( по статье генерал-майора А.И. Сорокина «Военное и военно-морское искусство во время героической обороны Порт-Артура»)
читать дальше
В падении Порт-Артура сыграли роль:
1. неподготовленность крепости и эскадры к войне
2. неспособность и нерешительность командования, граничащие с трусостью и изменой
3. несогласованность морских и сухопутных планов ведения войны
4. засилье на высших должностях бездарных иностранцев, главным образом немцев
5. отсутствие между армией и флотом взаимодействия
6. приморская крепость, вместо того чтобы быть подчиненной командующему Тихоокеанским флотом, была подчинена командующему Маньчжурской армией, хотя прямой связи с ней она не имела и только косвенно оказывала ей содействие, отвлекая на себя часть японских сухопутных сил
7. отсутствие среди высшего командования единых взглядов на ведение войны
8. отступление без упорного сопротивления от реки Ялу на Ляоян в начале войны дало возможность японцам высадить 2-ю армию Оку в западной части Желтого моря в районе Бицзыво без противодействия и потерь; эта армия отрезала Порт-Артур от войск Куропаткина
9. оставление без упорной борьбы Кинчжоуской позиции и отход войск к Порт-Артуру отдали в руки японцев порт Дальний, через который японцы в течение всей войны снабжали всем необходимым армии Оку и Куроки, действовавшие против Порт-Артура
10. неподготовленная, проведенная Куропаткиным в угоду общественному мнению, операция по выручке Порт-Артура и неудачный бой корпуса Штакельберга под Вафангоу не только не помогли крепости, но и даже ухудшили ее положение: Куропаткин раскрыл свои планы; японцы поняли, что это была демонстрация, и русские выручать Порт-Артур не будут
11. Порт-Артур как приморская крепость, несмотря на упорную оборону, не обеспечил безопасности флоту, а флот из-за бездарности командования не сумел прорвать блокаду и отдал все свои ресурсы для обороны крепости; флот погиб не в открытом бою с противником, а защищая свою базу. В Порт-Артуре еще раз на практике подтвердилось то положение, что защищать свою базу флот должен путем борьбы с флотом противника в открытом море, а не в гавани, обороняясь от противника с суши, под прикрытием береговых батарей.
Порт-Артур стоил японцам колоссальных жертв. Японская армия, действовавшая на Квантунском полуострове против русской крепости, начиная с высадки в Бицзыво и до конца осады, потеряла убитыми, ранеными и выбывшими из строя по болезни свыше 110 тысяч человек, из них до 10 тысяч офицеров.
Потери противника на море по приблизительным подсчетам составили 5 тыс. матросов и офицеров, из них до двух тыс. убитых и утонувших («Иосино» - 319 человек, «Хацусе» -492, «Такасаго» -274, на судах, участвовавших при закупорочных операциях, - до 300 человек и так далее)
Ощутимые потери понес флот и в корабельном составе. 4 января 1905 года вице-адмирал Того в донесении в главную ставку сообщил: «...В течение длительной блокады была постоянная опасность от неприятельских мин заграждения и плавучих мин... Сначала мы потеряли «Мияко», «Иосино», «Хацусе», «Яшима», «Осимо», «Акацуки», «Каймон», а позже «Хаядори», «Хайен», «Атаго», «Сайен» и «Такасаго»».
Того в донесении не назвал многих погибших миноносцев и умолчал о броненосцах, крейсерах и других судах, которые были серьезно повреждены («Сиракумо», «Чидори», «Чиода», «Микаса», «Цусима», «Асахи», «Акаси» и многие другие). Не упомянул Того и о двух десятках транспортов, погибших у Порт-Артура во время закупорочных действий.
Все государства, имевшие военные флоты, в разной степени учли опыт войны на море; в результате и в кораблестроении, и в вооружении, и в тактике ведения морского боя произошли коренные изменения. В России особенно поучительные выводы из опыта морской войны сделал наряду со многими другими участниками обороны Порт-Артура корабельный инженер Н.Н Кутейников. Он пришел к выводу, что в дальнейшем следует строить корабли, имеющие только одно специальное назначение. Универсальность некоторых типов кораблей себя не оправдала и принесла только вред, так как приводила к загромождению корабля и увеличению его водоизмещению в ущерб скорости, запасу топлива и бронированию; оказалось, например, что броненосцам совершенно не были нужны малокалиберная артиллерия и пулеметы. Кутейников разработал и предложил тактико-технические данные для вновь строившихся боевых кораблей
(по идее тут должна быть таблица, но фиг его знает как ее вставить- печаль словом)
Переворот в кораблестроении сделали русские линейные корабли типа «Севастополь», вошедшие в строй в начале первой мировой войны. Их водоизмещение 24 тыс. т., скорость 25 узлов, вооружение 12 -12" и 16 -120мм орудий, броню в башнях до 12", бортовую - до 229мм; мощность механизмов составляла 42 тыс. лошадиных сил. После войны началось совершенствование механизмов; от поршневого двигателя флоты начали переходить к более мощному и эффективному турбинному двигателю.
Влияние русско-японской войны на развитие армии и флота
( по статье генерал-майора А.И. Сорокина «Военное и военно-морское искусство во время героической обороны Порт-Артура»)
читать дальше
читать дальше