14:25 

Восстание в пустынe

Samuray-08
Америка? Нет больше вашей Америки..
Восстание в пустынe

Автор: Х.Стаффорд Норзкоут

Источник, комментарий: H. Stafford-Northcote. Revolt in the Desert. Purnell's History of the Second World War. Vol. 5? London, 1980 Статья написана на основе публикации Х.Стаффорд Норзкоут. Перевел и обработал Владимир Скарин

Ирак. Апрель-июль 1941 год. Районы Восточного Средиземноморья и Ближний Восток были жизненно важны, как для Англии, так и для стран Оси. В Греции и Западной Пустыне инициатива пока находится в руках немцев. В глобальном противостоянии появилась еще одна “иракская площадка” – мятеж Рашида Али.
С крушением Тюркской Империи область богатейших нефтяных месторождений: долины рек Тигр и Евфрат, северо-запад Аравийской пустыни (Месопотамия) становится независимым королевством Ирак. С 1920 по 1930 годов Ирак был территорией, находящейся под мандатом Англии. Страной правил король Файсал ибн Хуссан, представитель королевского дома Хашемитов, брат эмира Транс-Иордании Абдуллы, друг Лоуренса Аравийского. В 1930 году действие мандата закончилось и между странами было подписано соглашение. По этому документу Англии могла разместить две авиабаза в Ираке. Одна располагалась в Шиабахе, поблизости от порта Басры. Другая авиабаза находилась в Хабиннияхе (55 миль восточнее Багдада). Авиабазы находились на маршрутах следования авиалиний Англия-Индия и Англия- Дальний Восток. Авиабазы охраняли ассирийские и курдские вольнонаемные рекруты. В соглашении был пункт, предусматривающий, что Ирак должен оказать Англии всестороннюю помощь в случае войны и, в частности, обеспечить доступ к железнодорожным, сухопутным и водным транспортным путям, портам и аэродромам. Британия, получала право перевозки своих войск через территорию Ирака.

Когда началась Вторая Мировая Война правительство Ирака возглавлял регент, представляющий юного монарха. Британское влияние в Ираке в это время снизилось из-за неразберихи, растущего арабского национализма и успешной пропаганды сторонников Оси. За семь лет работы в Ираке немецкий Министр доктор Гробба сумел найти и объединить в сеть анти-британские элементы в стране. А в английском посольстве все продолжались нескончаемые “ротации кадров” (некоторые из назначаемых сюда чиновников не имели опыта работы на Ближнем Востоке). Первого апреля 1941 года вновь назначенный посол Англии, сэр Киннахан Корнвэллис находился в пути к Багдаду, когда иракские военные захватили власть в стране и отстранили от власти регента.

Группу военных, так называемый “Золотой Квадрат”, возглавил Рашид Али, политик, открыто поддерживаемый Германией. Трое бывших премьер министров, не мешкая, покинули страну, а юный король Файсал, вместе с матерью был помещен под домашний арест во дворец. В дом регента прибыли четыре врача, чтобы зафиксировать“ смерть, в результате нарушения сердечной деятельности”, но там никого уже не было. Правитель сбежал из столицы в багажнике машины американского консула. Перед отбытием в Трансиорданию, под защиту эмира Абдуллы, сбежавший из Багдада регент встретился в Хаббинияхе с новоприбывшим послом. Таким образом, посол Англии был вынужден иметь дело с Рашидом Али, возглавившим де-факто правительство Ирака. Сэр Киннахан быстро разобрался, что Рашиду Али необходимо легитимность и время, пока подоспеет немецкая помощь.

Английские войска, под командованием генерала Вэйвэлла занятые в Северной Африке, Абиссинии и Греции, отреагировали на события в Ираке необычайно оперативно и были готовы действовать решительно.

Дело в том, что в Индии находилась укомплектованный пехотный дивизион, готовый к отправке в Малазию. Это подразделение оперативно “переназначили” в Басру, а Корнвэллис получил инструкции не “спешить информировать” Рашида Али о прибытии дополнительного контингента. 16 апреля Рашид Али был проинформирован о намерении английской стороны (он знал, что из-за боевых действий в Греции Германия не в состоянии быстро оказать помощь) и не выразил никаких возражений. Было официальное заявление, что Ирак с честью выполнит все договорные обязательства.

Чтобы быстро перебросить войска из Индии в Ирак требовалось задействовать силы ВМС. Группировка под командованием старшего офицера ВМС Персидского Залива коммодора К.М. Грэхэма была значительно усилена двумя крейсерами и авианосцем Гермес. Этими силами и обеспечивалась проводка восьми транспортных судов из Индии. С 18 апреля эти транспортники начали прибывать в Шафт-аль-Араб (место слияния рек Тигриса и Евфрата). 17 апреля 31-ая транспортная эскадрилья перебросила по воздуху из Карачи в Шайбах 400 офицеров и солдат Королевского Полка пехоты (КП). На вооружении у них имелось 12 легких пулеметов, шесть автоматов Виккерса, два противотанковых ружья. Пехотинцы должны были прикрывать высадки Индийского дивизиона в Басре и Хаббинияхе.

В Басре у всех было стойкое ощущение, что затишье обманчиво. Как политик Рашид Али был известен крайним коварством, поэтому было мнение, что действие договора будет приостановлено в 11 часов, чтобы не допустить высадки английских войск. После высадки командование брал на себя генерал-майор 10-го Индийского дивизиона А.К. Фрэйзер. Двадцатая индийская бригада (командующий Д. Пауэлл) состояла из подразделений “3/11 Сигх”,”2/7 Гургхские стрелки 10-го дивизиона, 3-ий полевой полк ”, саперное отделение и противотанковая батарея 10-го дивизиона и 41-ое пехотное отделение. Эти солдаты совместно с рекрутами из местного населения Басры и Шайбаха обеспечивали защиту Магила (порт Басры), гражданского аэропорта, подстанции и госпиталя военно-воздушных сил. Действительно, Рашид Али выступил с заявлением, в котором говорилось, что английские солдаты не имеют права высаживаться в Ираке до тех пор, пока страну не покинут уже находящиеся войска. Добавив, что общее число английских солдат, одновременно находящихся в Ираке, не может превосходить один дивизион. Однако английское правительство придерживалось другого мнения и приняло решение ввести дополнительные силы, укрепив базу в Басре. Посол Англии получил инструкцию “не соглашаться” с позицией Рашида Али по поводу количества войск, находящихся в Ираке. На Индию надавили, чтобы ускорить отправку второй бригады 10-го Индийского дивизиона. Бригада целиком еще не была готова к высадке, но вспомогательное подразделение было послано и 29-го апреля было в Басре. Английский посол не информировал Рашида Али об прибытии дополнительного контингента до 27-го апреля. Узнав, Рашид Али не согласился на высадку сил, аргументируя свое решение тем, что английские войска манипулируют договором, чтобы позже оккупировать Ирак. Тем ни менее войска высадились, не встретив ни малейших препятствий.

Но именно эта, вторая высадка, повлияла на решение Рашид Али и военных из “Золотого Квадрата” атаковать англичан не дожидаясь помощи из Германии. В первую иракцы решили атаковать базу в Хабинияхе, которая находилась поблизости от столицы и являлся более легкой добычей для сил “Золотого Квадрата”, концентрировавшихся в окрестностях Багдада. Из почти девяти сотен иностранцев на момент конфликта 230 граждан Англии и США (женщины и дети) были переправлены воздухом из Багдада в Хабиниях; 360 граждан Англии укрылись в своем посольстве; 160 человек в американском. Общее число интернированных оценивалось в несколько сотен. 29 апреля две иракские пехотные бригады, при поддержке артиллерии и механизированных подразделений, двинулись из лагеря Рашида ( Хинайди, рядом с Багдадом ) на запад в направлении к Хабинияху. На рассвете 30 апреля эти части расположились на господствующих высотах с которых хорошо просматривались аэропорт и основная база англичан. Другая иракская бригада захватила населенный пункт Рамади (14 миль от Хаббанияха), чтобы отрезать аэробазу и не дать ей возможности получить подкрепление из Палестины. Иракцы установили контроль над северными нефтяными месторождениями в городе Киркуке, находившимися во владении Иракской Нефтяной Компании. Английские специалисты были арестованы, а подача нефти из Киркука в Хайфу прекращена. Позже планировалось поставлять нефть в Сирию через нефтепровод Триполи, закрытый со времени поражения Франции. Таким образом, англичане теряли важнейший источник ресурсов, который переходил в руки стран сторонников Оси.

Иракская армия состояла из четырех дивизионов: Первый и Третий со штабами в Багдаде и командующими из “Золотого Квадрата” полковниками Камилем Шабибом и Саллах-Эд-Дин Саббахом. Второй дивизион располагалась в Киркуке и стоял с гарнизоном в Мосуле. Четвертый дивизион находилась в Диваньяхе на юге страны в стратегически важных узлах. Около Багдада располагались механизированный корпус под командованием члена “Золотого Квадрата” полковника Фахми Саида. Иракскими ВВС командовал, входящий в “Золотой Квадрат” полковник Махмуд. ВВС Ирака состояли из семи эскадрилий. Пять эскадрилий постоянно находились в Рашиде. Две эскадрильи располагались в районе северных нефтяных месторождений. Один самолет принадлежал мобильной летной школе. Общее количество машин достигало 118, но большая часть этого парка, по мнению специалистов, была технически не готова к боевым вылетам.

Багдад соединяется с Хабинияхом дорогой, проходящей по пустыне и пересекающей реку в городке Фаллияхе. Это место очень напоминало английский городок в сельской глубинке. Мощеные дороги, аккуратные бунгало, стриженые газоны, цветники и деревья с пышными кронами. Лагерь располагался на северной стороне аэродрома, а к югу на 100 футов возвышалось большое плато, с которого обеспечивался хороший обзор всей прилежащей территории. Это плато и заняли иракцы. Ниже плато располагается озеро Набиниях. Этот район использовалось, как пространство для точного наведения самолетов на посадочную полосу. В семнадцати милях на восток дорога на Хайфу проходила через Рамади. Там был иракский гарнизон. Этот узел был сильно укреплен, а количество войск доведено до бригады. Области между Рамади и озером вблизи от Фаллуйа могли быть подтоплены в случае наводнения. Летная полоса, склады горючего и амуниции, госпиталь, дома военнослужащих их семей и другого персонала были отгорожены высоким стальным забором. По периметру длиной в 7 миль располагались бетонные блокпосты, расставленные через равные интервалы. Гарнизон Хабинияха состоял из: штаба ВВС (вице-маршал Х.Г. Смарт, командующий ВС в Ираке), мобильной летной школы N4, группы обеспечения полетов (группа капитана В.А.Р. Сэйвила). Всего на базе служило около 1000 пилотов и техников и примерно 1200 военнослужащих из местного населения. Ими командовал полковника–лейтенанта Дж. А. Браун. На базе жило 9000 человек гражданского населения (выходцы из Европы, индийцы, ассирийцы, арабы, курды). С 27-го по 30 апреля в Хаббиниях прибыли 300 бойцов из Королевского Полка (КП), переброшенного по воздуху для усиления. Командование сухопутными силами в Хабинияхе было поручено полковнику О.Л. Робертсу, офицеру 10-го Индийского дивизиона. Вооружение базы состояло из 18-ти бронированных автомашин ВВС, двух древних гаубиц-реликтов Первой Мировой (их использовали в качестве декоративных элементов ворот базы) в дальнейшем известных, как “Хабинияхская Артиллерия”. Почти весь самолетный парк устарел и состоял из: 32-ух Audaxes, 29-ти Oxfords, трех Gladiators, восьми Gordons, трех Valentia транспортников, одного Blenheim, пяти тренировочных Hart. Сюда же следует добавить один Blenhaim и шесть Gladiators, которые на время приписали в Хаббиниях. Воздушная “мощь” Шиабаха состояла из 244-го эскадрона бомбардировщиков ВВС Vincents, который позже был усилен восьмью бортами Wellingtons из 70-ой эскадрильи и десятью бортами из 37-ой эскадрильи, подчинявшимся командованию “Ближний Восток”. Нормальная бомбовая нагрузка самолета Audaxes, состоящая из четырех 20-ти фунтовых бомб, была изменена с тем, чтобы поднимать в воздух две 250-ти фунтовые бомбы (как у модели Gordons). Самолеты Oxfords обычно не несли бомбовой нагрузки, но были модифицированы, чтобы нести на борту восемь 20-ти фунтовых бомб.

Первого мая в Рутбе иракская полиция открыла стрельбу по англичанам, производившим дорожные работы на дороге Хайфа-Багдад. Главный Инженер дороги, лейтенант-полковник В.Хаммонд, сумел вывести подчиненных из под огня иракцев и они укрылись в насосной станции H-4 и на базе ВВС в Трансиордании (130 миль от Рутбы). Хаммонд был ранен. Потери от нападения составили 11 человек убитыми.

2 мая, в 5 часов с Хабинияхской аэробазы были подняты в воздух все исправные самолеты. В воздух поднялись четыре эскадрильи – три бомбардировочные и одна истребительная, для обработки бомбами и огнем пулеметов иракских позиции. База было подвергнута интенсивному обстрелу с иракской стороны. Восемь Wellington из 37-ой эскадрильи вылетели из Шайбаха. Противник не ожидал столь насыщенной атаки. На основе полученных результатов вице–маршал ВВС Смарт пришел к выводу, что Хабинияхх может перейти от чисто оборонительной тактики к атакам воздушных баз и коммуникационных линий противника. Потери англичан составили: пять бортов (сбитых иракской авиацией), два Vincents из 244-ой эскадрильи были сбиты в ходе атаки наземных сил на севере от Шибаха. Потери в живой силе составили 13 человек убитыми и 29 раненными. На следующий день англичане атаковали: аэробазу в Рашиде, дорогу из Багдада и позиции по периметру Хабинияхского плато. 4 мая по аэродрому Багдада был нанесен бомбовый удар силами 8 Wellingtons из 37-ой эскадрильи и одного Blebhaims, который обстреливал позиции из пулеметов. Бомбардировщики, сопровождаемые Hurricanes (только что прибывшими из Египта) атаковали аэродром в Мосуле, ( 400 миль севернее) использовавшийся для базирования Люфтваффе. 5 мая иракские силы стоящие на плато были опять подвергнуты бомбовым ударам.

Между тем и сухопутные силы англичан успешно атаковали противника. Курдские и ассирийские рекруты, имеющие давние счеты с арабами, дрались самоотверженно. Ночью 5 мая, ассирийцы и бойцы КП вошли в поселение Син-Эл-Хибан (Зубы Волка), расположенным рядом с северным берегом реки. Захваченные врасплох иракцы понесли тяжелые потери и к рассвету отступали в направлении Фалуджи. Не теряя время КП совместно с колонной бронированных машин ВВС, прикрывая огнем по плато фланги, продвинулись вперед. Иракская пехота открыла плотный огонь из автоматического стрелкового оружия и завязался ожесточенный бой. Рекруты в бронемашинах Commer понеслись атаковать с полного хода. Огонь велся из автоматов Vicers и был настолько плотен, что позволил Королевской Пехоте получить необходимую передышку. Во время второй атаки силы английских ВВС нанесли фланговые бомбовые удары с малой высоты. Была задействована и “Хабиниахская артиллерия” (состоящая из восстановленных гаубиц). Все это создало у иракцев впечатление, будто тяжелое вооружение было переброшено по воздуху из Басры. Под прикрытием огня артиллерии Королевские Пехотинцы продвинулись на правом фланге неприятеля, атаковали поселение Син-Эль-Хиббан и захватили господствующие высоты. В свою очередь рекруты предприняли еще одну, четвертую атаку. При поддержке бронированных машин они высадились справа на фланге англичан и атаковали две вражеские укрепленные точки. Сопротивление слабело. Англичане выбили иракцев с плато. Проявляя отвагу и мужество, горстка защитников Хаббинияха удерживали позиции и успешно атаковали численно превосходящие силы противника.

Несмотря на успех, было очевидно, что позиция англичан в Ираке неустойчива. В Басре высадка войск, прибывших из Индии, оказалась под угрозой срыва. 2 мая толпа иракских протестантов была рассеяна 25 выстрелами поверх голов. Иракская полиция была безоружна, а местные гражданские власти не шли на сотрудничество. Мародерство и выстрелы в спину стали обычным делом. Бомбардировщики английских ВВС из Шибаха и самолеты с авианосца “Гермес” наносили удары по вооруженным силам Ирака повсюду. 6 мая прибыл командующий 21-ой Индийской бригады C.Ж. Вэлд. Бригада состояла из подразделения “2/4” и “2/1” Гургхских Стрелков, “4./13” Пограничных Стрелков, двух подразделений из 13-ой Уланской с бронированными машинами, отделения Индийских саперов. Несмотря на это обстоятельства, силы англичан увеличились ровно настолько, чтобы быть в состоянии взять под контроль стратегические точки Ашарского района Басры, усилить оборону базы в Шайбахе и наладить линии снабжения.

Скорое наступление на столицу Ирака было затруднено состоянием дорог, саботажем на железнодорожных путях, невнятной позиции вождей местных кланов и значительным численным преимуществом неприятеля. В 500 милях к северо-западу от Басры, в Мосуле садились самолеты стран Оси, прибывали вагоны с оружием, снаряжением, артиллерией и авиационным спиртом из Сирии. В результате характерной для Ирака неразберихи, посланный авиационный спирт не годился для заправки Мессершмидтов. Привычка иракцев открывать беспорядочную стрельбу по любому летящему объекту стоила жизни майору Акселю Фон Бломбергу, который был назначен ответственным за операции Люфтваффе против Англии. Он погиб при посадке в аэропорту Багдада.

7 Мая генерал-лейтенант Ю.П. Куинан прибыл из Индии в Басру и принял на себя командование частями “Иракские Силы”. Генерал-майор Фрэйзер передал командование 10-ой Индийским дивизионом генерал-майору В.Д. Слиму. Генеральный Штаб передал управление военными операциями в Ираке из “Индии” в штаб “Ближний Восток” предполагая, что Багдад будет взят с западного направления. Генерал Вайвель командующий штабом Ближний Восток был резко против, опасаясь за исход операции не обеспеченной, по его мнению, адекватными силами и ресурсами. Вайвель считал, что подобные действия скорее провоцировали дальнейшее развитие конфликта, чем служили умиротворению и сдерживанию. Отправка войск, полагал он, могла ослабить Палестину, если немцы решились бы атаковать в Сирии. Тем ни менее Вайвель приказал штабам Палестины и Трансиордании (генерал сэр Генри Майтлэнд Вилсон) немедленно отправить мобильные силы в Ирак. Мобильное подразделение “Хабфорс” (командующий генерал-майор Дарк) включало одну механизированную бригаду Первого кавалерийского дивизиона (с недокомплектом транспортных средств и вооружений), один батальон тыловиков на грузовых машинах и наскоро собранный штаб. К Хабфорсу были приписаны три механизированных эскадрона транс-иорданских пограничных сил. Последнее обстоятельство прибавляло к боеспособности мало из-за того, что некоторые военнослужащие-арабы вообще отказывались пересекать границу Ирака, а общим настроением было осуждение боевых действий против братьев-мусульман. Из состава Хабфорса была сформирована мобильная колонна (“Кингкол”). Задача колонны заключалась в том, чтобы как можно скорее прибыть в Хабиниях. В эту группу были включены: штаб, 4-ый Кавалерийский полк (вооруженный пулеметами Гочкинса), 237-ая батарея ( 25-фунтовые гаубицы) и другие силы. Отделениям Королевских Йомэнов Вэлтшира и Варвикшира было приказано охранять линии снабжения, а военнослужащие Хабфорса брали под охрану коммуникационных линий до Рутбы. Мобильное соединение (“Кингкол”) под командованием бригадного генерала Дж. Кингстоуна должна была двигаться автономно к Хабинияху и было снаряжено на 12 дней продовольствием и водой на 5 дней. Большая часть тяжелых грузовиков не была приспособлена для пустыни. Силы “Кингкола” дополнили восемью машинами подразделения бронированных машин ВВС (командующий эскадрильи Л.В. Кассино), которые уже преодолели 1000 миль по пустыне. Они перебрались выехали из Сиди Баррани за двое суток.



В “Кингкол” входили 350 бойцов Арабского Легиона, вооруженных автоматами Левиса и передвигающихся на легких грузовиках. Они выполняли роль проводника и арьергарда, обнаруживая и выявляя неприятеля, прячущегося за барханами. Эти легендарные бойцы пустыни подчинялись Глубб Паше. В основном арабский мир тогда поверил в скорую победу Германии и только Эмир Транс-Иордании Абдулла и его Арабский Легион оставался на стороне Англии. Арабский Легион (который английские солдаты называли в шутку “Девицами Глубба” из-за нарядных шарфов, длинных волос и развевающейся на ветру одежды) двигался совместно с бронированными машинами ВВС до Рутбы. 10 мая, при поддержке с воздуха двумя бомбардировщиками Blenheim, они взяли штурмом крепость Рутба. Это было необходимо так как Рутба являлось единственным источником воды до озера Хабиниях. Бригадный генерал Кингстоун прибыл 13 мая и через два дня отряд “Кингкоул” двинулся вперед. Путь запомнился столкновениями тяжело-груженных грузовиков, ужасными дорогами, лихорадочной подготовкой узких траншеи при малейшей остановке под немилосердным палящим солнцем пустыни. И всё это под непрекращающимися налетами противника, включая самолеты авиации Оси из Мосула. Довольно часто грузовики проваливались в зыбкий песок, и все трудности блекли, по сравнении с рутиной откапывания из песка тяжелых грузовиков. Температура в тени достигала 49 градусов по Цельсию. По пути несколько машин пришлось бросить в пустыне.



В Рамади иракские войска стояли на северо-западе Хабинияхского озера. В этом месте иракцы уже подорвали мосты и разрушили дамбы. Дорога Рутба-Рамади-Хаббиниях была затоплена и стала практически непроходимой. Другой путь в Хабиниях находился южнее и проходил вдоль канала Муярр. В этом месте можно было навести переправу. Подняв заслонки шлюзов, иракцы затопили обширные территории в этом районе. Для постройки эстакадного моста и переправы сил “Кингскол” к Муяру был срочно переброшен по воздуху 10-ый Мадрасский минерно-саперный батальон из Басры. Мост охраняли военнослужащие КП. 18 мая передовой мобильный отряд “Кингскол” достиг цели и расположился в 20 милях от Муйара на берегу озера Хаббиниах. Командующий Хабфорсом принял командование ВВС в Ираке от вице-маршала Смарта, который был тяжело ранен три дня назад.

Объединив силы, англичане готовились нанести удар в Фалудже. При любых раскладах это была рискованная затея, требующая храбрости и дополнительных сил. Пополнение прибыло и включало: переброшенных по воздуху из Басры отделение “2/4” Гургхкских Стрелков, отделение 1-ого Эссекского полка, прибывшее со станции H-4 в транс-иордании, 25-фунтовая артиллерия 237-ой батареи ВВС. По прибытию Кингскола артиллерия была немедленно развернута и брошена в бой. Огонь велся вдоль неприятельского берега. Взятие Фалуджи стало очень важным этапом наступления на Багдад. Главная дорога в Фалуджу из Хабинияха проходила вдоль западного берега Евфрата. Переправиться через реку можно было по стальному балочному мосту, который иракцы не успели разрушить к моменту наступления. Река в этом месте было шириной в 300 ярдов и сохранить мост было очень важно. Англичане вели окружение и изоляции Фалуджи тремя группами. Группы двинулись с запада, юго-запада и северо-восточного направлений.

По плану предусматривалось предложение немедленной капитуляции и, в случае отказа, штурм с использованием элементов устрашения и внезапности. Трудности не заставили себя ждать. Английские солдаты должны были наступать на Фалуджу под покровом ночи, двигаясь через сельскую местность. Окрестности Фалуджи были затоплены. Одна из плотин называлась Хаммонд Бунд, другая - Такийя Бунд. Устройства, регулировавшие поступление воды из этих плотин, были открыты и дорога Хабиниях-Фалуджа частично затоплена. Наступление на Фалуджу продолжалось с обоих берегов реки. Проявив немалую смекалку, военнослужащие вспомогательных служб ВВС Хабинияха смонтировали временную переправу (понтоны, соединенные стальными тросами) в Син Эль Хиббане (4 мили ниже по реке от основной базы). Это позволяло отрядам переправиться через реку на левый берег и атаковать Фалуджу со стороны Саглавийя. Мадрасские Снайперы воевали в районе Хаммондс Бунд. Для преодоления затопленных участков им переправили лодки (из гребного клуба ВВС на Хабинияхском озере). Чтобы застать противника врасплох все подготовительные работы выполнялись по ночам, а днем места проведения работ тщательно маскировались. В ходе одного успешного вылета англичане взорвали иракский грузовик с взрывчаткой, предназначенной для подрыва балочного моста.

Фалуджу штурмовали по трем направлениям :
Первая колонна, состоящая из бронированных автомашин ВВС, отряд рекрутов, отделение “2/4” Гургхских Стрелков и нескольких захваченных у иракцев гаубиц переправилась в Син Эль Хиббан по понтонному мосту. Наступление на Фалуджу велось из деревни Саглавийя.
Вторая колонна, включавшая подразделение КП, была переброшена воздухом в Нотч Фол для ведения боевых действий против пребывающего по дороге Фаллуджа-Багдад иракского подкрепления.
Третья колонна, состоявшая из ассирийских рекрутов и укрепленная бойцами 237-ой батареи Кингскола, наступала на Фаллуджу с юго-востока и захватила мост.

Во все три подразделения входили группы Мадрасских саперов. Ассирицы из третьего отряда успешно перебрались на маленьких лодках затопленные участки Хаммонс Банд. 18 мая, с приходом темноты первая колонна начала переправляться через Евфрат. Понтонный мост был собран, но ниже у берега бронированные машины ВВС застряли в ирригационных каналах, оврагах и т.д. Выше по реке, на Хаммонд Бунд, третья колонна (командовал капитана Алистера Грэхэма из Грин Ховардс) находилась в похожей ситуации. В памяти участников этих событий остались: отчаянно упирающиеся мулы, несколько провалившихся в ямы машин, вытащенные из болота офицер артиллерии и его связист. В результате 19-го, в 5 утра отряд Грэхэма занял позиции в пальмовой роще у дороги (в миле от Фаллуджского моста).

19-го числа, в 5 утра авиация выполнила боевые вылеты на иракские позиции в городе и окрестностях. Предложение капитуляции иракцы отвергли, и бомбежка продолжались 9 часов. Удары с воздуха концентрировались на живой силе и окопах иракцев, к западу от моста. К 3 часам ассирийцы Грэхэма под прикрытием огня 25 фунтовых гаубиц, пулеметов и базук двинулись вперед по болотистой местности. Иракская сторона оказывала фрагментарное очаговое сопротивление. За час с половиной англичане захватили город и стали срочно окапываться. Войскам удалось избежать потерь в живой силе. ВВС выполнили 138 боевых вылетов.

Много неприятностей англичанам доставили самолеты Люфтваффе. Немецкая авиация обстреливала и бомбила Хабинияхскую взлетную полосу, уничтожила несколько машин на поле. Были потери в личном составе персонала, обслуживающего аэродром.

22 мая иракцы предприняли контр-наступление с северо-западной части города. Легкие танки легко вошли в город и вынудили англичан укрыться в жилых домах. Наступление было подробно разработанной англичанами операцией, которую они разбирали с иракцами в ходе совместных учений год назад! Два иракских танка были повреждены и контрнаступление захлебнулось. Бригадный генерал Кингстоун, известный нестандартными тактическими решениями, прибыл в Фаллуджу и принял командование. Он приказал собрать мирное население города в мечетях и под страхом смерти не выходить на улицы. Эта мера помогла очистил Фалуджу от снайперов, укрывавшихся на крышах домов. На рассвете следующего дня иракцы атаковали другое подразделение КП на юго-востоке города и создали достаточно напряженную ситуацию. Однако ассирийцы и англичане стойко защищались и атаки успеха не имели. Иракцы отступили, оставляя на поле боя оружие и снаряжение. За успешное командование бригадный генерал Кингстоун был награжден руководством.

Несмотря на взятие Фалуджи, налеты вражеской авиации на Хабиниях усиливались. Было ясно, что наступление на Багдад необходимо тщательно готовить. Для штурма столицы Хабфорс был разделен на две части – северная группировка (командующий полковник Эндрю Фергюнсон), состоявшая из полка Кавалерии (меньше эскадрона, вместе с Кингсколом), отделение бронированных автомашин ВВС, 4 гаубицы и Арабский Легион Глубба - общим числом меньше 500 бойцов. Они должны были переправиться через Евфрат паромом в Син Эль Дхиббан, обойти болота и затопленные участки, выйти к Багдаду с севера через Хадамин. Далее им следовало перерезать автомобильную и железную дороги, соединящие Багдат с Мосулом. В районе мечети Хадамин, одного из наиболее почитаемых мусульманами священных мест, англичанам было запрещено вести огонь из стрелкового оружия.

Южное подразделение (командующий бригадный генерал Кингстоун) состояло из части Полка кавалерии, двух отрядов Ессекского полка, двух независимых противотанковых групп, трех бронированных машин ВВС, отделения полевого госпиталя и нескольких гаубиц. Общее количество – всего 750 бойцов. Этот отряд должен был переправиться через Хаммонд Бунд и наступать вдоль основной дороги Багдад-Фаллуджа. 27 мая отряд под командованием Фергюнссона переправился через Евфрат.

На следующее утро, наступая, Арабский Легион перерезал в нескольких местах железную дорогу около Мушахида, после чего основная часть подразделения пересекла дорогу и повернула на южное направление, вниз по дороге Багдад – Мосул. На станции Таджи им было оказано сопротивление, но сломлено и поезд с иракским пополнением быстро развернулся в обратном направлении, как только машинист понял, что впереди противник. Развитие наступления замедлилось и отряд был вынужден остановиться в 4 милях от столицы.

Около Хадамина иракский огонь был особенно интенсивным. Опасаясь задеть мусульманскую святыню, англичане на огонь не отвечали. 28 мая к 4.30 мобильная группа Кигскола состредоточилась в Фалудже. Три изнурительные ночи, до этого момента, Королевские инженерные подразделения вручную собирали стальные секции для спуска тяжелой техники с понтонной переправы Хаммонд Бунда. Бронированная колонна автомобилей ВВС обнаружила иракцев, закрепившихся на другой стороне канала. Автомобили не могли переправиться на другую сторону, поэтому задачу подавления противника выполняли силы кавалерии. Кавалерия перебралась через канал вброд и преодолев сопротивление врага захватила иракский полицейский участок. Через канал были наведены переправы для бронированных автомобилей.

В форте Хан Нухта ((17 миль вниз от дороги на Багдад) располагался штаб иракского батальона. Телефонная линия, соединяющая форт со штабом 3-его дивизиона в Багдаде, была в рабочем состоянии. Английская разведка и переводчики с арабского имели возможность перехватывать сообщения и передавать дезинформацию относительно “огромного” количества английских войск, наступающих на Багдад. В Хан-Нухте ландшафт меняется, там заканчивается пустыня.

Дальнейшее продвижение замедлилось из-за густой сети ирригационных сооружений и каналов, пересекающих местность. Дорога на Багдад была подтоплена во многих местах. Мост через канал Абу Гараб, находящийся в 12 милях от Багдада, был взорван, а противоположный берег реки был сильно укреплен. Колонна остановилось. На следующий день траншеи противника обстреливала артиллерия и бомбила авиация, что позволило англичанам к полудню перейти на противоположный берег и 30 мая наступление продолжилось.

Следующей преградой был мост через Вашаш канал, открывающий прямой путь на Багдад. Подходы к мосту были укреплены и оборудованы большим противотанковым рвом, а в роще “Дворец Роз”, окаймлявшей подходы, иракцы устроили пулеметное гнездо. Бронированные машины, выдвинутые вперед для разведки, быстро вернулись, остановленные интенсивным пулеметным огнем. Передовые части Кингскола находились в трех милях от моста. Иракские 18-ти фунтовые гаубицы, стоявшие в глубине на левом берегу, обстреляли части английской кавалерии. Иракцам ответили огнем английские 25-ти фунтовые гаубицы, использующие иракские снаряды. Эсскское Кавалерийское отделение возобновило продвижение вперед – от дамбы к дамбе, через затопленные участки, вдоль ирригационных сооружений. К вечеру они продвинулись вперед еще на 3000 метров и находились в миле от противотанкового рва. Это изматывающее и бесцельное “ползанье”, в особенности после быстрого и весьма успешного развертывания Палестинских сил, вызвало резкие замечания и сомнения по поводу операции, разработанной Вайвелем.

Подкрепления англичанам было ждать неоткуда, а интенсивность налетов немецкой и итальянской авиации росла. 750 солдатам Кингстона и 500 солдатам Фергюнсона в Хадимане, по данным разведки, противостояли 13 пехотных батальонов, пять полков артиллерии, сконцентрированные в Багдаде и прилегающих районах. Неравенство сил было очевидным. К прочим проблемам добавлялась крайняя уязвимость английских линий снабжения, идущих из Палестины. Так, в Фалудже и Миарре, иракские патрули подбили английские грузовики, возвращавшиеся к насосной станции H-4. Надо заметить, что моральный уровень в иракской армии был очень низок.

После того, как Арабский Легион перерезал путь возможного отступления в Мосул (железную дорогу), самопровозглашенный диктатор Рашид Альт и его сторонники без промедления сбежали в Персию. Мэр Багдада, назначенный Комитетом Национальной Безопасности, взяв власть в городе, немедленно обратился к Английскому послу с предложением о прекращении огня и начале мирных переговоров. Английский штаб был проинформирован о стремлении иракцев к перемирию. 31 мая, у ворот Багдада Кингскол, скорее всего, был спасен. В это время, в районе Вашаш канала собирались автомобили. Первой прибыла машина из Багдада с военной делегацией и белым флагом. Позже подъехала машина из Хабинияха с делегацией представителей регента, который отбыл в Иерусалим несколькими днями раньше и там дожидался результатов встречи. Из Хабинияха прибыли старшие английские командные чины сухопутных сил и авиации в составе: вице-маршала авиации Д’Альбиака и генерал-майора Дакка. Из Хадимина прибыл Глубб Паша. Последним на встречу приехал посол Англии из Багдада. На берегу канала были обсуждены условия перемирия, подготовлен и согласован черновик соглашения. Позже этот вариант отправили в Багдад, где он должен был быть официально принят и подписан иракцами.

Условия прекращения боевых действий были достаточно мягкими и включали следующие условия:
Освобождение всех военнопленных.
Все вражеские солдаты (Германия и Италия) должны быть выдворены из страны, а их имущество перейти во владение Иракского правительства.
Рашид Али должен быть арестован к 1 июню 1941 года.
Иракское правительство содействует английской армии всеми доступными средствами при ведении боевых действиях против Германии и Италии.

Добившись полного контроля Басры, солдаты Индийского дивизиона, кроме прочего, гарантировали защиту английских интересов в области добычи нефти на юге Персии. Участие в операции Королевских ВМФ сделало возможным быструю переброску солдат из Индии и обеспечило безопасное судоходство в районах порта Магил и Шафт Аль Араб. Авиация в составе самолетов ВВС из Шайбаха и палубной авиации авианосца “Гермес” нанесла удары на южном направлении в районах Евфрата. Пока Хабиниях отражал атаки и защищался, а Кингскол двигался на помощь из Палестины, область между Багдадом и Басрой находилась в руках Рашида Али.

Воздушная разведка докладывала, что дорога Басра-Багдад затоплена в нескольких местах, а железная дорога повреждена в результате диверсий и саботажа иракцев. Наступление на Багдад было решено отложить. 20-ый Индийский пехотный дивизион концентрировался в районе Шайбаха и на западном направлении. 21-ый дивизион удерживал район Басра-Могул-Ашар и занимался интенсивными тренировками личного состава для десантирования из лодок. Захваченный бронепоезд был отремонтирован и далее прикрывал дорожно-ремонтные отряды. Внушительная “армия” местных жителей и специалистов работала на берегу не считаясь со временем и не жалея сил. Они ремонтировали старые прогулочные лодки, баржи, речные корабли. Там был и паровой колесник, служивший в последнее время, как кафе для английских инженеров. Словом, все это хозяйство было отремонтировано и спущено на воду. Флотилию в шутку назвали Тигрисская Регата. Еще два дивизиона прибывали из Индии и генерал-майор Слим, командующий 10-ой Индийским дивизионом, отдал приказал наступать на Багадад. 27 мая 20-ая Индийский дивизион выступил маршем из Басры и на следующий день был в Уре ( 100 миль вверх по Евфрату).



Далее наступать без подготовки было невозможно. Во-первых, следовало склонить на свою сторону местные племена. Во-вторых, необходимо было восстановить разрушенные участки железнодорожного полотна и подготовить посадочные площадки для авиации. К началу июля над иракскими гарнизонами, к северу от Ура, английские самолеты разбрасывали листовки. Из них иракцы узнали о готовящемся перемирии. В столице Ирака, однако, существовало мнение, что на севере, в Мосуле и Киркуке, очень важно “продемонстрировать” британский флаг. Мосул находится на господствующих высотах, с которых контролируются дороги, соединяющие Ирак с Сирией и Турцией. Там же проходит дорога на Киркукские нефтепромыслы, снабжавшие нефтью Сирию и Палестину. Стратегически важная взлетная полоса оставалась в руках иракцев. Не было ни малейшего сомнения, что иракские солдаты в Мосуле, не принимавшие участие в боях, согласятся с условиями багдадского перемирия. Надо заметить, что иракское командование подчинялось приказам из Багдада, хотя местное население вело себя крайне враждебно и агрессивно.

2 июля подразделение “2/4” Гургхских Стрелков и 6 машин Blenheims вошли в Мосул. 7 июня в Мосул прибыли части Королевских Стрелков, а мобильная группа с кавалерией и бронированными автомобилями переместилась из Мосула в Тел Котчек ( железнодорожный узел на границе Ирака с Сирией.). Англичанам удалось провести еще одну успешную операцию против старого врага, Фавзи Ал Кавукуйи, находившегося с 500 бойцами в Осебе. В ночь между 8 и 9 июня отряд кавалерии выдвинулся вверх вдоль реки и пересек Евфрат недалеко от Хадизы. Там состоялся ожесточенный бой с повстанцами, которые позже скрылись за границей в Сирии. Прибытие 9 июня в Басру 17-ой и 24-ой Индийских бригад совпало с открытием отремонтированной железной дороги Басра-Багдад. В тот-же день вооружение и транспорт 21-ой бригады погрузили на лодки Тигрисской Флотилии. В сопровождении корабля ВМФ “Ярра” и флангового прикрытия бронированными автомобилями ВВС этот необычный флот проследовал в город Кут.

По берегам Тигриса проживало племя Тростниковых Арабов, славящихся неспокойным характером. Поэтому, было очень важно, чтобы речные пути оставалась открытым. Более того, никто не знал, как отреагируют иракские военные в Амарахе на известие о переговорах. По прибытии в Кут 21-ая бригада проследовала на машинах в Багдад. 10 июня 20-ая Пехотная бригада покинула Ур и направилась в Багдад по шоссе и железной дороге. 12 июля генерал-майор Слим прибыл и разместился вместе со штабом 10-го Индийского дивизиона в Багдаде. Он получил приказ заменить силы под командованием генерал-майора Дакка в Багдаде, Мосуле, Киркуке и других гарнизонах Ирака. Слим принял командование северным Ираком. Хабфорс был нужен в Сирии. На следующий день генерал-лейтенант Куиннан принял командование всеми английскими силами на территории Ирака. Управление боевыми операциями, таким образом, было возвращено из штаба “Ближний Восток” командованию “Индии”.

Основной задачей возвратившегося правительства и регента оставалось установление спокойствия и мира в городах и центрах на переходный период. Англичанам было важно склонить на свою сторону население, убедив его в необходимости противостояния давлению стран Оси, продолжающих действовать в Сирии и Персии. Английская группа войск разместилась следующим образом:
20-ая бригада в Мосуле с гарнизонами в Киркуке и Хадитхе.
21-ая бригада в Багдаде с гарнизонами в Фалудже и Рамадии.
25-ая бригада прикрывала коммуникационные линии между Багдадом и Басрой, Уре, Саммавахе и Диванияхе
17-ая бригада в районе Басры-Шайбаха прикрывала Абаданский нефтезавод в Персии

Основные склады снабжения в Шайбахе продолжали напряженно работать, доставляя материалы и снаряжение в точки, удаленные на сотни миль от Шайбаха.

Таким образом, попытка представителей Оси и других сочувствующих им сторон выдавить Англию из Ирака потерпела неудачу. Выражаясь словами Черчилля “Гитлер определенно лишился возможности дешево отделаться в борьбе за влияние на Ближнем Востоке. Мы, в Англии, находились на пределе сил и сумели малыми силами добиться многого, избежав тяжелых потерь.”



Автор Х. Стаффорд Норзкот учился в Оксфорд и за границей. Во время войны работал в европейских странах и на Ближнем Востоке, служил в вооруженных силах. По окончании войны занимал пост Секретаря Англии в четырехсторонней комиссии в Берлине до момента выхода СССР из её состава. Автор иллюстрированной брошюры “Уинстон Черчилль - посланник судьбы”, ставшей бестселлером в Англии, Австралии и США. Англоязычной публике Х. Стаффорд Норзкот хорошо известен, как критик-драматург и публицист.

@темы: Ирак, вторая мировая война, история

URL
Комментарии
2011-08-20 в 23:50 

Лоренц Берья
В “Кингкол” входили 350 бойцов Арабского Легиона, вооруженных автоматами Левиса и передвигающихся на легких грузовиках.
На фото кстати они.

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Материалы по истории

главная