Историческим и археологическим памятникам мы обязаны двум очень важным исходным положениям: твердо известно, что в древнейшей Японии существовало не одно племя, а несколько, причем, по-видимому, различных этническом отношении; нам известны наименования этих племен: Цутигумо, Коробоккуру, Эбису, Кумасо, Хаято, Идзумо и Тэнсон.
читать дальшеЦутигумо (цутикумо). Упоминание о цутигумо встречаются во всех тех записях, которые или сами относятся к древнейшим временам, или же стараются передать эти последние. Прямые указания на них мы находим, во-первых: в Кодзики и в Нихонсёки; во-вторых – в ряде географически-этнографических описаний отдельных провинций, дошедших до нас под именем Фудоки. При этом упоминание о цутигумо относятся к наиболее раннему периоду японской истории, не касаясь той эпохи, которая, согласно традиции Кодзики и Нихонсёки, разыгрывается отчасти не на земле, а на небесной прародине японского народа или же ограничена действиями и поступками не людей, а божеств. Если придерживаться официально принятой в Японии хронологии, признающей началом истории японского народа 660 год до нашей эры, год начала правления первого императора Дзимму, то упоминания о цутигумо находим в описаниях о его царствовании. Эти упоминания доходят до 4 века нашей эры, в более поздние периоды упоминания прекращаются: по-видимому, они или уничтожаются, или оттесняются в другие районы, или же ассимилируются и сливаются с народом господствующего племенного союза. Кодзики и Нихонсёки, а также Фудоки находили цутигумо на острове Кюсю (провинции Хюга, Бунго, Хиго) и юге (провинция Сэтцу), востоке (провинция Хитати) и северо-востоке (провинция Мицу) Хонсю.
Все гипотезы и предположения, которые существуют по вопросу о цутигумо, можно свести к следующему списку:
• Цутигумо – собственно самостоятельное в этническом отношении племя или малайского происхождения (гипотеза профессора Миакэ), или же неизвестного (свидетельство Хитати-фудоки);
• Цутигумо – общее название, данное древними японцами всем инородческим племенам, жившим на их территории (гипотеза Кобаяси);
• Цутигумо – то же, что и последующие племена кудзу, саэги (свидетельство Хитати-фудоки и предположение профессора Кита);
• Цутигумо – то же, что и так называемые Коробоккуру, о которых имеются достаточные сведения в древних исторических памятниках (гипотеза Накада);
• Цутигумо – те же Эбису, причем к этому последнему утверждению оказывается возможным прийти двумя главными путями: через коробоккуру при посредстве двух своеобразных уравнений: Цутигумо – те же Коробоккуру (Накада) и Коробоккуру – те же Эбису (Кида); или же через Саэги, посредством двух уравнений: цутигумо – те же саэги (Хитати-фудоки), а саэги – те же эбису (Кейко-ки).
Коробоккуру (коропокгуро). Вторым племенем, с которым нас сталкивает древнейшая история Япония, являются уже упомянутые коробоккуру. Ряд исследований профессора Цубои, разбирающих вопрос о древнейших обитателях Японии, в связи с памятниками каменного века, устанавливает факт присутствия на северном Хонсю и Хоккайдо одного какого-то племени, которое должно быть признано древнейшим из нам известных на территории Японии народностей. Это тождество древнейших обитателей Хонсю и Хоккайдо усматривается из полного совпадения тех археологических и антропологических остатков, которые обнаружены на этих островах. Эти же археологические и антропологические данные, относимые к Коробоккуру, проливают свет и на их происхождение: племя не было и не японцами в собственном смысле этого слова, и не Айнами, которые жили приблизительно в этих же местах. Отождествлять коробоккуру с айнами или японцами препятствуют именно несходство этих археологических и антропологических элементов. Айнские предания говорят о племени, жившем одновременно с самими айнами на Хоккайдо и бывшими по отношению к ним инородческим. Есть ряд предположений, что коробоккуру намного древнее айнов, которые для них являлись пришельцами. Ряд гипотез, исследуя предполагаемый быт коробоккуру, связывает их с ныне существующим племенем - эскимосами, обладающим во многом теми же отличительными чертами. Айнские предания говорят об уходе коробоккуру на север. Так ряд исследователей полагают, что –коробоккуру не как не могут являться айнами, ссылаясь на одну особенность в айнских преданиях – безволосость коробоккуру по сравнению с самими айнами. Эта гипотеза не является единственной. Как и в вопросе с цутигумо гипотез большое количество.
Эбису. Одним из наиболее часто встречающихся племен в японских древнейших источниках является племя эбису. Эбису острова Хоккайдо иногда называются эдзо (Эдзо – так назывался остров Хоккайдо в те времена). Племя эбису оказало японцам самое упорное сопротивление из всех племен – активное сопротивление окончилось в конце 18 века нашей эры, основным их был лук с отравленными стрелами, малейшее ранение которыми несли почти мгновенную смерть. Ряд описаний, даваемых им японцами, дает возможность с большой долей уверенности отождествить эбису с айнами, хотя существует мнение, что под эбису (эдзо) японцы подразумевают вообще все племена инородцев. Есть предположение, что эбису с Хоккайдо, столкнувшись с коробоккуру, начали свою экспансию на юг – на Хонсю, а позже под давлением японцев начали отступать обратно на Хоккайдо, вытесняя дальше на север племена коробоккуру, а с Хоккайдо начали отступать на Курильские острова и остров Сахалин и далее возможно и на Камчатку и в Приморье. Об айнах мы еще поговорим позже.
Кумасо. Если, говоря о коробоккуру и эбису, нам приходилось иметь дело преимущественно с севером японского архипелага, с кумасо мы переходим в его южную часть, а именно на остров Кюсю. Кодзики говорят о «стране Кумасо» и относят ее к позднейшим провинциям Хюга, Осуми и Сацума. Упоминания о кумасо восходят к мифологическому периоду японской истории: по-видимому, японцы столкнулись с кумасо с самого начала своего переселения на Кюсю. Как и эбису они оказывали упорное сопротивление, но уничтожены или ассимилированы примерно в 4 веке. По вопросу о происхождении кумасо существует ряд гипотез, так большинство сходится во мнении о малайском или тихоокеанском происхождении, но существует ряд предположений об их корейских или даже китайских корнях (гипотеза Имаидзуми). Племя кумасо совершенно отлично от японцев. Это отличие доказывается и несходством археологических данных, относящихся к обеим этим народностям, и этнографическими особенностями кумасо, о которых можно судить на основании тех же японских исторических памятников. Все мероприятия японцев по отношению к кумасо говорят о том, что они считали последних за инородцев; вся политика, обращение к ним, и все учреждения, связанные с ними, носили именно такой характер, так что этническую независимость кумасо от японцев следует считать несомненной.
Хаято. Вопрос о хаято, с одной стороны, отличается достаточной ясностью, с другой – запутан не меньше, чем и все предыдущие. Упоминания о хаято начинают появляться после прекращения упоминаний кумасо, причем территориально они так же относятся к острову Кюсю, главным образом в провинциях Осуми и Сацуми. Сведений о хаято особенно много тогда, когда из них стала составляться некоторая часть царского конвоя. Ввиду выше сказанного ряд ученых придерживается гипотезы о том, что хаято это те же кумасо, при этом эта гипотеза, по их мнению, вероятна, чем другие потому, что кумасо и хаято никогда не упоминаются вместе. Ряд других ученых, несогласных с ними, считает, что хаято особое совершенно племя, несовпадающее ни с кумасо, ни с японцами, либо же они являются одной из ветвей собственно японских племен.
Идзумо. Рассматривая идзумо, мы переходим уже к тому, что может считаться собственно японским народом. Племя идзумо –одно из тех слагаемых, из которых с древнейших времен складывалось основное ядро народа-завоевателя. Племя это связано с территорией, названной впоследствии Идзумо, расположенной на западном побережье острова Хонсю почти на его южной конечности, откуда в дальнейшем распространяя свое влияния на область, получившую позже названия Санъидо и Санъёдо. Помимо этого, несомненно, своего основного центра, племя идзумо имело и свое другое сосредоточение: в провинции Ямато – центральной части южного Хонсю, так что общими пределами расселения этого племени в настоящее время считают все области между провинций Этиго – на северном Хонсю и провинции Кии в его южной части. Большинство исследователей сходятся во мнении, что Идзумо являются выходцами из Азии, в частности – из Кореи. В Идзумо-фудоки, Кодзики и Нихонги часто встречаются упоминания о переселении в Идзумо иммигрантов именно из Кореи.
Тэнсон. В сущности, говоря, слово «Тэнсон» не имеет значения собственного имени, но прилагается, как эпитет, к тому племени, которое принято считать подлинным ядром японской нации. «Тэнсон» – буквально означает «потомки неба», они занимали западно-центральную часть Хонсю, главным образом провинцию Ямато и от части Ямасиро. С этим племенем связана большая часть мифологии, о нем повествует история, рассматривающая все прочие, как инородцев. Рядом с ним можно поставить только предыдущее племя Идзумо, все же остальные народности оказываются неизменно в положении отсталых, оттесняемых, ассимилируемых или уничтожаемых. Есть гипотеза, что они являются тихоокеанского происхождения и таким образом относятся к малайской расе. Основывается эта гипотеза на близости элементов мифологии «Тэнсон» к мифологии и идеям малайской и на сходстве ряда элементов языков, и особенно в области собственных наименований. У этой гипотезы достаточно и противников. Их аргументация основывается на том, что та же мифология записывалась в более поздний период (анализ ее и точное определение того, что следует отнести к племени «Тэнсон» и что – к Идзумо), чем происходящие события, а языковое сходство могло появиться в результате смешения покоренных племен, например тех же кумасо, с племенем победителей. Кроме того, существует гипотеза о корейском происхождении «Тэнсон». Территория, с которой они начали экспансию внутри самой Японии, на основании данных Кодзики и Нихонги, расположена на острове Кюсю в долине Цукуси. В первые же моменты японской истории мы не встречаем уже противопоставления «Тэнсон» и идзумо друг другу, наоборот: они всегда совместно противополагается «инородцам» – то есть прочим народностям древней Японии. Это обстоятельство заставило ряд ученых поставить даже вопрос об их полной идентичности.
Кроме этих племен в различных источниках упоминаются и другие, но установить реальное их существование затруднительно, возможно они являются названиями по территориальному признаку или являются одним из родов выше перечисленных племен. Среди племен упоминаются: эмиси, кудзу, яцукахаги, нисимоно, горные и равнинные саэки, тойцисекуру, цутигумокуру и другие.
Вся японская история постоянно отмечает переселения с материка, то из Кореи, то из Китая. Происходившие спорадически в Азии движения народностей всегда вызывали прилив новых волн переселенцев, бывшие как в Китае, так и в Корее многочисленные политические неурядицы точно также давали новые потоки эмигрантов, направляющихся в Японию. За время своего исторического существования Япония впитала в себя многочисленные этнические элементы континента и успела удачно растворить их в своей основной массе. Они оставили прочные и ясные следы и в антропологии, и в этнографии, и в языке, оказали большое влияние на развитие технической культуры, просвещения и политического строя.
Из всего выше перечисленного могут быть с некоторой уверенностью установлены нижеследующие положения:
• Первоначальное население Японии не было однородным, но по своему составу делилось на несколько отличных друг от друга этнических групп.
• Среди этих разнородных этнических групп необходимо искать наличность элементов, родственных, с одной стороны, расе малайской, с другой - с монгольской. Наличие теплого течения Куросиво и удобное расположение островных групп давало возможность относительно легкого проникновения в Японию с юга, севера (через острова Курильской гряды), географическая близость Азии, в частности Корейского полуострова, облегчало проникновение этнических элементов с континента.
• Основным ядром позднейшей исторической японской нации послужили два племени: Тэнсон и Идзумо, из которых первенствующую роль играло первое племя. Слияния их должно быть отнесено еще к доисторической эпохе.
• Все прочие народности Японии либо были оттеснены на север, либо, ассимилировавшись, вошли в состав японской нации; либо же совершенно исчезли путем естественного вымирания.
• Современный японский народ является результатом слияния различных этнических элементов, постоянно пополняемым новыми притоками со стороны Азии, главным образом, - Китая и Кореи.
@темы: айны, Япония, Конрад, идзумо, коробоккуру, кумасо, тэнсон, хаято, цутигумо, эбису