Бой "Бенгала" с японскими вспомогательными крейсерами
Александр Александров
Александр Александров
читать дальше
Когда 11 ноября 1942 года SW от Кокосовых островов два японских вспомогательных крейсера «Хококу Мару» (Hokoku Maru) и «Айкоку Мару» (Aikoku Maru) обнаружили голландский танкер в ох-ранение тральщика Индийского королевского флота, их командиры не колебались ни минуты. Оба корабля представлялись им не более чем очередным пополнением победного счета. Еще бы пара рейдеров под флагом восходящего солнца превосходили своих противников по огневой мощи как минимум в де-сять раз, а по водоизмещению более чем втрое! К тому же японцы имели к этому моменту солидный боевой опыт.
Карьера этой рейдерской парочки началась в сентябре 1941, когда Японский Императорский флот включил в свой состав три однотипных судна «Айкоку», «Хококу» и «Гококу Мару». К этому моменту они были одними из самых новых и быстроходных грузопассажирских теплоходов страны «Восходяще-го солнца». При водоизмещении 10438т их длина составляла 150м (492фут); ширина 20,28м (66,5фут); осадка 12,5м (41фут). Два дизеля фирмы Mistsui B@W, мощностью 13000л.с. обеспечивали скорость 21 узел. Они предназначались для эксплуатации на линии Осака – Южная Америка. «Хококу Мару» при-няли в эксплуатацию 22 июня 1940г, а «Айкоку Мару» формально достроили 31 августа 1941г.
Решение реквизировать первый из них для военных нужд приняли 29 августа 1941 года, а уже на следующий день на верфи «Мицубиши Хеви Индастрис шипярд» (Mitsubishi Heavy Industries shipyard) приступили к его переоборудованию во вспомогательный крейсер. Аналогичные работы на «Айкоку Мару» начались на фирме «Мидуи Инджиниринг энд Шипбилдинг» (Mitsui Engineering @ Shipbuilding) в Томано (Tomano), после того как 1 сентября 1941 года он попал в список мобилизованных судов. Во вспомогательные крейсера их превращали по одинаковой схеме. На них установили вооружение: 4 – 152мм типа 41 года; 2 -76мм/40 зенитных орудия; 2 спаренных 13,2мм пулемета типа 93 года; 2 двух-трубных 533мм ТА и оборудовали погреба боезапаса.
20 сентября 1941 года «Хококу Мару» официально вошел в состав Японского Императорского флота и был приписан к военно-морскому округу Куре. Первым его командиром стал призванный из запаса капитан 1 ранга Аихара Аритака (Aihara Aritaka). «Айкоку Мару» пополнил cписки флота на 15 дней раньше, чем его систер-шип. Командование над ним принял контр-адмирал Окамура Масао (Oka-mura Masao), находившийся до этого так же в запасе. Одновременно он являлся командиром и «Кайо-суми Мару» (Kiyosumi Maru), который в это же время переоборудовался во вспомогательный крейсер.
15 октября 1941 года на кораблях завершили монтаж боевых прожекторов (по одному диаметром 90 и 110см) и стрел для спуска на воду и подъема на борт гидросамолетов. На каждом вспомогательном крейсере разместили два гидросамолета фирмы Каваниши (Kawanishi) – Е7К2 тип 94 (по американской классификации «Alf»), один из которых хранился в разобранном виде в качестве запасного. В тот же самый день оба рейдера совместно с «Кайосуми Мару» (Kiyosumi Maru) образовали 24 дивизию крейсе-ров, вошедшую в состав Объединенного флота. Это соединение возглавил вице-адмирал Такеда Мо-риджи (Takeda Moriji).
До середины ноября экипажи осваивали корабли и отрабатывали курс боевой подготовки. Наконец 13.11.1941 года «Айкоку» и «Хококу Мару» покинули Куре и направились в Ивакуни (Iwakuni). Че-рез два дня в 17.35 по японскому времени (JST), оба рейдера снялись с якоря и вышли в первый боевой поход. Страна «Восходящего солнца» в рамках операции «Z» начала предварительное развертывание сил. 24 числа того же месяца они заняли назначенные им позиции у атолла Jaluit (Маршалловы остро-ва). По планам командования им предстояло действовать в южной части Тихого океана, опираясь на пе-редовую базу снабжения на острове Emidj.
26 ноября 1941 года «Айкоку Мару» совместно с «Хококу Мару» покинули район развертывания в SE направлении. Начало боевых действий застало их NE от островов Tuamotu. Первой жертвой япон-ских рейдеров стал американский пароход «Винсент» (SS «Vincent»), обнаруженный 13 декабря 1941 года к северу от острова Питкерн (Pitcairn). Он направлялся с грузом шерсти, железной руды и смазоч-ных материалов из Сиднея к Панамскому каналу. В 19.07 по японскому времени вспомогательные крей-сера открыли огонь. После первых же выстрелов с американского судна спустили три спасательные шлюпки, на которые перебралась вся его команда. Всего «сыны Ямато» выпустили 8 снарядов. Затем с «Хококу Мару» на пароход под звездно-полосатым флагом отправилась призовая партия во главе с офицером минно-торпедной боевой части. Бегло осмотрев пароход, она вернулась на рейдер. А амери-канец закончил свой поход в точке с координатами 22о41’S и 181о19’E, отправленный на дно японской торпедой. Его капитан Ангус Маккинон (Angus Mackinnon) и все 3
5 человек экипажа (8 офицеров и 27 матросов), поднятых со шлюпок на борт «Хококу Мару» стали военнопленными.
Последующие две недели похода результата не принесли. Поэтому в канун нового 1942 года с «Айкоку Мару» спустили бортовой гидросамолет для обследования, кажущихся безграничными про-сторов Тихого океана. Осматривая водную пустыню к западу от своего корабля «Альф» обнаружил американское невооруженное судно «Малама» (Malama) грузовместимостью 3275 брут.т, совершавшего рейс по маршруту Сан-Франциско – Манила, с заходом в Гонолулу. На его борту находился грузы, при-надлежавшие вооруженным силам США. Сделав над ним несколько кругов, японский самолет удалился в восточном направлении. Через некоторое время он вернулся и снова начал кружить над головами янки, затем опять скрылся в западном направлении. Больше его никто не видел. Поиски пропавшего Е7К2 другим бортовым гидросамолетом «Айкоку Мару» и вспомогательными крейсерами результатов не дали. Никакой информации об обнаружении «Маламы» на рейдерах так же не получили.
Поэтому в первый день 1942 года японские вспомогательные крейсера занимались вылавливанием из воды нескольких американских пилотов недалеко от Таите у островов Society. Но убежать от своей судьбы «Маламе» не удалось. 2 января к югу от островов Society и Cook в 09.10 японского времени гид-росамолет с «Айкоку Мару» вновь обнаружил американское судно. На этот раз японский пилот церемо-ниться не стал. Сделав несколько кругов над своей жертвой «Альф» открыл огонь из бортового оружия по палубе и надстройкам безоружного парохода, одновременно передавая по международному коду приказ: «застопорить машины». Затем самолет удалился, и вернулся назад в 14.15 уже вооруженный бомбами.
Больше испытывать судьбу капитан американского судна Малколм Рудефорд Питорс (Malcolm Rutherford Peters) не стал. В 14.30 8 офицеров, 25 моряков и 5 пассажиров на двух спасательных шлюпках отвалили от борта обреченной «Маламы». Дождавшись этого момента, японский пилот сбросил на нее 4 бомбы. На пароходе вспыхнули пожары, и он окутался дымом. В 15.30 на сцене появились и вспомогательные крейсера под флагом страны «Восходящего солнца». Подобрав всех пассажиров спа-сательных шлюпок, они, по японским данным, добили американца торпедой. «Малама» затонула в точ-ке с координатами 26о39’S; 151o24’W.
После этого удача отвернулась от японских корсаров, а вскоре рейд вообще пришлось прервать. Их отозвали с торговых путей между Австралией и Америкой, опасаясь, что вспомогательные крейсера попадут под стальной каток авианосных соединений (TF17 и TF18) вице-адмирала Вильяма Хелси (Wil-liam F.Halsey), которые по данным разведки могли нанести удар по силам флота страны «Восходящего солнца» в районе островов Гилберта и Восточных Маршалов. 20 января 1942 года «Айкоку» и «Хококу Мару» покинули опасный район. Спустя 15 дней они бросили якорь в лагуне Трука.
Но и там их стоянка не затянулась надолго. 5 февраля 1942 года оба корабля вышли в направлении Хашиаджимы (Hashirajima). Уже в пути они получили приказ зайти в бухту Оита (Oita), где предполага-лось передать моряков, захваченных на «Винсенте» и «Маламе», в лагерь военнопленных. Ночью 11 февраля, недалеко от побережья Японии, сигнальщики «Хококу Мару» обнаружили подозрительное судно. Проведенный досмотр явно разочаровал командиров японских вспомогательных крейсеров. Пе-рехваченным судном оказался советский пароход «Ким». Так как страна «Восходящего солнца» в это время с СССР не воевала, то его пришлось отпустить. После этого рейдерская парочка разделилась, «Хококу Мару» направился в Куре, а «Айкоку Мару» в бухту Оита.