тема подверглась ряду изменений и дополнений. Заменены фото на фото с лучшим качеством.(«Русско-японская война 1904-1905 гг.», СПб., 1910, т. 1, стр. 500-503) (печатается дословно по «Хрестоматии по русской военной истории» Л.Г.Бескровный, Москва Военное издательство Министерства Вооруженных Сил Союза ССР 1947 г., стр.539-541) читать дальшеК началу войны в Порт-Артуре была закончена лишь незначительная часть его фортификационных сооружений. В наиболее законченном виде находился Приморский фронт, но и здесь только часть батарей была долговременного типа, остальные же были временные.
Из числа 25 долговременных пушечных батарей были вполне построены только 6, а вчерне 3, затем часть остальных была временного характера, причем 9 батарей были готовы целиком, а 3 только частично; наконец, 4 батареи были даже не начаты.
По силе своего сопротивления неприятельским выстрелам временные сооружения не могли, конечно, вполне заменить собой долговременные, но зато мало отличались от них по степени боевой готовности вооружения. Однако они обладали всеми недостатками, присущими временным постройкам. Вооружение было на деревянных основаниях, прислуга была мало укрыта и не имела помещений для жилья; помещения для снарядов оказались недостаточно прочными и легко могли быть разрушены снарядами крупного калибра морской артиллерии; одежда внутренней отлогости батарей сильно страдала от выстрелов из собственных орудий, от влияния погоды и времени. Ввиду этого замена этих батарей долговременными признавалась насущной потребностью.
На сухопутном фронте:
1. из числа 8 долговременных фортов, полагавшихся по проекту, был вполне готов только 1 (№IV), вчерне - 3 (№I, II, III), начат постройкой 1 (№V) и совсем не исполнены 3 (№VI, литера П и литера Д);
2. из числа 9 укреплений долговременного характера было вполне готово 1 (№4), вчерне 2 (№3 и 5) и не начаты даже постройкой все остальные 6 (№1 и 2, Большое Орлиное Гнездо, на Большой горе, на горе Дагушань и на горе Угловой);
3. из числа 8 долговременных батарей были вполне готовы 4 (литера А, Б, В и Круглая и батарея временного типа Г), начата постройкой 1 (литера Д) и совсем не исполнены 2 (литера Е и №1, или Соляная);
4. все 4 укрепления временного характера (редуты №1, 2, 3 и 4) были даже не начаты;
5. центральная ограда с 4 опорными пунктами была уже готова, но некоторые дороги первой очереди устроены не были.
Следовательно, кроме этой ограды и большинства дорог, были вполне закончены долговременный форт №IV, батареи литера А, Б, В и укрепление №4. Таким образом, крепость пришлось создавать уже после объявления войны, возведя во многих пунктах вместо долговременных укрепления временного и даже полевого типа. Форты оказались расположенными слишком близко к порту и к городу, почему и не могли прикрыть их от бомбардировки со стороны противника даже полевыми орудиями. Казематированных помещений внутри крепости совершенно не имелось. Впереди крепости имелись высоты, дававшие неприятелю возможность скрытно ставить здесь батареи и передвигать свои войска. Голова водопровода пришлась на одну версту впереди линии фортов и оказалась только, по открытию военных действий, прикрытою полевыми укреплением. Таким же беззащитным от неприятельских выстрелов оказался и опреснитель. Благодаря условиям местности форты были поставлены в одну линию, и вся оборонительная система оказалась слишком тонкою и легко доступною для прорыва. Большинство фортов было плохо применено к местности и не имело возможности обстреливать ближайшие подступы. «Как на общий недостаток всех укреплений, можно указать на массу мертвых пространств, что вызывалось сильно пересеченной местностью, - писал впоследствии один из участников порт-артурской обороны, военный инженер, полковник Григоренко, - пришлось устроить очень много траншей для обстреливания этих пространств. Мы не успели справиться с этим недостатком, так как это требовало громадных земляных работ, для выполнения которых, конечно, не было и времени и рабочих». Все орудия на сухопутном фронте были поставлены открыто, а поэтому и легко подбивались. Так как батареи сухопутного фронта к началу войны не были вооружены, то у флота взяли и поставили на крепостные сооружения 110 орудий; однако и при этих условиях было трудно бороться даже со слабой осадной артиллерией противника. Боевыми припасами Порт-Артур был снабжен недостаточно, и для производства более интенсивной стрельбы приходилось для некоторых орудий брать снаряды у флота, который, однако, нуждался в них сам. В то время как у противника имелись воздушные шары, у нас воздухоплавательного парка в крепости не было, что в свою очередь сильно затрудняло определение расположения неприятельских батарей и корректирование стрельбы по закрытой цели. Крепостных железных дорог и круговой грунтовой дороги не было, существующие же грунтовые были кружны; все это очень затрудняло как сообщение между фортами, так и доставку сюда различных грузов. Телеграфного сообщения между фортами не было, телефонная сеть проводилась уже во время войны, причем в распоряжение ее у строителей имелись только воздушные провода, которые рвались при каждой бомбардировке. В результате очень часто экстренные приказания приходилось посылать с ординарцами. При длине сухопутного фронта в 21 версту, а морского в 8,5 версты и той слабости фортификационных сооружений, о которой только что сказано, гарнизон в две дивизии был недостаточен, получилось почти полное отсутствие общего резерва, а от сюда и невозможность действовать активно. Этим обстоятельством одновременно и облегчалась задача для противника и ослаблялась обороноспособность самой крепости.
@темы:
история,
Россия,
Япония,
Порт-Артур,
русско-японская война
читать дальше
продолжение
читать дальше
продолжение
читать дальше
(«Русско-японская война 1904-1905 гг.», СП б., 1910, т. 1, стр. 515-516)
читать дальше
(«Русско-японская война 1904-1905 гг.», СП б., 1910, т. 1, стр. 574-575)
читать дальше
Лысев А.В.
Установившаяся блокада Порт-Артура, помимо влияния на фактор материального обеспечения, поставила в зависимость от себя и моральное состояние участников обороны крепости. В любой военной кампании настрой войск тесно связан с успехом ведения ими боевых действий. До конца апреля 1904 г. данный аспект для порт-артурцев составляли отдельные неудачи и провалы локальных морских и сухопутных столкновений. С началом тесной осады на моральный климат внутри крепости кроме положения дел непосредственно на рубежах её обороны активное влияние стал оказывать фактор связи с внешним миром. Самоидентификация в условиях изоляции, получение вестей извне, возможность уведомить родных и близких о собственном положении являются ещё одной чертой структуры повседневности защитников осажденного Порт-Артура.
читать дальше
В основу очерка легли записки участника русско-японской войны 1904 г., полного Георгиевского кавалера С.С. Томшина.
Дневник, который Томшин вел на войне, в семидесятые годы прошлого века родственники солдата, проживающие по сей день в г. Слюдянке на берегу Байкала, передали историкам Иркутского государственного университета.
читать дальше
читать дальше
Автор: Грибов Ю.
Люди фронтового поколения помнят, как в конце войны, а вернее уже после Победы, появилась новая книга с коротким и запоминающимся названием - "Порт-Артур". Критики в один голос заговорили, что это оглушительный литературный залп из самого крупного калибра и что Александру Степанову, автору пока малоизвестному, суждено пережить большую славу и любовь читателей.
читать дальше
Книга действительно замечательная. Я ее несколько раз перечитывал. Хорошо, если можешь оставить после себя такую память. В принципе советские люди знали эту войну по трем романам: Порт-Артур, На сопках Маньчжурии, и Цусима. Причем мне кажется, что Порт-Артур был идеологически меньше всего выдержанным, чего нельзя сказать о Цусиме.