд. Организация территории и населения, которые являлись принадлежностью государства, а также создание соответствующих органов управления еще не были вполне достаточными. Однако, с другой стороны, в 600 году начинаются сношения с Суй (Китай), на церемониях при дворе вводится классовая дифференциация окружения правителя, буддизм становится идеологией двора, появляется письменная мифическая генеалогия правителя "Вао". Наступило время теократического правления и единения вокруг правителя.
Политические реформы середины VII века (известные как "реформы Ицуси"), зарубежные военные походы после 660 года (поход на север Абэ-но Хирафу и участие в войне Пэкчэ), усмирение широкомасштабных волнений внутри страны 672 года ("мятеж Мидзуноэ-сару") положили конец беспорядкам и попыткам раздробления сословного общества, которые были обусловлены неустойчивостью системы chiefdomes, неустойчивостью, вызванной ростом количества региональных правителей в поселках и общинах. Это было политическим проявлением того, как правящий класс объединился, защищая свое положение.
Утверждение древнего государства
Формировавшееся древнее государство привело к разложению общинной системы управления в провинциях, которое осуществлялось местными вождями. Последние были назначены на руководство и бюрократические должности в местной администрации (т.е. система "Коти", пятидесятидворка). Над местными правителями для осуществления контроля стояли назначенные двором представители "куни-но-микото моти". Экспансия китайской империи Тан и прогресс в формировании государства в восточных районах Азии являлись источником значительного давления извне. 660-е годы (император Тэнти) стали поворотным пунктом: в 670-е годы, после императора Тэмму, Япония заимствует у империи Тан и у Силлы и вводит у себя систему законов Рицурё. В результате японское общество делает важный поворот к древнему государству. Видимые признаки этого – изменение названий: Вао эпохи Тэмму стал Императором, а само государство Вакоку (государство Ямато) стало называться Японией ("Нихон").
Можно сказать, что Япония VIII века в форме государства Рицурё развивалась не по пути отказа от (общинных) производственных отношений в общественной системе chiefdomship, а по пути интеграции этих производственных отношений в новую административную структуру. Принципы и традиции общественной системы авторитетного лидерства продолжают существовать, и тот факт, что имеют значение человеческие экономические взаимосвязи этого общества, отношения подчинения, руководства и общественный порядок, – все это можно назвать характерной чертой примитивного государства. Общество, в котором такая государственная структура зависела от государственной системы chiefdoms, в начале IX века стало примитивным государством. И после этого качественные изменения продолжались вплоть до первой половины X века.
/С незначительными сокращениями/
Из истории становления японской государственности
Встреча экспертов по истории из Российской Федерации и Японии
Токио, Япония, 25-27 октября 2000 г.
Профессор ТАМУРА Акира:
ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ ИСТОРИЧЕСКИХ РУИН, СВЯЗАННЫХ С ГОСУДАРСТВОМ БОХАЙ
читать дальше
Исследования исторических руин государства Бохай было начато приблизительно в середине XIX века. И связано это было с деятельностью русского отряда, который возглавлял Буссе, некоторое время спустя после того, как Приморский край стал территорией России. Вскоре и японские исследователи стали проявлять интерес к изучению остатков поселений государства Бохай. Этот интерес был вызван тем, что исследования государства Бохай имеют непосредственное отношение к проблеме Riben-dao (NihonDo). Дело в том, что Riben-dao (Nihon Do) 1 являлся одним из важнейших путей, ведущих в Японию с материка; всего их было пять: Riben-dao – (Nihon Do), Caogong-dao – (Choko Do), Xiniuo-dao – (Shinra Do), Qidan-dao – (Kitan Do) и Yingzhou-dao – (Eishu Do). Согласно письменным источникам, этот путь проходил из столицы государства Бохай (Shang jing [Верхняя столица] = Dong jing cheng [Восточная крепость[, через Восточную столицу (Dong jing /Ba lion cheng/) и далее через юго-восточное побережье, а затем морем в Японию. Приблизительно в 1910-х годах, когда исследования этой проблемы были еще в зачаточном состоянии, среди японских исследователей были такие, кто полагал, что в древности суда отправлялись из района Владивостока. Однако позже возобладала точка зрения, что более реальным местом оправления судов был район залива Посьет. Но в этих местах проходит линия границы, и поэтому проводить там какие-либо исследовательские работы в то время было просто невозможно. В 1950-х годах профессор Шевкунов провел обследование земляной крепости в поселке Краскино на северном мысу залива Посьет и подтвердил, что это земляное укрепление является крепостью государства Бохай. Полученная информация была сразу же передана китайской стороне, и в 1980-х годах китайский исследователь Wong Xia пришел к выводу, что это место имеет отношение к Riben-dao.
… Начиная с 1992 года, я, исследователь Тамура, был назначен ответственным за изучение исторических мест, связанных с государством Бохай в рамках проекта научного общества "Северо-восточная Евразия" и в настоящее время, при поддержке российских исследователей, нами ведутся раскопки на одном из участков земляной крепости в Краскино.
Сосредоточенные в южной части Приморского края исторические места, связанные с государством Бохай, – это, кроме названной крепости в поселке Краскино, земляное укрепление в районе города Уссурийск, а также земляное укрепление в районе реки Илистая. Сначала я два раза проводил раскопки горной крепости у села Синельниково и крепости на реке Уссури. Благодаря этим исследованиям мне, в частности, удалось выяснить, что крепостная стена возводилась дважды. При этом, второй раз она возводилась после большого пожара, к тому же, несмотря на то, что в земляных слоях верхней части стены встречаются находки, принадлежащие ко временам господства государства Бохай, в нижних слоях обнаруживаются многочисленные предметы племен Мохэ. Из чего можно предположить, что строили эту крепость племена Мохэ, однако Бохай напал на них, крепость пала и уже во времена государства Бохай была отстроена вновь. Ведь хорошо известно, что Бохай постепенно, одно за другим подчинял себе племена Мохэ, проживавшие по периметру владений Бохайского государства.
С 1998 года мы, поставив целью обнаружить источники, относящиеся к Riben-dao, взялись за раскопки крепости в районе Краскино. Что касается крепости Краскино, то в течение ряда лет, начиная с 1980 года, там проводит раскопки группа российских ученых во главе с господином Болдиным из научно-исследовательского Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока, Дальневосточного отделения Российской Академии Наук.
Укрепление в Краскино представляет собой крепость, которая в плане выглядит как неправильный пятиугольник, протянувшийся с запада на восток приблизительно на 400 метров, с севера на юг также приблизительно на 400 метров, с крепостной стеной высотою около двух метров; внутри крепости ровная поверхность, заросшая травой. Крепостные ворота были сделаны на юге, на востоке и на западе. Группа под руководством господина Болдина проводит раскопки в северо-западной части крепости, в центре которой остались следы буддийского храма: фрагменты храмового здания, каменного ограждения и остатки ворот храма. Кроме того, была найдена статуэтка Будды. Мы ведем раскопки в районе восточных ворот. Эти ворота имеют специфическую конструкцию, называемую "Weng-cheng", при которой проезд ворот ограждается земляным валом. Кроме того, в процессе раскопок, мы прокопали траншею, проходящую под крепостной стеной. Благодаря этой работе, мы обнаружили, что стена в районе траншеи с внутренней стороны крепости является двойной.
Мы только начали проводить раскопки в Краскино, а, следовательно, и ожидать значительных результатов, думается, пока преждевременно. К счастью, раскопки проводятся в атмосфере максимального дружелюбия со стороны российских исследователей. И очень хотелось бы надеяться, что российско-японское сотрудничество в области исследования исторических мест, связанных с государством Бохай в Приморском крае, будут продолжены и впредь.
Профессор КОБАЯСИ Тацуво:
ВОСТОЧНЫЙ КРАЙ АЗИАТСКОГО КОНТИНЕНТА И КУЛЬТУРНЫЙ ОБМЕН С ЯПОНИЕЙ
… Примерно 30 тысяч лет тому назад наступает новый период. Тогда увеличивается количество используемых каменных орудиий, что было связано с началом передвижения человек по территориям Сибири и Японского архипелага. В частности, до и после окончания ледникового периода на Земном шаре понижается температура окружающей среды и уровня моря. В результате материковым мостом были соединены Сибирь и остров Сахалин, а по проливу Лаперуза между Сахалином и островом Хоккайдо, осуществлялось свободное передвижение по льду в зимний период.
Иными словами, Сибирь и Японский архипелаг не были изолированы друг от друга морями, наш архипелаг был «Хоккайдским полуостровом», примыкающим к Сибирскому континенту. На фоне таких географических условий эти области должны были иметь культурную общность.
Например культура тонко-резцовых орудий, привела к развитию общемеждународной культуры в тех местах, где люди имели постоянные контакты между собой. Гиалопсит, добываемый на острове Хоккайдо и используемый для изготовления каменных орудий, с острова Сахалин перевозился в регион Владивостока и использовался там, а с другой стороны, бусы из добываемого в Сибири хризолита перевозились на Хоккайдо в местность Хакодатэ. Кроме этих вещей, служившими предметами обмена между двумя регионами, важной формой взаимообмена можно также рассматривать и перевозивших эти предметы людей, а также количество и качество информации, которую они распространяли.
По мере завершения ледникового периода климатическая среда превращалась в умеренную, как в наше время, шло таяние ледников, а также повышался уровень моря. В результате этого Хоккайдо был изолирован от Сахалина. С наступлением потепления, когда исчез материковый мост, население Японского архипелага вступило в период культурного самоопределения.
Как раз в это время история человечества начало новую эпоху своего развития, связанную с использованием лука и стрел, с приручением собак, люди стали также учиться выходить в открытое море. В частности, изготовление глиняной посуды – горшков оказалось, по физико-химической периодизации, старейшим на Японском архипелаге, и в Сибири также обнаружили глиняную посуду, принадлежащую к этой же эпохе. Возможно, что с изобретением посуды был связан и более широкий обмен между двумя местностями.
Распространению и использованию глиняной посуды способствовало и появление нового образа жизни. С появлением оседлых поселений между двумя регионами начинается период более изолированного существования, снижается интенсивность передвижения людей, что приводит в свою очередь к образованию сибирского в Сибири и Дземонского на Японском архипелаге стилей культуры.
В это же время начинается новый период в истории человечества, в котором взаимоотношения между различными местностями строятся на основе дипломатии и торговли.
Профессор СУДЗУКИ Ясутами:
ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДРЕВНЕГО ГОСУДАРСТВА В ЯПОНИИ: ОТ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ АВТОРИТЕТА ЛИДЕРОВ К ПОЯВЛЕНИЮ ДРЕВНЕГО ГОСУДАРСТВА
Вступление: проблемы формирования древнего государства в Японии в свете последних исторических исследований
Современная японская историография определяет существование древнего государства в Японии периодом с I века по X век н. э. До I века общество характеризуется как первобытнообщинное, а после Х века – как средневековое. Признается, что именно в этот период сформировалось древнее японское государство, сложился японский этнос, зародилась древняя культура. В настоящем докладе мне хотелось бы ограничиться рамками истории формирования государства в японском древнем обществе с I по VIII век. Далее, не углубляясь в теорию классического государства, а также, используя достижения культурантропологии, дающие нам модель социальной и культурной эволюции, попытаюсь в общих чертах набросать эволюцию самого первого государства, которое возникло среди населения японских островов. И, таким образом, хотелось бы попытаться определить историческое место, которое занимает Япония на уровне мировой истории и истории человечества.
Весьма интересной является теория стадий формирования и развития древнего государства в Японии, применительно к той модели, которую создали в последние годы археологи и культурантропологи Японии.
Прежде всего, я хочу обратиться к точке зрения Обаяси Тарё. Он говорит о трех стадиях развития династии и использует теорию, согласно которой структура и динамика раннего государства развивались на основе господства высшей системы власти над низшими. При этом господствующая система циклически подвергалась разрушению. Сначала Древняя династия в IV веке (правители Судзин – Тюай 崇神―仲哀






Согласно концепции другого исследователя – Анадзава Кадзумицу, в Восточной Азии выделяется четыре культурных ареала. Это: центральный ареал (китайские династии), вторичный (союзнический) ареал (Когурё, Пэкче, Силла, Бохай, с седьмого века – Япония и др.), приграничный ареал (сфера соприкосновения цивилизованных и еще не цивилизованных обществ; до VII века с центром в Японии) и прилегающий ареал (нецивилизованные общества, не входящие в приграничный ареал, северная Азия, северо-восточная и северная часть Японии). Следовательно, стадия общества, основанного на авторитете вождя (chiefdomes), в Японии относится автором этой концепции к пограничному культурному ареалу. Во второй половине эпохи Яёй в Японии существовали многочисленные возглавляемые лидерами социумы, однако вожди северной части Кюсю, благодаря товарообороту изделий из железа, сформировали наиболее авторитетную общественную систему, которая стала доминировать. В конце второго века, из-за беспорядков в Ямато, доминирующая власть смещается из Кюсю в Кинай. Союз племен Яматай (邪馬台国(連合


В кругах археологов и историков, изучающих древность, с 1991 года весьма большое внимание уделяется концепции раннего государства Цудэ Хироси (都出比呂志

С другой стороны, Ямао Юкихиса, напротив, критикует использование подобных достижений американо-европейской культурантропологии в отношении японской истории. Применительно к собственно истории Японии Ямао отстаивает свою классификацию: вторая половина V века (Юряку), – происходит утверждение монархической власти и, на ее основе, – зарождение государственности; с середины VI века (Киммэи) – формирование основ государства; первая половина VII века (Суйко) – утверждение первичного государства; приблизительно 650-е годы (Котоку) – реформы государства; после этого, по 740 год, первая половина VII века, тесно связанные со второй половиной VIII – концом IX века – переход ко вторичному государству.
Но не только профессор Ямао выделял первую стадию государственности в VI-VII веках, исследователи Хирано Кунио и Ёсида Акира весьма близки к аналогичному пониманию. Тем не менее, Ямао считает, что выделение вторичной государственности в VIII-IX веках связано с тем, что создание конце VII – первой половине VIII века системы Рицурё, вызванное в некоторой степени внешней необходимостью, привело к образованию особого государства и особого места государства в обществе. Нужно также принять во внимание, что эта идея не соответствует формированию и развитию древнего японского государства как линейной эволюции.
Автор настоящего доклада, опираясь на концепцию общества типа "chiefdomes", выдвинул в 1990 году гипотезу о совокупности стадий формирования древнего государства в Японии. Что касается теории культурантропологии, моя позиция близка к точке зрения профессора Тоидэ в том, что следует интернационализировать исследования древней истории Японии. Однако, в отличие от позиции профессора Тоидэ, который считает, что формирование японской государственности произошло в начальный период раннего государства, я считаю, что процесс формирования и само утверждение государственности в Японии произошли значительно позже. Мнение Тоидэ о разделении древнего государства на (1) общество спереди прямоугольных, сзади круглых курганов и (2) государство Рицурё, то есть, представление истории в виде "второго пришествия": расцвет древнего государства в V-VI веках, затем падение, а в VII-VIII веках – возрождение, – не выдерживает критики. Таким образом, я хотел бы предложить свою точку зрения, которая сводится к переходу от общества, тапа "chiefdomes" к древнему государству.
История формирования древнего государства в Японии.
Формирование и развитие системы управления, основанной на авторитете вождя
На Японских островах в середине второй половины эпохи Яёи в среде общества равных племен рождается "большой человек" (big man), превосходящий других по темпераменту и другим качествам, и затем из такого рода людей выделяется вождь. Если мы посмотрим на возникновение и преобразование государственной системы Ямато, то увидим, что эти люди и были тем центром, вокруг которого происходило экономическое объединение. В III веке появляется государство "Ямато" (倭国



Поворот к сословному обществу и централизации власти
В 370-е годы правитель Ямато посылал воинов для участия в войне Когурё и Пэкче. И после войн с Когурё, в конце IV – начале V века, войска не раз направлялись на Корейский полуостров. Выступая на стороне Пэкче и Кая, государство Ямато проводило политику, направленную на ввоз в страну железа и заимствование ремесленного искусства и культуры. Общество Ямато, типа "chiefdomes", монархическая власть Ямато с 421 года налаживает межгосударственные отношения с государством Со (宋

Получение от китайских императоров титула военачальника и других титулов еще более способствует формированию в Японии административных структур и созданию оригинального японского политического порядка. В самом конце V века была создана организация, при которой в центре общества были вожди, сами находившиеся в подчинении центральной администрации, которым, в свою очередь, были подчинены различные низовые объединения людей. На основе того, что человеческие взаимоотношения создавали возможность проведения мобилизации в случае военных компаний, строительства дворцов для правителя, храмов и др., была сформирована многослойная система отношений правителей с подчиненными вождями, а вождей – с членами подчиненного им сообщества. С VI века эта система стала прообразом системы "Томобэсэй" (Bunminsei).
Создание сословного общества и централизация власти
В конце V – начале VI века, время правления Юряку, политическая система, в которой организация двора правителя была ядром общества, продолжала развиваться как унифицированная система власти вождей земель с вождем Ямато в качестве верховного правителя. Управление производственными отношениями, земельной собственностью, людскими ресурсами производилось посредством различных методов: системы "томобэ" (ситемы "тонэри"), замыкающейся на региональных вождей, системы государственных правителей "кокудзо", системы "миякэ" и других. Таким путем правители осуществляли централизацию власти и экономики. И контакты с внешним миром, и сношения, включающие также кратковременное участие в войнах на Корейском полуострове стран Кая, Пэкче, Силла, иммиграция выходцев из страны Кая и юга Китая, обмен (людьми), привнесение в страну иной культуры (буддизм, конфуцианство, даосизм и др.), – все эти процессы контролировались правителем, и, таким образом, осуществлялось формирование японского общества и культуры. Кризис, вызванный разрывом отношений с Китаем и гибелью государства Кая, вызвал рост самосознания и священной защиты "Вакоку" (Японии). После мятежа Тикуси-но-Иваи риск падения центральной власти правителя и распада страны удалось преодолеть. Фактически при правителях Киммэи и Битацу, благодаря слиянию военного командования и управления внешними сношениями, а также установлению принципа наследственности, произошло укрепление власти правителя. Принятие ритуала оплакивания почившего государя во временном мавзолее, введение церемониала восшествия на престол, почитание культа предков правителя возвышали центрального правителя Вао над вождями земель, что способствовало стабилизации общества и преемственности власти. Таким образом, система chiefdoms определенно указывает на период централизации общественных групп и формирования централизованного сословного общества.
Утверждение централизованного сословного общества
Cистема авторитетного лидерства (chiefdom) появилась в первой половине VII века, в период правления Суйко, и, без сомнения, являлась ярко выраженным сословным обществом. Однако это общество еще не стало тем, что называют государством. Местом пребывания правителей становится южная часть Ямато (Асука), и правящие слои сосредотачиваются здесь же. Тем не менее, как можно видеть на примере наследуемых титулов "кабанэ", соблюдается строгая дифференциация между правителем "Вао" и окружающей его знатью. Такая структура являлась основой политической системы и была клановой. При дворе организуются различные бюрократические структуры (цукаса), как, например, конюшенное ведомство (ума-но цукаса), ведомство охоты и др., но они представляли собой выделившиеся из системы "томобэ", дезорганизованные структуры. Во главе таких ведомств стояли ближайшие к правителю и самые доверенные люди, которые вместе с правителем, его родственниками составляли совещательный, государственно-административный орган. Фактически это был государственный орган, имманентно формируемый как придворно-административная структура, но для государственного органа степень организации была довольно низка. Что касается руководства на местах (в землях), то "Ками-но микото" обходили земли, готовили систему "Куни-хори", а региональные вожди, на которых полагались правители, непосредственно осуществляли сбор налогов на производство товаров, на труд. Организация территории и населения, которые являлись принадлежностью государства, а также создание соответствующих органов управления еще не были вполне достаточными. Однако, с другой стороны, в 600 году начинаются сношения с Суй (Китай), на церемониях при дворе вводится классовая дифференциация окружения правителя, буддизм становится идеологией двора, появляется письменная мифическая генеалогия правителя "Вао". Наступило время теократического правления и единения вокруг правителя.
Политические реформы середины VII века (известные как "реформы Ицуси"), зарубежные военные походы после 660 года (поход на север Абэ-но Хирафу и участие в войне Пэкчэ), усмирение широкомасштабных волнений внутри страны 672 года ("мятеж Мидзуноэ-сару") положили конец беспорядкам и попыткам раздробления сословного общества, которые были обусловлены неустойчивостью системы chiefdomes, неустойчивостью, вызванной ростом количества региональных правителей в поселках и общинах. Это было политическим проявлением того, как правящий класс объединился, защищая свое положение.
Утверждение древнего государства
Формировавшееся древнее государство привело к разложению общинной системы управления в провинциях, которое осуществлялось местными вождями. Последние были назначены на руководство и бюрократические должности в местной администрации (т.е. система "Коти", пятидесятидворка). Над местными правителями для осуществления контроля стояли назначенные двором представители "куни-но-микото моти". Экспансия китайской империи Тан и прогресс в формировании государства в восточных районах Азии являлись источником значительного давления извне. 660-е годы (император Тэнти) стали поворотным пунктом: в 670-е годы, после императора Тэмму, Япония заимствует у империи Тан и у Силлы и вводит у себя систему законов Рицурё. В результате японское общество делает важный поворот к древнему государству. Видимые признаки этого – изменение названий: Вао эпохи Тэмму стал Императором, а само государство Вакоку (государство Ямато) стало называться Японией ("Нихон").
Можно сказать, что Япония VIII века в форме государства Рицурё развивалась не по пути отказа от (общинных) производственных отношений в общественной системе chiefdomship, а по пути интеграции этих производственных отношений в новую административную структуру. Принципы и традиции общественной системы авторитетного лидерства продолжают существовать, и тот факт, что имеют значение человеческие экономические взаимосвязи этого общества, отношения подчинения, руководства и общественный порядок, – все это можно назвать характерной чертой примитивного государства. Общество, в котором такая государственная структура зависела от государственной системы chiefdoms, в начале IX века стало примитивным государством. И после этого качественные изменения продолжались вплоть до первой половины X века.
/С незначительными сокращениями/