читать дальшеОбщественный строй Японии в рассматриваемый период базировался на трех главных социальных образованьях - удзи, бэ или бэмин и яцуко и на более мелких, производных от первых, равно как и на многосторонних связях, возникших между ними.
«Удзи» - род, клан. В 6 веке под удзи понималась лишь ограниченная, относительно привилегированная часть населения, связанная общностью происхождения и узами крови. Во главе удзи стояли вождь – «удзи-но ками», члены клана назывались «удзибито». Кланы были большие и малые. Последние зависели от первых и являлись дочерними по отношению к ним. Удзи подчинялись корпорации бэ и несвободные яцуко. И те, и другие входили в сферу влияния клана, но не включались в него как организации.
Долгое время удзи были весьма закрытыми сообществами, каждый член которых подчинялся строгим правилам общежития внутри рода, а также вождю клана. Отождествление главы клана с самим кланом, возможно, было при абсолютном авторитете удзи-но ками. На раннем этапе существования удзи глава клана был единственным человеком, обладавшим властью и возможностью управлять духовной жизнью удзибито.
Традиционной функцией вождей рода, хронологически восходившая к начальному периоду существования системы «удзи», являлось выполнение ими жреческих обязанностей шаманского типа, что особенно было характерно для удзи-но ками женского пола, причем данная традиция оказалась очень стойкой. Следы ее заметны, например, в деятельности Суйко, правительницы станы в конце 6 начале 7 века. По мере развития классовых отношений глава клана все в большей степени становится владельцем собственности рода. Таким образом, моральный авторитет удзи-но ками подкреплялся и усиливался его экономическим могуществом. Развитие системы «удзи» привело, в конце концов, к выделению двух групп кланов - царского рода и ряда близких к нему родов, с одной стороны, и провинциальных кланов, с другой.
Корпорации, «бэ», зависимые от кланов, состояли из людей, которые не были «полноправными членами клана», но и не принадлежали к «бесправным рабам». В отличие от настоящих рабов у них были свои участки земли, которые они обрабатывали лично и с которых платили дань своим хозяевам: главам кланов или царю. Корпорации составлялись по профессиональному признаку, и хотя первоначально их членов не связывали кровнородственные отношения, впоследствии таковые оформились, так как профессиональные навыки передавались по наследству. В 6 веке сильные кланы стремились подчинить себе как можно большее количество корпораций, что увеличивало их могущество. С другой стороны, отмечены случаи перехода корпораций в кланы (Отомо, Мононобэ) и, наоборот, превращение слабых кланов в корпорации. Социальная иерархия родов закреплялась системой «кабанэ» - званий, определявших социально-политический статус их носителей. «Кабанэ» передавалась по наследству, так что новый глава соответствующего рода являлся преемником в выполнении функций своего предшественника.
Среди большого количества «кабанэ» (всего их было 30) наиболее важное имели четыре: оми, мурадзи, ооми и омурадзи. Оми являлись вождями кланов, а мурадзи - руководителями корпораций и иных групп, ооми (великий оми) являлся главой всех вождей кланов, а омурадзи (великий мурадзи) - главой всех руководителей.
Система «удзи-кабанэ» определяла характер общественного строя до реформ Тайка. Правда, уже с 5 века политика царского рода разрушала основные традиционные элементы этой системы: клановые звания присваивались коллективам, не связанным между собой узами родства.
Особую общественную группу составляли иммигранты с континента. Переселенцы-китайцы делились на две большие группы – «люди из Хань» («аябито» или «аяхито») и «люди из Цинь» («хата»). Аябито при дворе выполняли административные функции (чаще всего связанные с хранением и учетом материальных ценностей), входили в дворцовую охрану. Несколько родов этой группы были причастны к управлению областями Ямато, Кавати и Сэтцу, то есть центральными районами Японии. Известно, что из ханьских китайцев состояли корпорации изготовителей парчовой ткани, шорников, кузнецов.
Хата играли большую, чем аябито, роль в производственных сферах (сельском хозяйстве, строительстве, металлургии, текстильном ремесле и так далее), но гораздо меньшую в гуманитарных. Социальный статус и общественный авторитет хата был весьма высок, поскольку они по существу монополизировали ведущие области японской экономики того времени.
Царский род выделился из числа сильных кланов, проживавших на юге равнины Ямато. Первоначально его главу называли окими - великий правитель. Титул тэнно, который обычно переводится как император, вошел в употребление после переворота Тайка в результате усиливавшегося влияния конфуцианства. Примерно в это же время появился обычай присваивать императору китайское имя, и все предыдущие правители Ямато, начиная с полулегендарного Дзимму (это китайское имя), были наделены такими китайскими именами. Со времени правления Момму (697-707) императоры сами начали использовать подобные имена, сохраняя при этом японские.
Царский род, очевидно, с самого начала был окружен могущественными кланами, игравшими роль сподвижников и составлявшими опору императорского режима. В частности, в различных вариантах мифа о сошествии с неба «божественного внука» Ниниги-но Микото, в течение многих столетий (вплоть до 1945 года) официально считавшегося непосредственным родоначальником династии земных японских императоров, говорится о сопровождавших его пяти божествах (см., например, «Кодзики» - Сер. «Нихон котэн бунгаку тайкэй» (Большая серия японской классической литературы). Т.1. Токио, 1974, стр. 126), которые, якобы, положили начало основным кланам Японии. Однако на самом деле влияние крупных кланов на царский род и, следовательно, на управление страной превосходило уровень «сподвижничества», особенно ярко выражавшееся в эпоху правления сёгунов.
В начале 7 века правителям Ямато удалось произвести территориальное деление страны и создать административную иерархию. Сформировался центральный аппарат управления: на должности министров назначались главы приближенных к царскому дому кланов, в частности Мононобэ и Сога; вожди местных кланов и представители нарождавшейся провинциальной аристократии становились (с одобрения центральной власти) «владыками округов» (яп. «агатануси») и «управляющими областями» (куни-но мияцуко). Однако действительно стройная административная система смогла сложиться только после реформ Тайка.
@темы: бэ, история, Япония, аябито, кабанэ, мурадзи, Удзи, хата
Глава 1. Древняя Япония
Усложнение социальной структуры
читать дальше
«Страна Восходящего Солнца. История и культура Японии» Гаджиева Е.А.