Samuray-08
Америка? Нет больше вашей Америки..
Приморский Перл-Харбор
11 октября 2010
Юрий УФИМЦЕВ


Восьмого октября 1950 года в 16.17 по местному времени два истребителя ВВС США Локхид F-80C "Шутинг Стар" («Метеор») из состава 49 FBG, нарушили государственную границу СССР и, углубившись почти на 100 км, атаковали советский военный полевой аэродром "Сухая Речка" в 165 км от Владивостока в Хасанском районе. В результате обстрела самолётами ВВС США на стоянке были повреждены 7 самолётов советской эскадрильи, из них один сгорел полностью.

АМЕРИКАНСКИЕ ОЧЕВИДЦЫ ВСПОМИНАЮТ

Не так давно один из владельцев компании «Кока-Кола Боттлинг Ко» в Вашингтоне так ответил на вопрос российского журналиста: «Что вы знаете об инциденте, произошедшем 8.10.1950 на аэродроме Сухая Речка? По вашему мнению, это была провокация или ошибка?».

- Этот "инцидент" стал позорищем для США, – ответил бывший участник боев в Корее. - Сама идея о том, что два пилота не знали, где они находятся, не знали места расположения Советской границы, и были не способны понять, что за аэродром они атакуют, кажется невероятной. США заявили, что удар был нанесен из-за ошибки в навигации и неверной оценки ситуации. Командующий ВВС был снят, а пилоты наказаны. Штаты предложили оплатить ущерб. СССР принял решение не раздувать скандал.

Инцидент на Сухой Речке замалчивается правительством США до сих пор, и, скорее всего, вам не удастся найти в США человека, который слышал бы о нем...

Однако житель Владивостока Владимир Михайлов нашел такого человека. Это – непосредственный участник атаки - американский летчик Олтон Квонбек, который после 22 лет службы в ВВС работал в сенатском комитете по разведке и в ЦРУ, вышел на пенсию и теперь занимается сельским хозяйством на своей ферме в Мидделбурге. Квонбек рассказал, что другой пилот - Аллен Дифендорф, отслужив 33 года в ВВС, скончался в 1996 году.


Как рассказал Квонбек, расстрелянный русский аэродром - жертва ошибки. Низкие облака и неожиданно сильный ветер явились причиной того, что самолеты снесло к северо-востоку, и пострадал не намеченный заранее американским руководством аэродром в порту Чхонджин (КНДР), а советский - Сухая Речка.

- Шла война в Корее. Советские метеорологические данные были засекречены, что лишило нас сведений о погоде в Сибири и на Дальнем Востоке, - вспоминал Квонбек. - Опознавательных знаков на земле не было видно, радионавигации не существовало. Расчеты делались только исходя из направления и силы ветра, и время полета до цели определяло необходимость снижения. Полет проходил над облаками на высоте более 11 000 метров. На высоте 3000 метров в облаках я нашёл прореху, мы ринулись в неё и обнаружили себя над широкой речной долиной... Я не знал точно, где мы... По пыльной дороге на запад шел грузовик.

Американцы решили догнать грузовик и, преследуя машину, вышли на аэродром. Это было похоже на аэродром Чхонджин, который пилоты видели на крупномасштабной карте.

- Советские радары, должно быть, запеленговали нас на расстоянии около 100 миль от границы. Следив за нашим снижением, они, вероятно, потеряли нас в складках местности, когда мы спустились в долину реки.

Была объявлена общая боевая тревога, но у русских не было готовых самолетов или ракет, готовых отразить атаку. Это было в воскресенье после обеда. На аэродроме стояло много самолетов - мечта любого военного летчика. В два ряда были выстроены около 20 самолетов типа "Р-39" и "Р-63".... На темно-зеленых фюзеляжах были большие красные звезды с белым ободком. Времени на принятие решений почти не было, топливо тоже было на исходе... Я зашел слева, выпустил несколько очередей, мой напарник Аллен Дифендорф делал, как я. Для них это было как Перл-Харбор...

Удостоверившись, что цель поражена, «Метеоры» развернулись и улетели.

На отходе от цели американцы взяли курс к базе и неожиданно увидели остров рядом с побережьем (о.Фуругельма).

- Ничего себе, - подумал я, - вспоминал Квонбек. - Рядом с Чхонджином нет острова...

Немного обеспокоившись и сверившись с картой, американцы решили, что нанесли удар по другому северокорейскому аэродрому. Вернувшись, летчики доложили, что разбомбили аэродром с самолетами. Специалисты проверили запись камеры самолета, и оказалось, что самолеты на аэродроме были американскими «Кингкобрами», поставлявшимися американцами русским по ленд-лизу. Камера показала, что самолеты на земле не вспыхнули – вероятно, не было топлива, а значит, что это точно был не военный аэродром северо-корейцев и что пилоты ошиблись.

Уже на следующий день, 9 октября, министр иностранных дел СССР А. Громыко выступил с официальным протестом в ООН. В ноте протеста инцидент именовался "вероломным нарушением советских границ", "провокационным актом". СССР потребовал, чтобы виновные понесли наказание.

Целую неделю в Кремле ломали голову: что это, - начало третьей мировой, запугивание, или действительно - ошибка? Через 11 дней президент Трумэн выступил с обращением к ООН, в котором признал вину США и заявил, что «правительство США желает публично выразить сожаление по поводу того, что американские вооружённые силы оказались замешанными в этом нарушении советской границы», и что правительство США «готово предоставить средства для возмещения любого ущерба, нанесенного советской собственности». Он также заявил, что командир полка ВВС США на Дальнем Востоке освобожден от занимаемой должности, дисциплинарные меры приняты по отношению к пилотам: американские летчики были преданы военному трибуналу, отстранены от боевых действий и переведены в другие части. Инцидент решено было, как говорится, «замять».

По воспоминаниям одного из работников авиабазы «за два часа до прилета самолетов на базу мы уже были поставлены в известность о появившейся у нас проблеме сверхсекретной телеграммой из Штаба дальневосточных ВВС. Это была телеграмма от самого генерала МакАртура с припиской командующего дальневосточными ВВС генерала Стрэйтмэйера: «Кто, к черту, обстрелял русские самолеты на виду Владивостока?!». Командир звена первый лейтенант Рой Картер почувствовал ужас от столь пристального внимания к его подразделению столь высоких лиц. Неделю он не находил себе места. Его отправили в Токио для расследования инцидента в высших кругах, а затем на длительную побывку пока все не остынет».

РУССКИЕ ОЧЕВИДЦЫ ВСПОМИНАЮТ

Летом 1950 года началась война в Корее между Севером и Югом. Юг поддерживали силы ООН во главе с американцами, а на стороне Севера выступали русские и китайцы. В конце 1950 года американцы заменили все свои F-51 на реактивные Локхид F-80С "Шутинг Стар", ставшими основными истребителями-бомбардировщиками ВВС США в Корее. С 28-го сентября по 1-е октября 1950 года F-80 перелетели из Японии на южнокорейскую авиабазу Тэгу. 49-я FBG стала первой на корейском полуострове частью, полностью вооруженной реактивными истребителями. В ноябре эта группа воевала в составе временного 6149-го крыла тактической поддержки, которое специально было создано 5-го сентября. Ее девизом было «Защищаю и мщу». 8 ноября 4 одноместных боевых F-80, оснащенных каждый шестью 12,7 мм пулемётами и боезапасом в 1 800 патронов, 2 авиабомбы и 10 ракет, вылетели с базы Тэгу на север…

- Это была чистейшая провокация, - считает летчик 821-го авиаполка Николай Забелин - Они прекрасно знали, куда летят. Пролетели сто километров от нашей границы с Кореей. Они всё прекрасно знали. Это придумали, что молодые летчики заблудились, и прочее, ерунда.

- Выходной был. Все отдыхали на море, и тут они прилетели. Покружили, постреляли из пулеметов по самолетам и скрылись за сопками. Мне тогда уж 13-й год пошел, – вспоминал житель поселка Сухая Речка Григорий Больдусов, проживающий в поселке до сих пор.

В конце 1950 года, в связи с войной в Корее в Приморье стали проводить учения с перебазированием частей на полевые аэродромы. Полевой аэродром Сухая речка принадлежа авиации ТОФ. Здесь уже находились корректировщики По-2 отдельной авиаэскадрильи, предназначавшиеся для воздушного прикрытия и корректировки огня 130-мм флотских башенных батарей Хасанского сектора береговой обороны. По плану учений сюда для временного размещения прибыли «Кингкобры» 821-го Истебительного авиаполка 190-й истребительной авиадивизии. Все самолеты стояли на открытых стоянках вдоль взлётно-посадочной полосы, выстроенные в линейку, которая и подверглась штурмовой атаке американцев. В результате были повреждены 7 самолётов эскадрильи, из них один самолёт Р-63 «Кингкобра» сгорел полностью, остальные получили повреждения разной степени тяжести, но все были восстановлены техническими силами полка.

В момент атаки аэродрома командира полка полковника В.И. Савельева на аэродроме не было, – он находился в наземных войсках с начштаба авиакорпуса, для организации взаимодействия на период учений. Вместо него за командира полка на аэродроме оставался заместитель командира полка подполковник Н.С. Виноградов, который вместо того, чтобы дать сигнал на вылет дежурной 1-й аэроэскадрилье, высадил лётчиков из самолётов.

Полковник Савельев и подполковник Виноградов были отданы под трибунал и судом офицерской чести были понижены в должности, за «слабое воспитание личного состава полка».

- После того, как два американских «Метеора» прилетели, и разбомбили наш 821-й полк на берегу речки Сухой, наше руководство, приняло решительные меры. Сразу же сюда пришла 303-я авиационная дивизия, которая летала уже на реактивных «МиГах» в Подмосковье. И после этого случая срочно создали 64-й авиационный корпус и стали срочно готовиться к перевооружению, – вспоминал летчик Николай Забелин - После нападения также было введено боевое дежурство на полках. Этого, с окончания Второй Мировой войны не было. Сидели от зари до зари в кабинах и около. Возникло ощущение близкой войны…

@темы: Корея, СССР, США, история