14:57 

Немного об айнах (Эбису), кумасо, коробоккуру и японском народе

Samuray-08
Америка? Нет больше вашей Америки..
По материалам : Таксами Ч.М., Косарев В.Д./, «Кто вы, айны?», изд-во «Мысль», М. 1990 и Конрад Н.И/, «Избранные труды. История», М., 1974
_____________________________________
Пару слов от себя. Первое упоминание о столкновениях относятся к 95 году последнее к 1789 году. Таким образом сопротивление айнов, на не значительной по географическим меркам территории, продолжалось примерно 1700 лет, что внушает уважение. Сложно сказать были ли все сопротивлявшиеся айнами или нет. Но например племена кумасо, населявшие южную часть японских островов и относившихся к индонезийским племенам, были разбиты и ассимилированы значительно раньше и единственное пока упоминание об их востании относится к 193г . По крайней мере исходя из тех материалов которые я изучил.
_____________________________________________

40 тыс. – 15 тыс. лет днэ. Палеолит. Эпоха палеолита на территории Японского архипелага терминологически определяется по-разному. Он может называться как собственно палеолитом (кюсэкки дзидай), так и периодом Ивадзюку – по месту, где в 1949 году были найдены первые следы деятельности палеолитического человека, Ивадзюку (префектура Гумма). В настоящее время обнаружено около пяти тысяч таких стоянок по всей территории современной Японии, давшие довольно значительный материал (в основном, каменные орудия), обнаруживающий, согласно оценкам японских археологов, значительный хронологический разброс (600 - 13 тысяч лет назад). Приблизительно 21 –22 тысячи лет назад происходит мощнейшее извержение вулкана на месте нынешней кальдеры Айра на севере Кюсю, слой пемзы обнаруживается вплоть до севера Хонсю. Если до извержения каменные орудия труда по всей территории Японского архипелага демонстрируют единообразие, то после извержения наблюдается культурная диверсификация. Начинает просматриваться отличие культур северо-востока и юга Японии. Северо-восточная культура обнаруживает сходство с палеолитическими культурами Сибири, а юго-западная с малайской и корейской палеолитическими культурами. По-видимому, северо-восточная культура принесена племенами протоайнов, а юго-западная племенами протокумасо и племенами с Корейского полуострова.

15 тыс. – 300 гг. днэ. Период дзёмон (неолит) – назван по типу керамики с «веревочным орнаментом». Подобная техника нанесения орнамента на глиняные сосуды использовалась в Африке (Сахара), Полинезии (Ново-Гибридские острова) и в некоторых других регионах, что позволяет говорить о ее местном происхождении, так как в непосредственной близости от Японского архипелага техника дзёмон не используется. В северной части архипелага начинает активно использоваться лук, следует отметить, что в японских хрониках упоминается об использовании айнами (эбису) отравленных стрел. В этот период происходит потепление и как следствие этого изменение климата, повышение влажности и формирование теплого Цусимского течения. Вследствие этих событий на территории архипелага исчезают крупные млекопитающие, что соответственно привело к сокращению привычной для употребления белковой массы и необходимость адаптации к новым условиям обитания, что привело к увеличению использования лука. В результате поднятия уровня океана в среднем на 2-3 метра формируется непосредственно сам архипелаг почти в том виде, каким мы знаем его сейчас (образовываются острова Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо). Из-за значительного сокращения территории пригодной для жизни, вероятно, происходит усиление борьбы за право обладания лучшими охотничьими угодьями и нерестовыми реками. К этому периоду относится усиление борьбы между «Тэнсон» и кумасо на Кюсю, идзумо и эбису на Хонсю с одной стороны и «Тэнсон» и идзумо с другой стороны. Возможно к этому же периоду относится и оттеснение коробоккуру айнами (эбису) на север Хонсю и Хоккайдо. К 4600 году до нашей эры относятся первые обнаруженные следы земледелия (гречиха), а следы возделывания проса обнаружены на рубеже 2 – 1 тысячелетия до нашей эры. Приблизительно к 1200 году до нашей эры относятся свидетельства возделывания суходольного риса в Северном Кюсю. Ранее считалось, что земледелие впервые появилось на Японском архипелаге только в период яёй, а в период дзёмон преобладало кочевое собирательство, что тоже оказалось неверным (кочевое собирательство), так как было обнаружено большое количество поселений длительное время находящихся на одном и том же месте.

До 660г. днэ. Колонизация Японского архипелага началась с островов Кюсю и Хонсю, где колонисты встретили сопротивление племен кумасо (некоторые исследователи относят к ним также хаято), айнов (эбису) и коробоккуру. Основным ядром позднейшей исторической японской нации послужили два племени: тэнсон и идзумо, из которых первенствующую роль играло первое племя. Время их слияния достоверно не известно.



95 г. Такэти-ко-Сукине (Такэмуци-но Сукунэ) доложил императору Кэйко о наличии на востоке страны Хитаками. Японцы столкнулись на Хонсю с племенными союзами айнов, которых они называли эбису или эдзо. Некоторые авторы относят к айнам также: хита, хина, коробоккуру, нисимоно, цутигумо, кудзу, яцукахаги, саэки, другие же авторы выделят выше перечисленные названия, как самостоятельные племена. Между японцами и айнами происходили постоянные пограничные столкновения. Пленные айны переселялись на Кюсю для последующей ассимиляции.

193 г. Восстание кумасо на острове Кюсю, которое поддержало корейское государство Сираги. Императрица Дзинго послала одного из своих военачальников – Тюай, который был ее супругом и царем, подавлять восстание, а сама начала усиленную подготовку к вторжению на Корейский полуостров с целью покорения государства Сираги.

5-6 вв. Владения Ямато включали в себя кроме острова Кюсю и области Кинаи остров Сикоку и часть Хонсю. Полководцы Ямато начали продвигаться на север, в основном вдоль западного побережья используя поддержку флота. В завоеванных областях учреждались провинции, ставились укрепления с гарнизонами. Нередко японцы излишне торопились с объявлением новых административных единиц в землях, которые десятилетиями, а то и столетиями оставались фактически не покоренными и поэтому числились как «мятежные» округа и провинции. Таковой была обширная земля союза племен Коси. Ее поделили на провинции Этидзен, Эттю и Этиго, но здесь постоянно вспыхивали восстания, порой охватывающие обширные территории. Всякий раз, как сообщается в японских хрониках, эти территории «окончательно» усмирялись, «мятежники» истреблялись, но в последующие годы события повторялись с прежней силой. На севере исторической области Ямато находилась обширная страна Мицу – территория айнов, предмет вожделения японского императорского дома и его вассалов, источник постоянной опасности. К 5-6 веку относятся о восстании и покорении айнов Акита, Нусиро, Цугару и других северных земель.

478 г. Японский правитель, сообщает китайскому императору, о том, что: «его отец покорил на востоке 55 государств (племен) мао-жень, то есть «мохнатых людей» (айнов), а на западе 66 государств (племен) и-жень, то есть «варваров»».

642 г. Подавление восстания эбису в провинции Этиго на острове Хонсю.

648 г. Строительство укрепленного пункта Ивабуни в провинции Этиго для защиты и успешных действий против эбису.

658 г. Японский флотоводец Абэ-но Хирафу на 180(!?) судах вторгся в Мицу, видимо впервые достигнув северной оконечности Хонсю. Айны местностей Акита и Нусиро выразили ему покорность, причем вождь айнов Онка поклялся «именем бога залива» в верности императорскому дому. В Нусиро и Цугару учреждены округа и поставлено окружное управление. Японцы пригласили сюда айнов Ватарисима, (то есть «острова за переездом» - южной оконечности Хоккайдо), которые были «угощаемы и отосланы обратно после ласкового приема».

660 г. Японский флотоводец Абэ-но Хирафу на 200 судах вновь напал на эбису Мицу. Ожесточенное сражение кончилось тем, что побежденные эбису, не желая сдаваться врагу, покончили с собой, убив также женщин и детей. (не помню точно от куда брал инфу., но встречал и другую интерпритацию событий этого года:
В 660 г., в разгар борьбы Ямато с сильным государством Сюкусин (сушеней Приморья), Абэ-но Хирафу, возглавляя 200 судов и ведя с собой эдзо из области Мициноку (Муцу), предпринял экспедицию в Приморье и Маньчжурию. В итоге знаменитый флотоводец даже поселил на материке свыше тысячи айнов. . Отсюда вопрос какое веное?)

709 г. Восстание эбису в провинции Мицу и Этиго на севере Хонсю. На его подавление было послано два сёгуна.

720 г. Эбису Мицу убили высокопоставленного императорского сановника. На усмирение восстания были посланы три сёгуна с войсками, набранными из девяти японских провинций.

724 г. Восстание эбису прибрежной области Мицу и провинции Дэва. Их усмиряли полководцы Оно-но Усикаи и Фудзивара-но Умакаи. После этого в усмиренных районах появились японские гарнизоны, и была построена крепость Тага.

774 г. Восстание эбису в Мицу. Эбису приступом взяли японскую крепость близ города Сэндаи, на границе Эдзо и Ямато. Усмирял восстание сёгун Отомо-но Суругамаро, «по императорскому указу в восьми провинциях Бандо вплоть до Мицу на севере были расставлены войска».

775 г. Восстание эбису в провинции Дэва. Эбису удалось разбить посланную для усмирения армию японцев.

780-794 гг. Крупнейшее восстание эбису в Мицу. Трехтысячная армия не сумела справиться с эбису. Повстанцы, на сторону которых перешел начальник одного из округов Идзи Адзамаро, взяли приступом все японские крепости, в том числе и замок Тага, и сожгли правительственные склады. Новая экспедиция крупного японского войска против Идзи Адзамаро и эбису была неудачна. С большим трудом полководец Фудзивара-но Огуромаро позднее вернул «потерянные места и крепости». В 788 году войска в 52 тысячи человек выступили против эбису, но за целый год не смогло с ними справиться. Сильное поражение было нанесено эбису только через шесть лет(794 году).

800 -801 гг. Японский феодал Саканоуэ-но Тамуромаро снова покорял эбису севера Хонсю, (путешественники настоящего времени могут еще в северной части Хонсю груды костей айнов, избитых японскими армиями более тысячи лет назад; возле Мориока, в провинции Рикуцю, имеется вал, содержащий в себе кости убитых айнов – этот памятник относится к «подвигам» Саканоуэ-но Тамуромаро).

Весна 811 г. Восстание эбису на севере Хонсю. Восстание охватило обширные территории Мицу. На его подавление выступили сановник Бунья Ватамаро и сёгун Саики-но Нимаро с армией в 26 тысяч человек. Восстание удалось подавить только к зиме.

875 г. Эбису Мицу и других северных территорий Хонсю, по-видимому, нередко выступали в союзе со своими хоккайдскими соплеменниками. Айны Осима на морских судах достигли побережья провинции Дэва, обложили населенные пункты Акита и Акуми и нанесли японцам серьезный урон.

878 г. Новые волнения айнов в провинции Дэва привели к тому, что местный правитель Фудзивара-но Окиё защищая населенные пункты, был разбит. Повстанцы сожгли замок Акита. Восстание возглавляли вожди Такамару Свирепый и Сиро Красноголовый (имена данные им японцами). Японцы ответили массовым истреблением айнского населения.

1428 г. В Мацумаэ (Хоккайдо) прибыл изгнанный из клана Цугару Андо Норисуэ, а также авантюрист из Мицу, приговоренный к смерти своими родителями Такэда Нобухиро.

1431 г. Айны возмущенные бесчинствами людей Андо Норисуэ, начали военные действия. Они выступили, как сообщается в летописях Мацумаэского клана, под руководством вождя Косямаин. Это выступление охватило большую часть территории, населенную японцами на острове Хоккайдо. «Все представители знатных и сильных родов на границах Осима, покинув замки, бежали». Японцы, возможно, были бы истреблены или выбиты из пределов Хоккайдо, но Такэда Нобухиро воспользовался острой ситуацией. Объединив потрепанные и демарализованые силы колонистов, он возглавил оборону и, в конце концов, сумел добиться победы, хотя и находился на грани разгрома.

1512 г. Восстание айнов на Хоккайдо. Они захватили три замка: Усугэси, Синори и Ёкурамаэ. При этом три знаменитых самурая в знак поражения покончили жизнь самоубийством.

1513 г. Айны взяли штурмом замок Одатэ и снова два самурая покончили жизнь самоубийством. Айны разрушили все буддийские и синтоиские храмы и алтари, и убили всех их хранителей и бонз.

1515 г. Айны осадили замок Такуяма. В опасности оказался сам правитель клана Такэда Мицухиро. Но айнские вожди братья Сёлкодзи позволили заманить себя в ловушку – они вошли для переговоров в замок, где их во время праздничного угощения убили.

1529 г. Крупное восстание айнов Хоккайдо – на Мацумаэ двинулись отряды вождя Танасягаси. Вассалы Мицухиро потерпели поражение и опять самураи обманули вождя айнов и убили его, а после этого истребили отряд айнов.

1531 г. Восстание айнов на Хоккайдо.

1536 г. Восстание айнов на Хоккайдо на полуострова Осима

1643 г. Восстание айнов в Мацумаэ (Хоккайдо).

1662 г. Восстание айнов в Мацумаэ (Хоккайдо).

1669-1673 гг. Восстание айнов в Мацумаэ (Хоккайдо). К предпосылкам восстания следует отнести: распространение влияния Мацумаэ на айнов района Сару. Между тем район и селение Сару, а также местные жители и вожди пользовались у айнов всего острова особым статусом. По айнской мифологии, именно здесь впервые спустилось на землю их верховное божество. Это был центр, вокруг которого группировались племена острова, своего рода столица Эдзо. Восстание возглавил восьмидесятилетний вождь Сагусаин. Борьба под его началом вышла далеко за рамки ординарного восстания, каких случалось немало. И по масштабам и по значимости она стала освободительной войной, длившейся около четырех лет.
Восстание тщательно готовилось, айны вооружались, строили укрепления, вели наблюдение за передвижениями японцев по острову. Сагусаин привлек на свою сторону многих вождей айнов. Противником Сагусаина, пытавшимся сорвать замысел и якобы убитым заговорщиками, был вождь Оннибиси из местности Хаи в Сару. Его подчиненные, возможно, оказались единственной группировкой айнов, не принявшей участия в восстании, а, напротив, помогавшей японцам. Скорее всего, Оннибиси был главным соперником старого вождя за влияние среди айнов.
В1669 году большой отряд айнов захватил свыше 30 казенных и купеческих судов, прибывших в даймё Мацумаэ. В нападении участвовало несколько тысяч айнов. Лишь в 1670 году уцелевшие пятеро японцев добрались до правителей клана и доложили о случившемся. Один из кэраи (вассал), Какидзаки Сакудзаэмон, выступил с 300 солдатами в Сару, но был окружен отрядом Сицирицямаэна, сподвижника Сагусаина. Сакудзаэмон с солдатами и 500 японскими жителями оказались запертыми в укреплении. На помощь была выслана армия, которую возглавил Мацумаэ Ясухира, дядя малолетнего правителя клана.
Решающее сражение произошло на реке Куннуи и длилось полдня. Однако наступили иные времена, теперь мастерство и мужество айнов уже не могли принести им победы. Японцы развернули артиллерию. Айнские стрелы не пробивали глухие доспехи самураев. Понеся большие потери, айны отступили и укрылись в горной тайге. Преследуя их, каратели жгли деревни и истребляли население. Авангард армии, которым руководил Сато Гондзаэмон, достиг селения Сару, покорил его и воздвиг укрепление близ Сибуцари.
Сагусаин в ответ на вызов Гондзаэмона прибыть на переговоры - вызов, сделанный в оскорбительной форме, - не замедлил явиться с вооруженным отрядом, обложив укрепление самураев. Он не подозревал, что на подходе огромная армия врага. Японцам удалось уговорить его безоружным войти в логово самураев.
На переговоры, завершившиеся пиршеством, были приглашены сам Сагусаин, два младших его брата Цинтэкаи и Сиравэси, а также вожди Хагука, Катэнку и Маканосукэ. Вдруг послышался шум- это приближалась пехота и конница японцев, и тогда началось избиение безоружных вождей айнов.
Самураи изрубили на мелкие куски тело Сагусаина. Погибли 25 айнских вождей, дожидавшихся результатов переговоров близ лагеря, и всех, кто был рядом с Сагусаином. Лишь Сиравэси удалось скрыться. Самураи живьем сожгли осажденных айнов в крепости Сибуцари. Также они поступили и с захваченным в плен Риттоином. Шестнадцать пленных вождей были доставлены в Мацумаэ, где их ожидала столь же лютая расправа. На обратном пути оставшиеся айны, числом около тысячи, преследовали и нападали на японскую армию. Восстание продолжалось.
В1670 году Мацумаэ Хирохото и Кокидзаки Хиротака предприняли новую попытку подавить восстание, а в 1671 году Хиробаяси с 300 солдатами провел карательную экспедицию в Сираои. В 1672 году Ясухиро провел карательную экспедицию против восставших айнов в районе реки Куннуи. Как сообщают Мацумаэские летописи каждый раз (1670-1672 года), восстание подавлено окончательно. Сомнительно утверждение летописи о том, что «после успокоения мятежа в течение 120 лет не существовало ни одного случая поднятия эдзосцами (айнами) восстания». Тогда, в связи с чем, через 20 с лишним лет после поражения Сагусаина правитель клана издал указ, запрещающий «превращать айну в японских домах в рабов».

1785г. Сражение айнов и японцев на мысе Носяппу (Хоккайдо).

1786 г. Свыше 200 айнов Кунашира напали на склады и суда японцев. Был убит чиновник клана Мацумаэ и более 70 служащих- японцев. Волнения переместились на Хоккайдо, в местность Аннэси. На подавление прибыло более 30 военных судов. Было казнено 37 «вожаков».

1788 г. Восстание айнов на Кунашире. Начальник японской карательной экспедиции приказал отрубить его участникам головы и, засолив в бочках, отправить на Хоккайдо в доказательство своего усердия.

1789 г. . На острове Кунашир вспыхнуло восстание айнов и было убито более 70 японцев. Сегунским чиновникам удалось подавить восстание лишь благодаря военной помощи феодального княжества Мацумаэ, правитель которого отправил на Кунашир военный флот из 30 судов с солдатами. Возмущение кунаширских айнов было подавлено с большой жестокостью.

запись создана: 02.04.2010 в 01:18

@темы: айны, япония, эбису, коробоккуру, история

URL
Комментарии
2010-04-02 в 23:01 

Samuray-08
Америка? Нет больше вашей Америки..
А.Б. Спеваковский. Оборотни, демоны и божества айнов (религиозные воззрения в традиционном айнском обществе). М., “Наука”, 1988. Стр. 5-9.

читать дальше

URL
2010-04-03 в 10:16 

Samuray-08
Америка? Нет больше вашей Америки..
внес изменения за 1789 год по восстанию на Кунашире

добавил комментарий внутри первого поста по 660 году.

URL
2010-04-03 в 10:57 

Samuray-08
Америка? Нет больше вашей Америки..
решил добавить статью "Феномен айну" Валерия КОСАРЕВА. К военной истории он отношения не имеет но материал надо изучить более подробно для общего представления ситуации по данному вопросу.

Феномен айну
Валерий КОСАРЕВ
Почему я занялся с «Материалами по айнскому языку и фольклору» Бронислава Пилсудского

читать дальше

URL
2010-04-03 в 10:58 

Samuray-08
Америка? Нет больше вашей Америки..
часть 2 статьи Косарева.
читать дальше

URL
2010-04-03 в 10:58 

Samuray-08
Америка? Нет больше вашей Америки..
окончание статьи Косарева.
читать дальше

URL
2010-04-03 в 11:01 

Samuray-08
Америка? Нет больше вашей Америки..
Опасное сходство: айнско-индоевропейские параллели
Валерий КОСАРЕВ

Опыт продолжающегося исследования


Я чувствую всем сердцем, и это подтверждено опытом многих других, что для жизни души ее родная речь - все равно, что солнце для жизни материальной: она озаряет ее, дает тепло... и располагает к раскрытию своих тайников, чтобы показать заложенные в глубине сокровища.
Бронислав Пилсудский.
читать дальше

URL
2010-04-03 в 11:03 

Samuray-08
Америка? Нет больше вашей Америки..
Опасное сходство: айнско-индоевропейские параллели
Валерий КОСАРЕВ (вторая часть статьи)

читать дальше

URL
2010-04-03 в 11:16 

Samuray-08
Америка? Нет больше вашей Америки..
Опасное сходство: айнско-индоевропейские параллели
Валерий КОСАРЕВ (третья часть статьи)


тут была таблица -мне пришлось ее переработать в текстовый вариант и исправить пару ошибок с нумирацией.
вот какова была шапка таблицы.:

Айнский язык Языки индоевроп. семьи Пояснения

собственно переработка таблицы:
читать дальше

URL
2010-04-03 в 12:16 

Samuray-08
Америка? Нет больше вашей Америки..
Опасное сходство: айнско-индоевропейские параллели
Валерий КОСАРЕВ (окончание статьи)


Этим перечнем образцы "опасного сходства" не исчерпываются, но некоторые из них я пока не помещаю, считая нуждающимися в проверке.
читать дальше

URL
2010-04-03 в 12:20 

Samuray-08
Америка? Нет больше вашей Америки..
"Знак" и "текст": мысли вокруг неисследованного протописьма айнов

Валерий КОСАРЕВ

читать дальше

URL
2010-04-03 в 12:22 

Samuray-08
Америка? Нет больше вашей Америки..
"Знак" и "текст": мысли вокруг неисследованного протописьма айнов
Валерий КОСАРЕВ (вторая часть статьи)

читать дальше

URL
2010-04-03 в 12:23 

Samuray-08
Америка? Нет больше вашей Америки..
"Знак" и "текст": мысли вокруг неисследованного протописьма айнов
Валерий КОСАРЕВ (третья часть статьи)

читать дальше

URL
2010-04-03 в 12:24 

Samuray-08
Америка? Нет больше вашей Америки..
"Знак" и "текст": мысли вокруг неисследованного протописьма айнов
Валерий КОСАРЕВ (четвертая часть статьи)

читать дальше

URL
2010-04-03 в 12:25 

Samuray-08
Америка? Нет больше вашей Америки..
"Знак" и "текст": мысли вокруг неисследованного протописьма айнов
Валерий КОСАРЕВ (пятая часть статьи)

читать дальше

URL
2010-04-03 в 12:27 

Samuray-08
Америка? Нет больше вашей Америки..
"Знак" и "текст": мысли вокруг неисследованного протописьма айнов
Валерий КОСАРЕВ (окончание статьи)

читать дальше

URL
2010-04-03 в 12:35 

Samuray-08
Америка? Нет больше вашей Америки..
В. Д. КОСАРЕВ
Из единого истока: Происхождение айнов и японцев
Главы книги
Краткое изложение замысла

читать дальше

URL
2010-04-03 в 12:36 

Samuray-08
Америка? Нет больше вашей Америки..
В. Д. КОСАРЕВ
Из единого истока: Происхождение айнов и японцев
Главы книги
Краткое изложение замысла (продолжение)

читать дальше

URL
2010-04-03 в 12:38 

Samuray-08
Америка? Нет больше вашей Америки..
В. Д. КОСАРЕВ
Из единого истока: Происхождение айнов и японцев
Главы книги
Краткое изложение замысла (продолжение)

читать дальше

URL
2010-04-03 в 12:44 

Samuray-08
Америка? Нет больше вашей Америки..
пока на его сайте выложено всего несколько глав :
читать дальше

URL
2010-04-03 в 12:48 

Samuray-08
Америка? Нет больше вашей Америки..
А. САФОНОВА
Загадочный народ айны...
Издано на Сахалине
читать дальше

URL
2010-04-22 в 19:10 

Samuray-08
Америка? Нет больше вашей Америки..
www.japantoday.ru/znakjap/histori/0504/I-A20.sh...
------------------------
Археологи проливают свет на тайну «северных варваров»
Asahi, 20 мая 2004 г.


В древние времена северную часть острова Хонсю и остров Хоккайдо считали дикими районами, заселенными таинственными варварами, которые не желали, чтобы ими правили японские императоры.
читать дальше

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Материалы по истории

главная