Кайтен (япон. — "Небесная перемена"), торпеда, управляемая добровольцем-смертником (см. Тейсинтай). Применялась во время 2-й мировой войны 1939—45 в японских вооруженных силах для нанесения удара по надводному кораблю противника. читать дальшеТорпеды К. начали разрабатываться со 2-й половины 1942 на базе обычной торпеды и имели длину до 16,5 м, массу боевого заряда свыше 1360 кг. взрывчатых веществ, скорость до 74 км/ч (40 узлов), дальность действия до 74 км (40 миль). К., управляемые одним человеком, классифицировались как морские боеприпасы. В 1944 стали выпускаться К., вмещавшие до 4—8 т взрывчатых веществ. Строились также имевшие аналогичное назначение деревянные катера "Сине" с автомобильным двигателем и боевым зарядом до 2 т, карликовые подводные лодки "Каирю" (экипаж 2 чел., боевой заряд до 20 т) и подводные лодки "Корю" (экипаж 5 чел., боевой заряд до 50 т). Впервые К. были применены в ноябре 1944 против кораблей США на Тихом океане. Обнаружив корабль противника, подводная лодка, вооружённая К., занимала позицию на пути его следования; смертники садились на свои места в торпедах. Командир лодки выпускал одну из торпед, предварительно сообщив её водителю необходимые курс и скорость. Пройдя определённое расстояние, водитель торпеды всплывал и направлял торпеду на корабль противника. В боевых операциях погибло 80 водителей К.
Н. В. Еронин.
______________________________
Камикадзе в Императорском Флоте.
Самоубийцы были не только в авиации. Были свои "камикадзе" и в Императорском Флоте. Назывались они - "Кайтен", или "Изменяющие Судьбу".
Ранние разработки торпеды "Кайтен" еще предусматривали катапультирование пилота, после того как тот окончательно произвел наведение на цель. Однако, ни один из моряков-кайтен так ни разу не воспользовался возможностью спастись. О фанатизме японцев уже много сказано и написано, но вот вам еще один пример. Представьте себе, до какой степени солдат, простой человек, должен обладать чувством долга, презрению к смерти, ненавистью к врагу и стремлением любой ценой выполнить приказ, что даже не пытается покинуть торпеду и спастись. Так что к 1945 году конструкцию торпед-кайтен упростили до предела, возможность катапультирования пилота была убрана.
В этих, более поздних торпедах, пилота сажали внутрь, и заваривали люк. Так что выбраться наружу у человека больше не было вообще. Для того, чтобы в случае промаха человек не умер внутри заваренной торпеды от голода, пилотам оставляли возможность самоуничтожения торпеды. Хотя, известно пара случаев, когда пилот "кайтен" оставался жив. Один из них, Ютака Йокота, даже написал книгу мемуаров, посвященных своей службе в Императорском Флоте и самоубицам "кайтен".

Всего было создано пять модификаций торпеды "кайтен". Модификации от "тип 1" до "тип 4" создавались на базе корабельной 24-дюймовой торпеды "тип 93", а модификация "тип 10" - на базе торпеды 21-дюйма "Тип 92". Всего модификаций "Кайтен тип 2", "Кайтен тип 4" и "Кайтен тип 10" было создано очень мало, несколько десятков за весь последний год войны. Они так и никогда не были использованы.

Один только "Кайтен тип 1" производился в сравнительно больших для Японии 1945 года масштабах - их успели создать около 400 единиц, из которых только немногим более сотни было отправлено на задание. Оснащали "Кайтен тип 1" боеголовкой в 1360 килограмм. Запускали их с подводных лодок, в том числе и из подводного положения. Несли подводные лодки от трех до шести таких торпед. Собственно, неизвестно, что заставило японцев использовать самоубийц во флоте - торпеды "кайтен", управляемые людьми, очень часто проходили мимо цели, в то время использование их прототипа - торпеды "тип 93" - было намного более эффективным. Автоматика производила наведение на цель точнее человека.

Американцы отчитались только за два потерянных корабля от торпед "Кайтен". 20 ноября 1944 года торпедой "Кайтен" был потоплен танкер-заправщик USS Mississinewa, и 24 июля 1945 года - эскортный эсминец USS Underhill.
Причиной таких смехотворных результатов было следующее: все торпеды "Кайтен" устанавливались на палубы подводных лодок, что серьезно их ухудшало ходовые качества и глубину погружения. Соответственно, подводную лодку с такими торпедами было очень легко обнаружить, а ей приходилось приближаться к вражеским кораблям на критически близкое расстояние для того, чтобы увеличить шансы самоубийц на поражение корабля. Известны случаи, когда японцы теряли свои подлодки с "Кайтенами", так и не успев произвести ни одного залпа.
Источники:
Kamikaze Submarine - Yutaka Yokota, Joseph D. Harrington, Leisure Books, 1962
The Sacred Warriors: Japan's Suicide Legions - New York, 1982
Авторы фотографий неизвестны.
@темы: история, Япония, вторая мировая война, флот, кайтен, камикадзе
читать дальше
В июле 1945 года американский крейсер "Индианополис" доставил на филиппинский остров Тиниан компоненты трех атомных бомб, две из которых впоследствии были сброшены на японские города Хиросима и Нагасаки. Словно в наказание за участие в этой варварской акции крейсер был потоплен в Филлипинском море японской субмариной под командованием капитана 3-го ранга Мотиюки Хасимото. После войны в США состоялся суд на командиром "Индианополиса" капитаном 1-го ранга Чарльзом Батлером Маквеем, однако некоторые обстоятельства гибели крейсера так и оставались невыясненными. Наш специальный корреспондент, известный писатель-японовед Виталий Гузанов побывал в святая святых японских ВВС - зале камикадзе морского кадетского корпуса, где ему удалось поставить последнюю точку в разгадке тайны гибели "Индианополиса".
читать дальше
читать дальше
читать дальше
читать дальше