просто интересный факт и интересная статья.
Татары и башкиры в стране самураев
Рафаэль Адутов
Япония, в течение столетий закрытая для иностранцев, лишь в конце 19 века вынужденно – после бомбардировок ряда ее портов пушками американских дредноутов – открыла свои границы. Японцы, в основной своей массе никогда не видевшие иностранцев, удивлялись высоким по сравнению с ними татарам и башкирам, их необычному внешнему виду, поведению.
читать дальше Всеобщее изумление вызывали одетые в халаты коробейники из Поволжья и Урала, на велосипедах въезжавшие на улицы японских деревень и тотчас окружаемые толпой ее жителей.
О количестве татар и башкир в Японии в различных источниках указываются разные данные. Так, например, в «Информации Квантунского жандармского управления о современном состоянии тюрко-татарского национального движения» (23.03.1935) [6] считается, что в Японии их имеется около 2000 человек. Профессор К.Ивао (университет Хансей, Япония) [4], ссылаясь на участников круглого стола, организованного профессором М.Тахиром (22.05.1981г., гор. Анкара, Турция), приводит данные о численности тюрко-татар от 600 человек (по свидетельству Ф. Кильки) до 1000 человек (по свидетельству А.Апаная).
В то же время представитель культурной ассоциации «Идель-Урал» считал, что количество татар в Японии в 1930-е годы могло достигать 10000 человек. Очевидно, исходя из этих противоречивых данных, президент тюркской общины Токио г-н Т. Мухит считает, что, в Японии количество мусульман из России в 1920-х годах составляло около 400 человек, а в 1930-е годы увеличилось до 5-6 тысяч [1].
По свидетельству проф. А.Матсунага из Фонда Sasakawa (Токио) тюрко-татарские общины сформировались в городах Токио, Кобе, Кумамото[25].
Мусульмане из Поволжья и Приуралья, в том или ином количестве, проживают на всех, без исключения, японских островах: от острова Хоккайдо на севере- до острова Окинава на юге [3].
Небольшие колонии (недостаточные для организации общин) были и в городах Камакура, Кумамото, Ивамотоко, Кавасаки, Каруиц(з)овада (в годы второй мировой войны).
Буквально крупицами собираемая информация постепенно становится известной широкой общественности. В том числе наименования эмигрантских организаций, имена лидеров и их труды. Особое место, среди которых занимает общество «Исламия», созданная в 1924году и действия которой распространялись на весь Дальний Восток. Получение прав юридического лица, зарегистрированного органами государственной власти Японии, давало лидерам общества возможность официального обращения в государственные учреждения. Обществу «Исламия» оказывалось высокое покровительство многих государственных и общественных деятелей Японии. В связи с этим необходимо отметить особую роль старейшины японской нации г-на Мицуру Тоояма [4].
Известно о противоречивых и сложных отношениях между джадидистом[16] Гаязом Исхаки (прибывшего в Кобе в октябре 1933г.[25]) и кадимистом[16] М.А. Курбангали имевших различные точки зрения на развитие событий в России после, как они были уверены, победы белого движения. В то время как Г. Исхаки считал необходимым создание независимого государства «Идель – Урал» - М.А. Курбангали был уверен, что развитие народов Поволжья возможно лишь в рамках автономии внутри Российской империи. Можно предположить, что навыки лидера, способного к организованным и решительным действиям, помогли ему оказывать серьезное противодействие планам Г. Исхаки на Дальнем Востоке. После отъезда Г. Исхаки в Европу единственным лидером (до возвращения Р.Ибрагима из путешествия по странам Юго-Восточной Азии) в Японии остается М.А.Курбангали.
«В 1924 г., прибывший с одной из групп татар в Токио, Muhammed Abdelhay Kurbangali собрал всех местных татар под одной крышей и, при помощи японских властей, занялся важной общественной, культурной и государственной деятельностью» [7].
Из протокола допроса Таки Ока Ютака, 1918г.р.,…капитан Японской армии, бывший нач-к военной миссии в городе Дайрен:
«Вопрос: Вы знаете Мухаммед ( Г)абдулхая Курбангали?
Ответ: Да, приблизительно с 1944г…мне известно, что в 1930-х годах шла борьба за пост руководителя мусульман, проживающих в Японии. В этой борьбе наиболее ожесточенное соперничество разгорелось между Курбангали и другим претендентом на пост главы мусульманской церкви Японии Ибрагимом…» [24].”
Татары и башкиры в стране самураев.
просто интересный факт и интересная статья.
Татары и башкиры в стране самураев
Рафаэль Адутов
Япония, в течение столетий закрытая для иностранцев, лишь в конце 19 века вынужденно – после бомбардировок ряда ее портов пушками американских дредноутов – открыла свои границы. Японцы, в основной своей массе никогда не видевшие иностранцев, удивлялись высоким по сравнению с ними татарам и башкирам, их необычному внешнему виду, поведению.
читать дальше
Татары и башкиры в стране самураев
Рафаэль Адутов
Япония, в течение столетий закрытая для иностранцев, лишь в конце 19 века вынужденно – после бомбардировок ряда ее портов пушками американских дредноутов – открыла свои границы. Японцы, в основной своей массе никогда не видевшие иностранцев, удивлялись высоким по сравнению с ними татарам и башкирам, их необычному внешнему виду, поведению.
читать дальше