Как часто археолог ныряет с аквалангом? Наверное, очень редко, а уж в профессиональных интересах — и подавно. А как часто аквалангист обнаруживает под водой объект археологической ценности? Видимо, "не чаще, чем археолог ныряет с аквалангом", — скажете вы, и будете правы. Редко, очень редко, но никак не никогда.
Именно такой случай произошел с аквалангистом-профессионалом из Японии Кихакиро Аратаке. В 1985 г. на юго-востоке от крошечного острова Йонагуни он обнаружил нечто, что трудно назвать природным ландшафтом, и, скорее всего, является творением человеческих рук. Возраст неизвестного сооружения под водой оценивается в 10000 лет.
читать дальше
Итак, открытие аквалангиста открывает огромное пространство для работы археологов — на этот раз подводное пространство. Ведь кто знает, сколько еще исторических загадок скрыто в пучинах мирового океана? По всей Земле находят свидетельства существования более древних культур, чем все известные нашей науке, и возможно, что под водой их найдут не меньше. Современная историческая картина настолько укладывается в рамки устоявшихся взглядов, что любое открытие, способное выйти за их границы, как правило, игнорируется большинством ученых. Наверное, нужно все-таки принимать факты такими, какие они есть, а не пытаться подогнать их под существующие теории, искажая таким образом суть научного поиска. Монументы под Йонагуни — уже не первые сооружения, возраст которых насчитывает тысячелетия, однако официальная "наука" склонна не признавать их рукотворное происхождение, или существенно занижать их возраст....
Единственным ученым, осмелившимся принять точку зрения Аратаке, стал Масааке Кимура, профессор Университета Рюкю. Найденный монумент непосредственно входит в круг его научных интересов, потому что Кимура — специалист в области морской геологии и сейсмологии. После более 10 лет исследований и погружений под воду в поисках новых фактов и доказательств он наконец решился во второй раз поднять в научных кругах вопрос об искусственном создании монумента под Йонагуни, рискуя при этом своим именем и репутацией. Наверное, в какой-то мере принять решение ему помог единомышленник, Грэм Хэнкок. Г. Хэнкок — ученый, занимающийся поиском неизвестных цивилизаций древности и исследующий культурное наследие по всему миру. Происхождение монумента Йонагуни не вызвало у него никаких сомнений, и он присоединился к мнению Масааки Кимуры. Основные доказательства японского профессора таковы:
1. Форма монумента. Она напоминает пирамиду или замок.
2. Монумент имеет множество небольших ступеней, высотой около 20 см. Они могли использоваться как лестница.
3. Некоторые его элементы с трудом могли быть сформированы волнами и движением водных масс.
4. Монумент окаймляет нечто похожее на дорогу, на которой почти нет фрагментов скал, что свидетельствует не в пользу действия природных сил.
5. Дорогу окружает каменная стена.
Убежденный в своей правоте, Хэнкок приглашает для анализа монумента третьего ученого, немецкого геолога Роберта Шоха. При исследовании Хэнкоком пирамид и сфинкса на плато Гиза Шох помог установить, что полосы эрозии на теле сфинкса вызваны потоками воды, нашедшей себе путь по камню. Геологические данные показывают, что обильные дожди шли здесь опять-таки 10000 лет тому, то есть возраст сфинкса — не меньше. Хэнкок рассчитывал, что и в Японии он найдет поддержку Шоха для своей гипотезы.
Роберт Шох совершил несколько погружений в сентябре 1997 года, исследовал добытые фрагменты породы, и после этого огласил свои выводы в статье "La Piramide de Yonaguni: Recuerdo de Mu?" (журнал Mas Alla de la Ciencia. No. 123 (May 1999)). Шох обнаружил, что монумент и большая часть Йонагуни состоит из песчаника — а песчаник имеет правильную структуру, и поэтому может образовывать правильные формы даже под действием природных явлений. Проще говоря, те ступени, параллелепипеды, треугольники, словом, все геометрические формы, которые привлекли внимание Аратаке, Кимуры и Хэнкока, по мнению Шоха могли быть образованы природным путем. Однако после беседы с Масааки Кимурой, во время которой японец настоял на своей точке зрения и привел доказательства, Шох согласился с тем, что, возможно, для окончательной оценки, он должен совершить еще несколько погружений — ввиду новых фактов, услышанных от Кимуры, исследовавшего монумент с аквалангом уже больше десятка лет. Между подводным монументом и скалами на острове существует много принципиальных различий. На небольшом участке поверхности монумента по соседству находятся элементы разной геометрической формы: круглые отверстия, лестница, траншея, — такое совпадение не свойственно природным образованиям. Отдельно лежащие камни как будто специально оказываются собранными в одном месте; если бы они оставались на месте своего падения, то, скорее всего, были бы распределены по всей площади равномерно. В конце концов, Роберт Шох и Масааки Кимура сошлись на компромиссе: монумент есть результат терраформирования — то есть он не был возведен на пустом месте, а является результатом ручного изменения ландшафта.
Наконец, 19 мая 2001 года (через 16 лет после открытия!) в Японии состоялась конференция, на которой ученые со всего мира обсуждали проблему происхождения монумента Йонагуни, а также других, подобных ему, которые, возможно, в прошлом были элементами одного города. Все японские докладчики выступили в пользу "ручного" происхождения монументов, однако американские ученые, все еще отталкиваясь от исторических фактов отсутствия следов цивилизации, способной на работу такого уровня, продолжали поддерживать ортодоксальную точку зрения (в пользу природного происхождения монумента). Доктор Шох остался верным своей точке зрения о терраформировании, и в своем докладе заявил, что доказательство искусственного происхождения монументов способно переписать историю древнего человека.
Пожалуй, единственным ученым, который пытается не только выяснить происхождение монумента Йонагуни, а и понять и объяснить его назначение, является Грэм Хэнкок. Его предположение заключается в следующем. На сегодняшний день наклон земной оси составляет 23°27', так что Тропик Рака и Тропик Козерога также находятся на широте 23°27' к северу и югу от экватора соответственно. Наклон земной оси периодически изменяется от 22° до примерно 24° за 41 тысячу лет, и десять тысяч лет назад он составлял ровно на один градус больше, чем сегодня: 24°27'. И именно на этой широте находится маленький (10х4 км2) островок Йонагуни. Хэнкок делает вывод, что найденные монументы — это святилища, сооруженные на Тропике Рака. То есть цивилизация, которая совершила это, имела не только знания в терраформировании, но и определенные знания из астрономии, чтобы создавать астрономически ориентированные объекты.
_________________________________
Комплекс в Йонагуни.
Комплекс случайно обнаружил, весной 1985 года , местный инструктор по дайвингу Кихачиро Аратаке. Недалеко от берега буквально под поверхностью волн он увидел громадный каменный монумент, простиравшийся до пределов видимости. Широкие ровные платформы, покрытые орнаментом из прямоугольников и ромбов, переходили в замысловатые террасы, сбегающие вниз большими ступенями. Край объекта обрывается вертикально вниз стеной до самого дна на глубину 27 метров, образуя одну из стен траншеи, проходящей вдоль всего монумента.
Элементы конструкции, казалось, имели совершенно определенную архитектурную схему, напоминающую чем-то ступенчатые пирамиды Древнего Шумера.
Даже если бы это оказалось только игрой природы, Аратаке уже бы повезло - он нашел объект, достойный удивления даже самого придирчивого туриста. Но обилие правильных геометрических форм заставляло задуматься о возможности их рукотворной природы, и Аратаке решил сообщить о своей находке специалистам. Японские газеты запестрели сенсационными заголовками.
Увы... Научное сообщество почти полностью проигнорировало эти сообщения. Основная тому причина достаточно проста: по самым грубым подсчётам этот комплекс мог возвышаться над поверхностью воды не менее 10 тысяч лет назад, когда уровень воды в Мировом океане был метров на 40 ниже нынешнего. Приблизительно о той же древности свидетельствуют и датировки найденных неподалёку остатков растительности, свойственной сухой почве, а не морскому дну. У историков нет никакой информации о культуре, способной создать здесь такую конструкцию. Поэтому они предпочли объявить гипотезу искусственного происхождения подводного монумента Йонагуни простой спекуляцией и списать все на причудливую игру природы. И довольно быстро обсуждение находки стало достоянием лишь эзотерических изданий, игнорируемых официальной наукой.
Серьезно к открытию отнесся лишь Масааки Кимура - профессор Университета Рюкю. И в этом Монументу сильно повезло, поскольку Кимура - признанный специалист в области морской геологии и сейсмологии. Он изучает подводные окрестности Йонагуни уже более 10 лет, совершив за это время более сотни погружений и став основным экспертом по объекту. В результате своих исследований профессор Кимура решил пойти против подавляющего большинства историков и рискнуть своей репутацией, отстаивая искусственное происхождение Монумента.
Но, как часто бывает в таких случаях, его мнение долгое время оставалось гласом вопиющего в пустыне...
Неизвестно, сколько бы продолжался "заговор молчания" вокруг находки Аратаке, если бы о ней не узнал Грэм Хэнкок, убежденный сторонник гипотезы о существовании в глубокой древности высокоразвитой цивилизации и автор целого ряда книг по этой теме.
В сентябре 1997 года он прибыл на Йонагуни со съемочной группой. Ему удалось заинтересовать и привлечь в поездку Роберта Шоча - профессора Бостонского Университета, геолога, известного прежде всего своим выводом о том, что реальный возраст знаменитого египетского Сфинкса намного больше, чем считает официальная египтология. И Хэнкок рассчитывал, что Шоч своим авторитетом подтвердит искусственную природу находки Аратаке. Но не тут-то было...
При первой поездке в 1997 году Шоч не нашел однозначных свидетельств рукотворной природы объекта. Скорее наоборот...
Дело в том, что Монумент состоит из песчаника и осадочных пород, обнажения которых и ныне видны на побережье острова. Под воздействием морских волн, дождей и ветров они разрушаются таким образом, что возникают формы, подобные ступеням и террасам. Природа способна и не на такие "причуды", а здесь вдобавок сама структура отложений приводит к появлению почти идеально прямых трещин. Да еще и под углами 90 и 60 градусов друг к другу, что способствует образованию строгих геометрических фигур: прямоугольных ступенек, треугольников и ромбов..
Все вроде бы говорит за то, что Монумент имеет естественное происхождение.
Таким и был первый вывод Шоча, хотя он и учитывал, что за несколько погружений нельзя обозреть абсолютно все и вполне можно упустить какие-то важные детали. Поэтому Шоч решил встретиться с Кимурой.
Аргументы Кимуры, более знакомого с деталями объекта, сильно пошатнули мнение Шоча. Тем более, что аргументы подкреплялись фотоснимками деталей, которые Шоч при своих погружениях просто не видел.
При всем сходстве скал на острове с Монументом между ними есть очень сильные отличия. На ограниченном участке Монумента совсем рядом друг с другом оказываются элементы совершенно разного типа. Например: грань с острыми кромками, круглые отверстия, ступенчатый спуск, идеально прямая узкая траншея. Если бы причина была только в природной эрозии, то логично было ожидать одинаковых форм во всем куске скалы. Факт же, что бок о бок находятся столь разные элементы, является веским аргументом в пользу их искусственного происхождения.
Более того, совсем рядом, буквально в нескольких десятках метров на той же самой скале из той же самой породы, - совершенно иной ландшафт. То, что он создан природой, сомнений не вызывает. Но даже невооруженным глазом видно его резкое отличие от обработанной части скалы.
Следующий аргумент: блоки, отделенные от скалы, вовсе не лежат там, куда им следовало бы упасть под действием земного притяжения. Вместо этого они либо оказываются собранными в одном месте, либо вообще отсутствуют. Как на "окружной дороге", где обломки удалены от подножия Монумента на 6 метров и более. Если бы объект был создан эрозией, то на дне рядом с ним было бы много обломков, как на современных берегах острова. А здесь этого нет...
И наконец, на Монументе есть достаточно глубокие симметричные траншеи и другие элементы, образование которых вообще невозможно объяснить известными природными процессами.
"После встречи с профессором Кимурой, - писал позднее Шоч, - я не могу полностью исключить возможность того, что монумент Йонагуни, по крайней мере, частично обработан и изменен человеческими руками. Профессор Кимура указал на ряд важных элементов, которые я не видел во время моего первого, краткого визита...".
Встреча двух профессиональных геологов имела для монумента Йонагуни буквально эпохальное значение. Если ранее Шоч придерживался версии естественной природы объекта, то Кимура настаивал на полностью искусственном его происхождении. В результате учета всех имевшихся фактов оба специалиста сошлись на своеобразном "компромиссе", вдвоем отказавшись от крайних точек зрения. Они пришли к выводу, что Монумент относится к так называемым "терра-формированиям", то есть - первоначальная естественная "заготовка" в дальнейшем была изменена и доработана руками человека. Такие "терра-формирования" не являются чем-то совершенно необычным, а были весьма распространены в древнем мире...
Материалы экспедиции 1997 года вошли в документальный фильм "Поиски Потерянной Цивилизации", показанный Британским телевидением и сопровождавший выпуск очередной книги Хэнкока "Зеркало небес". Фильм и книга получили широкий резонанс. Информационная блокада вокруг мегалита Йонагуни была прорвана, и научное сообщество вынуждено было реагировать.
Через 13 лет после открытия Монумента, в июле 1998 года наконец было принято решение о его межотраслевом научном исследовании. Под руководством водолаза и дипломированного археолога Михаэла Арбутнота группа специалистов попыталась раскрыть тайну объекта. В группу вошли геологи, подводные археологи, опытные дайверы, и даже антропологи с лингвистами. В состав экспедиции был приглашен и Шоч, получивший возможность удовлетворить свое желание повторного осмотра Монумента и убедиться в плодотворности своего с Кимурой "компромиссного" подхода.
Участники группы провели 3 недели в погружениях и исследованиях. И, пожалуй, о результатах экспедиции весьма красноречиво говорит мнение ее руководителя.
Сначала Арбутнот скептически относился к теории Кимуры об искусственности Монумента, но в ходе исследований вынужден был отказаться от своего скептицизма.
"Я убедился в обработке руками человека объекта Йонагуни, - заключил он. - Мы исследовали естественную геологию около находки, но там нет таких равномерных внешних форм, и поэтому вероятность обработки монумента человеком очень высока. Там также много таких деталей, которые исключают версию образования объекта естественным образом".
Своеобразным промежуточным итогом продолжившихся и после экспедиции исследований стал доклад Кимуры на конференции в Японии в 2001 году. Общий вывод о том, что мегалит Йонагуни - след древней цивилизации, получил поддержку большинства японских ученых.
Казалось бы, вопрос о природе Монумента закрыт. Однако научное сообщество очень инертно, а в вопросах древней истории даже консервативно. И несмотря на выводы конференции, несмотря на многочисленность свидетельств очевидцев, среди которых геологи, писатели, журналисты и просто дайверы-любители, до сих пор в мировой научной литературе факт искусственности Монумента Йонагуни либо просто игнорируют, либо пытаются опровергать. И как это часто бывает, наиболее активные "опровергатели" сами никогда не видели его собственными глазами...
Йонагуни
Как часто археолог ныряет с аквалангом? Наверное, очень редко, а уж в профессиональных интересах — и подавно. А как часто аквалангист обнаруживает под водой объект археологической ценности? Видимо, "не чаще, чем археолог ныряет с аквалангом", — скажете вы, и будете правы. Редко, очень редко, но никак не никогда.
Именно такой случай произошел с аквалангистом-профессионалом из Японии Кихакиро Аратаке. В 1985 г. на юго-востоке от крошечного острова Йонагуни он обнаружил нечто, что трудно назвать природным ландшафтом, и, скорее всего, является творением человеческих рук. Возраст неизвестного сооружения под водой оценивается в 10000 лет.
читать дальше
Именно такой случай произошел с аквалангистом-профессионалом из Японии Кихакиро Аратаке. В 1985 г. на юго-востоке от крошечного острова Йонагуни он обнаружил нечто, что трудно назвать природным ландшафтом, и, скорее всего, является творением человеческих рук. Возраст неизвестного сооружения под водой оценивается в 10000 лет.
читать дальше